![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Это первая пьеса в драматургии критического реализма.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Бестужев, Одоевский. Отпуск в Москву и Петербург. На юге у декабристов (не принадлежал официально к тайным обществам), (дек. не брали, берегли поэтов-писателей, а он скептически смотрел на военный заговор: «100 прапорщиков хотят перевернуть Россию» – т.е. без народа?!). 1826 – Арестован по делу декабристов. Уверены были, что… Грибоедов отрицал. Улик не было. Николай 1-й по просьбе своего любимца генерала Паскевича веле освободить Грибоедова. За ним, однако, был установлен секрет. надзор. В одиночке Грибоедов написал стих: По духу времени и вкусу Он ненавидел слово «раб»… За то попался в Главный штаб И был притянут к Иисусу… Ему не свято ничего, - Он враг царю… Он друг сестрицын. Уж не повесят ли его, Скажите правду, князь Голицын?.. Выйдя из одиночки, Грибоедов закончил стих. «Освобожденный»: Луг шелковый, мирный лес!.. Ясная лазурь небес!.. Мне ль возвращены назад Все очарованья ваши?!.. Снова упиваюсь я Вольностью и негой чистой. Но где друг?.. но я один!.. Горем скованы уста, Руки тяжкими цепями…(Соч.: В 2т, т.2, с.16, 18). ИЗВЕСТНОСТЬ ГРИБОЕДОВА БЫЛА ВЫСОКА: (его комедию переписывали и знали наизусть декабристы): Приехал в 1824 г. в Петербург, а потом писал в письме: «Вчера читал комедию Крылову, Жандру, Хмельницекому, Шаховскому, Гречу, Булгарину, Колосову, Каратыгину… Нет, не 8, а 12 раз читал… Еду сегодня Столыпину читать. Потом еще три чтения» (о его чтениях писали современники: «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет»). – Т.2, с.212. Многие переписывали комедию и потом друг другу давали – с переписок опять писали. 1828 – дипломатическая ссылка в Персию – полномочным послом: там воен.действия. Женитьба – по дороге – в Тифлисе на княжне на княжне Нине Чавчавадзе (дочь известного грузинского поэта-писателя Александра Чавчавадзе, основоположника романтизма в груз. лит-ре). Это не тот. Позже на 40 лет был еще писатель Илья Чавчавадзе, основоположник критич.реализма в груз. лит-ре (1837-1907). 1829 г., 30 янв. – Грибоедов вместе с посольством в Тегеране был убит во время бунта персов (они всех вырезали, обезглавили, изуродовали, накидали гору трупов во дворе). Найден Грибоедов в этой общей могиле по кривому пальцу (рана после одной из его дуэлей. А дуэли в начале 19 в. Были очень часты). Могила его – в Тифлисе на Давыдовой горе. Надпись Нины Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны, Но зачем же пережила тебя любовь моя». Потом она до конца своих дней так и не вышла замуж.
КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» (1822-24 и после всё дорабатывал) Это первая пьеса в драматургии КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА. Он – основоположник критич. реализма в драматургии. 1) Материал – жизнь барской Москвы после 1812 г., быт, нравы, взгляды, мировоззрение под критич. взглядом автора и передового дворянства. Автор потом: «У меня в пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». 2) Конфликт – (по содержанию) мировоззренческий: между двумя политич. лагерями, эпохами, их представителями: «Век нынешний» (передовая молодежь) и «Век минувший» (реакционная часть дворянского общества). 3) Конфликт – (по форме) между героями-людьми, а главное – между взглядами двух лагерей. 4) Сюжет – Мол.человек Чацкий, друг детства, приехал через 3 года учебы за границей в дом Фамусова (соседа), чтобы повидаться с Софьей, кот. он любил. 5) Сюжет внешне простой, бытовой. Режиссер Вл.И.Немирович-Данченко (вместе с Конст. Серг. Станиславским – руководители МХАТа, Малого Худож.Театра, передового в России конца 19- нач.20 в.), Немирович-Данченко ОДНАЖДЫ на собрании в нач. 20 в., где драматурги жаловались, что не о чем писать, нет жизненного материала, - ответил с трибуны: «А вы напишите, как главный герой после долгого отсутствия приехал из-за границы домой и что нашел…». Ему в ответ: «Так это же примитивно! С таким сюжетом и пьесы хорошей не будет». – Немирович-Данченко ответил: «Ну не скажите… А вот Грибоедов на основе такого простого сюжета написал знаменитое «ГОРЕ ОТ УМА»!!!». 6) ВЗГЛЯДЫ БАРСКОЙ Росси, МОСКВЫ (Фамусов, Скалозуб, Максим Петрович, Молчалин, Репетилов): а) Защитники крепостничества («Сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом»; «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…», о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»), б) Культ богатства (Фамусов – дочери Софье: «Кто беден, то тебе не пара»), Фамусов о дяде своем: «Не то на серебре, на золоте едал», «Богат, и на богатой был женат!» в) Погоня за чинами (Скалозуб: «И награжденья брать, и весело пожить»). Г) Клановые связи (Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки, Всё больше сестрины, свояченицы детки»). Фамусов: «А как не порадеть родному человечку». Д) необразованность (о Скалозубе: «Он слова умного не выговорил сроду»; Скалозуб: «Собрать все книги бы да сжечь»; Фамусов о Софье и себе: «А в чтеньи прок-от невелик. Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится»); е) Прислуживание начальству. Власть чинов. Карьера: (Чацкий о Молчалине: «На цыпочках и небогат словами»). (Чацкий о себе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!») ж) Бессловесность служащих: (Чацкий о Молчалине: «Дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных») (Молчалин о себе: «Не д о лжно сметь своё суждение иметь») з) Отрицание всего нового, губители всего живого: (Чацкий – монолог: «И точно начал свет глупеть, Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом; Как тот и славился, чья чаще гнулась шея, Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали о б пол не жалея!.. Тем, кто выше, лесть как кружево плели… Прямой был век покорности и страха!»). и) Ограниченность: ( Софья о Чацком: Ах, если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко). к) Завистники: (Никто простить не может, зачем Чацкий умнее).
ВЗГЛЯДЫ ЧАЦКОГО:
|