Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наскальная живопись первобытного человека






Наскальный рисунок древнего человека отражал ту действительность, которая его окружала. Он отображал то, что волновало его больше всего. В палеолите основным занятием и способом добычи пищи была охота. Поэтому животные – главный мотив рисунков того периода. Как уже говорилось, в Европе были обнаружены во множестве изображения бизонов, оленей, лошадей, коз, медведей. Они переданы не статично, а в движении. Животные бегают, прыгают, резвятся и умирают, пронзенные копьем охотника. Неподвижных фигур почти нет.

Наскальные рисунки разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1, 5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

Некоторыми чертами произведения пещерной живописи напоминают детский рисунок. Расположены изображения совершенно произвольно относительно вертикали и горизонтали, часто перекрывают друг друга, на них невозможно отличить, где верх, а где низ. Очевидно, для автора было главным общее значение изобретений, а не его отдельных деталей: отсутствуют некоторые части тела. Незаконченные рисунки указывают на то,

что художнику было безразлично, откуда начинать рисунок — с хвоста, ноги и т.п.

Зачем древний человек изображал животных и людей на стенах пещер и других объектах, точно неизвестно. Поскольку к тому времени уже начала формироваться религия, скорее всего, они имели глубокое ритуальное значение. Рисунок «Охота» древних людей, по мнению части исследователей, символизировал удачный исход борьбы со зверем. Другие считают, что их создавали шаманы племени, входившие в транс и пытавшиеся через изображение получить особую силу. Древние художники жили очень давно, а потому мотивы создания ими рисунков современным ученым неизвестны.

Для создания рисунков первобытные художники использовали особую технику. Сначала они процарапывали резцом изображение животного на поверхности скалы или камня, а затем наносили на него краску. Ее изготавливали из природных материалов – охры разных цветов и черного пигмента, который добывали из древесного угля. Для фиксации краски использовали органику животных (кровь, жир, мозговое вещество) и воду. Цветов в распоряжении древних художников было мало: желтый, красный, черный, коричневый.

 

А. М. Линевский выступил в роли горячего сторонника магической теории и магического истолкования наскальных рисунков Карелии. По его мнению, почти все онежские рисунки вызваны к жизни именно потребностью промысловой магии. Выбивая рисунки и совершая над ними различные

колдовские обряды, вплоть до повреждения, люди стремились достичь вполне практических целей - обеспечить себе удачу в реальной охоте и промысле, предопределить их благоприятный исход и даже закрепить годовой цикл хозяйства. По существу ту же направленность имели и мифологические образы.

Район петроглифов, по мнению К. Д. Лаушкина, был для первобытных людей святилищем, где совместились три части вселенной: Земля - мир живых, Небо - мир светлых богов, Вода - нижний мир, мир мертвых и темных богов. В святилище совершались разнообразные религиозные церемонии и обряды, развертывались сложные действия, разыгрывались первобытные мистерии с большим числом участников, длившиеся, возможно, по многу дней. Здесь, особенно в период голодовок и охотничьих неудач, могли производить колдовские действия с целью обеспечить изобилие рыбы, птицы и зверя, успех в охоте и рыболовстве. Здесь поклонялись предкам и " хозяевам" лесов, вод и т. д., совершали обряды, связанные с культом мертвых.

Но самая поразительная черта онежского святилища - ясные, неоспоримые следы ярко выраженного космического культа, главным предметом которого было солнце. Остальные культы (охотничья магия, магия плодородия и т. п.) имели подчиненный характер по отношению к культу солнца: " Когда солнце, сверкнув последний раз похолодевшими лучами, исчезало в пучине озера, сердце человека сжималось от страха. Он обожествлял солнце и считал его живым и добрым существом, он верил, что на ночь оно уходит в мир мертвых и там на него набрасываются страшные чудовища. Выдержит ли солнечное божество жестокий бой? Вернется ли снова на небосклон? К исходу битвы человек не мог оставаться равнодушным. И вот - высекал волшебные рисунки на скалах. Это была магия добрая, наивная подмога солнцу в ночной схватке его с силами мрака и зла..."

Ключом к онежским рисункам служит "...сам образ живого солнца, живая картина его перехода с высокого небосвода в пучину озера, в недра подземного мира, населенного душами умерших и злыми чудовищами". Вот она, основополагающая мысль, основа основ предложенных расшифровок.

Известно, что мифы действительно играли огромную роль в жизни народов, остававшихся на уровне родо-племенного строя. В этой связи уместно напомнить высказывание Леви-Брюля: " Мифы составляют, говоря буквально, наиболее драгоценное сокровище племен. Они относятся к самой сердцевине того, что племя почитает как святыню. Наиболее важные мифы

известны лишь старикам, которые ревниво оберегают их тайну... Старые хранители этих тайных знаний сидят в селении, немы, как сфинксы, и решают, в какой мере они... могут доверить знания предков молодому поколению".

Но даже сейчас, когда еще до конца не ясны смысл и назначение наскальных изображений, они имеют большое и разноплановое познавательное значение. Прежде всего они, пожалуй, интересны тем, что фиксируют определенный стадиальный пласт в развитии первобытного сознания и культуры Европейского Севера. О принципиально важных моментах, таких как монументализм сам по себе, развернутые композиции, новые сюжеты и т. д., речь уже шла. Петроглифы свидетельствуют и об очень важных, можно сказать, кардинальных переменах в самом сознании людей, их мироощущении. Едва ли не главным итогом такого движения сознания явилось возрастание интереса к образам людей и человекоподобных существ, которые выдвигаются на первый план, потеснив звериную тематику, свойственную не только пещерному верхнепалеолитическому, но и послепалеолитическому искусству. Существенно, что человек и человекоподобные персонажи в петроглифах обычно выступают в действии - в сценах охоты, промысла, борьбы. Рассматривая их, мы видим, что человек, как правило, показан в роли победителя, кто бы ему ни противостоял, - белухи, лоси, олени, медведи либо враждебные мифологические образы. Чувствуется, что люди осознают себя как активное начало в мире природы, приближаются к пониманию своей истинной коллективной силы. Они по-новому стали представлять окружающий мир, его решающие жизненные силы и связи.. Интересны рисунки и как памятники искусства.

 

Заключение

Завершая рассмотрение мифологических истоков на­родной художественной культуры, необходимо подчеркнуть, что в мировоззрении современного человека мало что сохра­нилось от мифологической картины мира, навсегда ушли в прошлое древние суеверия и формы языческого культа, одна­ко нам важно сохранять мифы и продолжать исследования их по той причине, что они многое могут рассказать об истории нашего народа, помочь понять значения и смыслы древних художественных традиций и образов. Важно и то, что через мифы нам раскрываются те вечные духовно-нравственные ценности и идеалы, которые с древних времен существовали у нашего народа: ценностное отношение к природе, семье, предкам и многие другие.

Таким образом, в культуре первобытного человека есть что-то загадочное, необъяснимое до сих пор.

 

Список литературы:

1. «Биофайл» научно-информационный журнал

2. Т. И. Бакланова (Введение, РазделI, глава 1)Г.П. Блинова (РазделI, глава 3, РазделII, глава 6)О.А. Блох, О.В. Тарасов (РазделII, глава 3); Н.Д. Булатова (РазделII, глава 1)Н. Н. Ермоленко (РазделII, глава 2); СБ. Жукенова (РазделII, глава 7)В. Ф. Зива (РазделI, глава 2); СП. Исенко (РазделII, главы 8, 9); Л.В. Орлова (РазделII, глава 4.); Э.И. Петрова (РазделII, глава 5); Е.Ю. Пухначева (РазделII, глава 5)Е.Ю. Стрельцова (РазделI, глава 4) Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Бак­лановой Т.И., Стрельцовой ЕЮ.. -М: МГУКИ, 2000. - 344 с.

3. https://fb.ru/article/160087/risunki-drevnih-lyudey-drevnie-naskalnyie-risunki

4. https://www.vottovaara.ru/o-smisle-i-naznachenii-naskalnix-risunkov.html

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал