Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Епископы
Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании называется не только апостолом (Евр. 3, 1), но и епископом (1 Пет. 2, 25). В синодальном переводе в этом месте стоит слово «блюститель». Жребий апостольского служения называется «епископством» (Деян. 1, 20) (в синодальном переводе – «достоинство»). Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершают свое служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. О том, что служение епископов есть действительно служение пастырское, говорит апостол Павел (обращение апостола к ефесским епископам): Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте – епископами), пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20, 28). Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим. 4, 14); Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим. 1, 6). В служении, которое исполнял Тимофей, мы можем различить все три составляющих пастырского служения: Учительство. Проповедуй сие и учи (1 Тим. 4, 11); проповедуй слово (2 Тим. 4, 2); совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4, 5); занимайся чтением, наставлением, учением (1 Тим. 4, 13). Священнодействие. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах (1 Тим. 5, 22). Служение Тита, по-видимому, не отличалось от того служения, которое исполнял Тимофей в Ефесе: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тит. 1, 5). Служение управления. Обличай, запрещай, увещевай (2 Тим. 4, 2); увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (Тит. 2, 15). Если обратиться к примеру Тимофея, то видно, что его отношение к подчиненным ему пресвитерам практически не отличалось от тех отношений, которые существовали в последующее время между епископами и священниками. Во-первых, Тимофей, так же, как и Тит, мог рукополагать пресвитеров; во-вторых, Тимофей имел право награждать и поощрять пресвитеров: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (1 Тим. 5, 17). В-третьих, он имел право разбирать обвинения, т.е. судить пресвитеров: Обвинение на пресвитеров не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1 Тим. 5, 19-20). Служение Тимофея было ограничено пределами одной Поместной Церкви. Апостол Павел говорит Тимофею: Я просил тебя пробыть в Ефесе (1 Тим. 1, 3). Но как бы ни называлось то служение, которое исполнял Тимофей, по своему существу оно не отличается от того, которое мы ныне называем епископским. Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не было тех, кто сами себя поставили во епископы, чтобы не было самосвятства. Уже во II веке одним из главных аргументов православных в споре с еретиками, в частности с гностиками, заключался в том, что еретики не могли документально подтвердить преемство своих епископов от апостолов, в то время как православные это успешно делали.
|