Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жизнь и творчество Гончарова.Стр 1 из 3Следующая ⇒
П л а н 1. Роль в литературе. Жизненный путь и творчество. 2. Роман “Обыкновенная история” (1844-46). 3. Очерки “Фрегат Паллада” (1852-55; 1858 – отд.книга). 4. Роман “Обломов” (1848-58). 5. Роман “Обрыв” (1849-69)
Роль в литературе. Великий писатель-реалист. Член “Натуральной школы” Белинского. Впервые во всех тонкостях отразил эпоху крепостничества и разложения феодального строя в России. Романом “Обломов” подписал приговор крепостничеству. С него пошел в прозе правильный русский литературный язык. Белинский: “У Гончарова впервые чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся русский язык.” Добролюбов: Он любит писать то, что отстоялось и уже стало отживать. Отсюда – критика крепостничества, романтизма, тема России на грани перемен. Увлечение подробностями. Через подробности – выводы. А новое ему неосно виделось: не на что опереться пока. Поэтому и стал делец Штольц у него туманный – деловитость есть, а отрицательное еще не ясно. Тяготение к романной форме. Различна композиция. В “Обык. ист.” – две сюжетные линии (романтик Ал-р Адуев и его дядя-прагматик - Петр Адуев), общий конфликт (реалисты, прагматики – и жизнь). В “Обломове” – очень медленное развитие действия. В “Обрыве” – много пер и петий (внезапных перемен), эффектные ходы, изменчивые характеры. В очерках “Фрегат Паллада” (1852-56) – множество впечатлений о 2-летнем кругосветном путешествии в качестве летописца географического похода.
Жизнь и творчество Гончарова. Родился в 1812 г. в Симбирске в полудворянской, полукупеческой среде. Избалованный сынок: ухаживали, откармливали. Повсюду видел картины беспечной, сонной, ленивой жизни обитателей усадьбы. Вырос вначале ленивым тугодумом и романтиком (потом с себя писал Александра Адуева и самокритично). И он сам не Обломов (его не воспитывали, как Обломова, не было слуги, не было дяди-дельца и т.д.). Причина его развитости – в детстве у него был крестный отец Трегубов, просвещенный, связан с кругами декабристов. Беседы с ним. И чтение книг – Ломоносов, Фонвизин, Державин, Вольтер, Руссо, и описания путешествий Кука, Крашенинникова, Карамзина. Московское коммерческое училище 1822-30 гг. Учили плохо, рутинные учителя. Но он продолжал много читать – и воспитался на передовой литературе, хотя больше романтической и сентиментальной. Потом вырос из такой литературы и осудил себя – после статей Белинского о романтич. л-ре. 1831-1834 гг. – Моск. ун-т, где многие учителя ретроградные. Да и это было время реакции 30-х годов. Но опять спасали книги. И студенческие кружки. В ту пору учились вместе с ним Белинский, Герцен, Станкевич, застал и Лермонтова. Были и некоторые учителя передовые, например проф. Надеждин Ник.Ив. (эстетику читал), он издавал ж. “Телескоп”, он был за просвещ.монархию, которой не было. Отсюда критика монархизма Николаевского, в 1836 г. опубликовал “Философическое письмо” Чаадаева (за письмо ж. был закрыт, Надеждин отправлен в ссылку до 1838 г.). В 1832 г. в ун-те выступал Пушкин. После окончания ун-та в 1834-35 гг. служил в Симбирской канцелярии секретарем губернатора. Стал узнавать дворянско-чиновничью жизнь из первых рук. Недоволен. Переезжает в Петербург. Мелкий чиновник департамента внешней торговли Министерства финансов. Нравственные разврат, мелочь, грубости ума. Позже писал: сколько надобно было усилий, чтобы не опуститься, все свободное время отдавал литературе. Однажды записал в альбоме Е.В.Толстой (любил ее, но не решился жениться) запись и подписал: “Де Лень” (лентяй, увалень). Так за ним закрепилась эта кличка. На деле таким был чисто внешне (на деле энергичный). Потом сблизился с семьей живописца Ник.Майкова, сыновьям которого – Валериану и Аполлону – преподавал литературу. У Майковых он и познакомился с Тургеневым, Достоевским, Григоровичем, Некрасовым, Полонским. Все они были под влиянием идей Белинского. В этом кружке все учились друг у друга, читали свои стихи, прозу. Делились мыслями о науке, лит-ре, о свободе для крестьян, о просвещении для всей страны. Гончаров о себе: “Я с 14-15 лет, не подозревая в себе никакого таланта, читал-читал и стал писать… Все это чтение и писание выработало мне перо, писательские приемы и практику”. Первыми были романт. стихи, рассказы и очерки, затем незаконч. роман в духе “Старосветских помещиков” Гоголя. Затем критика романтизма, первые повести с юмором, иронией писал о помещиках, чиновниках, дельцах. Постепенно вырастал из романтизма, критиковал его судьбами своих героев. Показывал, как романтизм и дворянство сходят со сцены жизни.. Как потом показал и в “Обыкн.истории”. Затем были “Обломов” и “Обрыв” (это 50-е годы). С 1852 по 54 гг. – поездка на фрегате Паллада вокруг света в качестве летописца от Географического общества. В результате – очерки “Фрегат Паллада” С 1856 г. по 1867 г. – Гончаров стал цензором, 9 лет лет каторжной работы. “Боже, сколько мне приходилось читать всякой дряни”. Горы критич. отзывов. Вращался среди ретроградов, защищал прогрес. л-ру. Это он разрешил к изданию “Записки охотника” Тургенева, Собр.соч. Языкова, пьесы Островского. Цензурировал “Отеч.записки”, спасая журнал от запрещения. Есть и обиженные на него, конечно. Анненков писал: “Гончаров летает с брюшком своим, суетится, подчиняет своему влиянию, хитрит с нашим братом”. Конечно, приходилось вести двойную жизнь. И урывками пишет свои романы. Л.Толстой об “ Обыкнов.истории ”: “ Прочтите эту прелесть, вот где учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, на людей. Можешь не соглашаться, но зато свой собственный взгляд становится умнее и яснее”. Писемский к Островскому: “Друг наш Ив.Ал-рович Гончаров окончательно стал походить на дядю в его “Обыкн.истории” и производит на меня такой страх, что и встречаться с ним тяжело”. В 1867 г. Гончаров вышел в отставку (началась новая реакция). “Я весь изранен”, особенно из-за цензурной работы и разноречивых отзывов о своих романах. Дело в том, что писал он в период перемен. Поэтому много споров в печати, в критике о его произведениях. Все недовольны, ибо каждый видит свое. Многие мстили ему за запреты их стихов или прозы. Он очень переживал. После “Обрыва” (1869) почти не писал 20 последних лет: “у меня отняли дух и самолюбие работать вновь”, “я морально умер”. Но все же изредка писал в 70-91 гг.: рассказы, повести, очерки, статьи – 1871 – статья “Мильон терзаний”, в 1879 г. – “Лучше поздно, чем никогда” (его борьба за реализм в лит-ре, против идеалистич. теорий искусства), в 1891 - “По Восточной Сибири” (дополнение к “Фрегату Паллада”). Жил в Петербурге уединенно. Ослеп на один глаз. Часто болел. В числе близких друзей – попрежнему Майковы, Никитенко, Некрасов (он сам много бегал по цензорам, хитрил, проигрывал им в карты вместо взяток и т.д.), Боборыкин и Стасюлевич, Федор Алексеевич Кони (драматург) и его сын – знаменитый юрист Анат.Ф.Кони (кот. позже рассказал Л.Толстому историю, что легла в основу “Воскресения”). В 1891 г. Гончаров заболел воспалением легких и умер. Зная, что умирает, кое-что учел: он знал много “грязного” о барском отношении к писателям со стороны чиновников, об их копании в архивах, “в белье” писателя. Знал, что будут искать у него в переписке и компромат на его писателей-друзей прогрессивных. Поэтому перед смертью сам сжег все интимные письма, рукописи и черновики, весь архив. Говорил: “Важно лишь то, что напечатано, а я все напечатал, что хотел”.
“Обыкновенная история” (1844-46) - Повесть напечатана в 3-х номерах “Современника” в 1847 г. Белинский писал: “Повесть его произвела фурор – успех неслыханный! Она страшный удар по романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму ”. Сюжет о том, как реальная жизнь и судьба разбивает романтизм, идеализм, провинциализм и т.п.
|