Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип приоритета семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.






Принцип приоритета семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов является проявлением п. 2 ст.38 Конституции РФ, которая говорит что « Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей»[84]. Данный принцип находит отражение во многих отраслях Российского права, которые содержат нормы направленные на обеспечение защиты прав и свобод детей, их правильное воспитание, содержание и развитие. Дети - это главная ценность любой нации, определяющая ее будущее, и это признает большинство государств мира. Вот почему для государства так важно правовое обеспечение детей, гарантия их благополучной жизни, ведь это является условием для полноценного существования общества в целом. Главная цель создания семьи - это воспитание детей, забота об их благополучии, первоначальная социализация, подготовка к сложной, «взрослой» жизни. Именно в семье ребенок устанавливает первые социальные связи, получает первые навыки поведения в обществе, узнает культуру своего народа, формирует собственное представление о морали. И «правильное» воспитание - это потребность не только семьи, но и всего общества, ведь полученные навыки ребенок будет использовать во всех сферах общественной жизни. Семья - это первый и возможно главный институт социализации, влияющий на всю дальнейшую жизнь, но далеко не единственный.

После первичной социализации ребенок попадает в коллектив дошкольного учреждения, школы или учреждения дополнительного образования, в котором он «уравнивается» с другими детьми. Это одна из причин, по которой законодатель делает акцент на приоритете семейного воспитания, когда ребенок может получать индивидуальный подход, в соответствии со своими личными особенностями. Так же семья помогает ребенку наиболее широко получить социальный опыт, постепенно расширить кругозор, ведь в семье он контактирует с людьми разного пола, возраста и профессий.

В России правовое положение ребенка определяется в ст. 54-60 СК РФ, которые подчеркивают, что ребенок - самостоятельный субъект семейных правоотношений, а не объект, зависимый от родителей. При решении всех важных спорных вопросов, касающихся непосредственно несовершеннолетнего, его жизни и воспитания, его мнение всегда учитывается[85]. Таким образом, государство гарантирует обеспечение реализации прав ребенка, их охрану и защиту. Раздел VI в Семейном кодексе отдельно посвящен вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и регулируют такие формы принятия на воспитание детей как усыновление, опека, попечительство и приемная семья.

Ребенком законодатель признает лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, и наделяет такими правами, как:

- Право жить и воспитываться в семье (ст. 54 п. 2 СК РФ). При отсутствии родителей или лишении их родительских прав, это право в установленном законом порядке обеспечивают органы опеки и попечительства.

- Право знать своих родителей, если это представляется возможным (ст. 54 п. 2 СК РФ).

- Право ребенка получать родительскую заботу, воспитание, всесторонние развитие, уважение его человеческого достоинства и обеспечение его интересов (ст. 54 п. 2 СК РФ).

- Право на совместное проживание с родителями, если это не противоречит интересам самого ребенка (ст. 54 п. 2 СК РФ).

- Право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 п. 1 СК РФ). Это право за ребенка осуществляют родители (лица, их заменяющие), или органы опеки и попечительства, при их отсутствии.

- Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, либо лиц их заменяющих (ст. 56 п. 2 СК РФ).

- Право на общение с обоими родителями и родственниками, даже в случае их проживания в разных странах (ст. 55 п. 1 СК РФ).

- Право на общение с родителями, в установленном законом порядке, в случае нахождения ребенка в экстремальной ситуации, такой как нахождение в медицинском учреждении, арест, задержание, и другие (ст. 55 п. 2 СК РФ).

- Право ребенка выражать свое мнение по всем семейным вопросам, затрагивающим его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 СК РФ).

- Право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

- Право получать содержание от родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ) [86].

В Семейном кодексе так же определены способы воспитания детей, которые родители выбирают по своему усмотрению.

Ст. 60 СК РФ запрещает родителям при воспитании детей использовать пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство отношение, оскорблять или эксплуатировать детей, наносить какой-либо физический, психологический или нравственный вред[87]. В зависимости от выбранного способа воспитания, и его влияния на ребенка, семьи делят на благополучные и неблагополучные. Неблагополучная семья - определение субъективное и относительное, но без сомнений можно сказать что семья, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией, не обеспечивают семью, жестоко обращаются с детьми - является неблагополучной. В этом случае является невозможным осуществление права ребенка жить и воспитываться в семье своих родителей, так как это противоречит интересам самого ребенка, угрожает его физическому и психологическому здоровью. В такой ситуации ребенок имеет право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, которые передают ребенка на воспитание, отдавая предпочтение семейным формам устройства детей, таким как усыновление, опека, попечительство, патронажная семья. Только в случае невозможности ни одного из этих способов устройства, органы опеки и попечительства передают ребенка в специализированные учреждения.

Ст. 155.2 СК РФ предусматривает возможность передачи ребенка в семью на время, без оформления над ним опеки или попечительства[88]. Смысл этой нормы заключается в том, что по распоряжению администрации, ребенок, находящийся под надзором учреждений для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, отдается в семью, на непродолжительный период времени, например на выходные дни, каникулы, период реабилитации после болезни и т.п. Целью такой передачи в семью является обеспечение гармоничного развития ребенка, его правильное воспитание, возможность понять как устроена семья, наладить социальные контакты с ее членами. Законодатель устанавливает только срок возможного нахождения в семье, это три месяца беспрерывного пребывания, но не устанавливает минимальный возраст ребенка, который может быть временно передан в семью. Целесообразно было бы законодательно установить такой возраст старше 11 лет. Ребенок старше 11 лет осознает ситуацию, может получить навыки по ведению хозяйства и общению со взрослыми, и такой опыт, без сомнения, будет только на пользу. Так же пользой является то, что увеличиться вероятность того, что семья, не планирующая брать ребенка на воспитание, оставит ребенка, и оформит над ним опеку или попечительство. Но далеко не всегда семья выражает желание оставить ребенка, и ребенок младше 11 лет, мечтающий о семье и наконец-то ее приобретший, по истечении трех месяцев нахождения в семье (в некоторых случаях срок может быть увеличен до полугода), должен вернуться в специализированное учреждение, что может стать серьезной психологической травмой.

Проанализировав нормы законодательства, определяющие правовое положение ребенка, можно сделать вывод, что семейная форма воспитания детей является приоритетной и исчерпывающей для политики государства, и служащей сокращению числа детей-сирот.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал