Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полный жизненный цикл Э.Эриксона.






Эрик Эриксон – последователь З.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятия, и принятых стилей воспитания.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

До 17-20 лет происходит медленное и постепенное становление главного ядерного образования - идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность – это условие психологического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается " потерянным".

Еще один важный для развития личности момент – кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это " повторные пункты", моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающими отрицательные сдвиги в развитии, его регресс.

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия развития Область социальных отношений Полярные качества личности Результат прогрессивного развития
1. Младенчество (0-1) Мать или замещающее ее лицо Доверие К миру – недоверие к миру Энергия и жизненная радость
2. Раннее детство(1-3) Родители Самостоятельность – стыд, сомнения Независимость
3. Детство (3-6) Родители, братья и сестры Инициатива – пассивность, вина Целеустремленность
4. Школьный возраст (6-12) Школа, соседи Компетентность – неполноценность Овладение знаниями и умениями
5. Отрочество и юность (12-20) Группы сверстников Идентичность личности – непризнание Самоопределение, преданность и верность
6. Ранняя зрелость (20-25) Друзья, любимые Близость – изоляция Сотрудничество, любовь
7. Средний возраст (25-65) Профессия, родной дом Продуктивность – застой Творчество и заботы
8. Поздняя зрелость (после 65) Человечество, ближние Целостность личности - отчаяние Мудрость

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал