Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА № 6, 7.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ЖИЗНЬ и ЛИРИКА Ал-ра Серг. ПУШКИНА (1799-1837) П л а н: 1. Роль Пушкина в развитии литературы и нашей жизни. 2. Жизненный путь Пушкина (основные даты). 3. Лирика Пушкина: жанры, темы, идеи. 4. Энциклопедическое разнообразие стихов, произведений Пушкина.
РОЛЬ ПУШКИНА - Пушкин относится к числу тех писателей мира (поэтов, лириков, прозаиков, драматургов), чье творчество, слава, любовь к которым никогда не увянут. И он не только русский писатель, он ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ писатель – для всех «начало всех начал», как писал Виссарион Григорьевич Белинский. Почему всеми любим? Потому что писал о всеобщих и об общих для всех темах, вопросах, проблемах, ибо был демократом, гуманистом и одним из умнейших людей ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Он мера наших обыденных взглядов. Белинский: «Пушкин принадлежит к вечно движущим и движущимся явлениям. Каждая эпоха произносит о нем свое суждение. Каждая эпоха скажет что-нибудь новое и никогда не скажет всего».
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПУШКИНА, основные даты: 1) Родился в 1799 г. 26 мая. – отец Сергей Львович из старинного дворянского рода, мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого» (Ганнибала). Детей было трое – старшая Ольга, потом Александр-Саша, за ним Лёвушка. В семье любили мировую литературу. Отец и дядя – писатели. Да и мальчика Сашу часто находили сидящим за книгой между стеллажами книг в доме. Рано, в 6-7 лет Саша-Александр («Кудрявый») и стихи начал писать. Часто писал по ночам. Он, как о нем говорили, «ДУМАЛ СТИХАМИ». В доме у Пушкиных бывали писатели – Карамзин, Жуковский (на 16 лет старше Пушкина), Дмитриев (поэт, друг Карамзина). Их разговоры, чтения своих произведений слушал и мальчик Пушкин. В семье была няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка), которая знала и рассказывала много песен, сказок. На всю жизнь Саша Пушкин сохранил к ней большую любовь. Она с ним была в ссылке в селе Михайловском. О ней писал потом: «Подруга дней моих суровых…» Был позже с Пушкиным в ссылках и до конца его дней «дядька» Никита Козлов (крепостной человек Пушкиных, кот. умел читать и даже писал стихи), о нем - позже. 2) В 1811 г. – отдали в Царскосельский лицей под Петербургом (царь Ал-р 1-й хотел, чтобы 30 мальчишек-воспитанников из лучших семей стали со временем чиновниками министерскими. НО из многих лицеистов выросли образованные и смелые вольнолюбцы. Были среди них и несколько будущих декабристов, напр. Пущин, Дельвиг, Раевский, Кюхельбекер, кот. друзья звали «Кюхля», друг Пушкина. Самого Пушкина звали). Рядом в селе – полк стоял. Там был офицер и поэт-мыслитель П.Я.Чаадаев, который часто бывал в лицее, сблизился по взглядам с Пушкиным-лицеистом. Много внимания уделялось на уроках и вне уроков обсуждению атмосферы и военных действий войны 1812 года. Всё это было недалеко от Лицея тоже – рядом проходили полки на поле военных действий. Многие из знакомых ушли на фронт воевать против французов. Ушли и поэты Чаадаев, Жуковский, Грибоедов, Вяземский. Среди учителей были и передовые, вольнолюбивые люди (напр., проф. А.П. Куницын, Галич), демократы, гуманисты разумные. Много внимания в программе – отводилось ЛИТЕРАТУРЕ МИРОВОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ. Даже на уроках писали сочинения в стихах. Пушкин много читал, рано писать стал стихи. Писал даже на уроках иной раз. Его рано оценили и лицеисты, и учителя, и взрослые из посетителей. Писал Пушкин стихи и по-французски (язык этот знал с детства). За кудряшки и франц. язык звали его лицеисты «Французом», на что Пушкин обижался во время войны 1912 года. Звали его еще и «Сверчком» (очевидно, за звонкий голос). В Лицее Пушкин увлекался стихами Ломоносова, Тредиаковского, Державина, Жуковского, Карамзина, баснями Крылова, комедией Фонвизина «Недоросль». На уроках за партой перед Пушкиным сидел Горчаков. Однажды задали задание на уроке по литературе написать стих на тему «Восход солнца». Горчаков мучился-мучился и вымучил одну строку: «Грядет с заката царь природы». Думал дальше. Надо было уже сдавать учителю. Горчаков за спиной передал тетрадь Пушкину и попросил дописать что-нибудь, а то – беда. Пушкин тут же дописал несколько строк. Горчаков, не читая, успел лишь отдать тетрадь учителю. На следующем уроке учитель, раздавая тетради, сказал Горчакову: «А вас я что-то не очень понял, Горчаков, но написали Вы с хорошими рифмами». И прочитал из его тетради под хохот лицеистов: «Грядет с заката царь природы – И изумленные народы Не знали, что им предпринять – Ложиться спать или вставать». Горчаков за спиной показал Пушкину кулак. Но не дрался потом с Пушкиным, ибо знал, что это могло быть опасно, а кроме того в лицее была строгая дисциплина. 3) Первое печатное стихотворение Пушкина было в 1814 г. в ж. «Вестник Европы». Лицеисты были очень горды этим. Стих был подписан Александр Н.к.ш.п. и назывался «Другу стихотворцу» (обращение, вероятно, к Кюхельбекеру).
4) В январе 1815 г. – на экзамене при переходе на старший курс Пушкин читал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На экзамене присутство-вал поэт Державин. После экзамена Державин просил подвести к нему лицеиста Пушкина, чтобы обнять его. «Меня искали, писал позже Пушкин, но я от волнения убежал куда-то, и меня не нашли…». Позже в романе «Евг.Онегин» он писал: «Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил». 5) По окончании Лицея Пушкин жил в Петербурге у родителей и служил чиновником в Коллегии иностранных дел. Одновременно Пушкин посещал Литературный кружок «Зеленая лампа». Встречался на заседаниях и со стариком Крыловым. Юноша Пушкин читал там и свои стихи. Многие стихи его ходили по рукам, перепи-сывались, среди них и очень смелые – «Вольность» («Увы! Куда ни брошу взор – Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы…»). Среди таких была и «Деревня» (где были строки: «Везде невежества убийственный позор»). Кончилось тем, что царю Александру 1-му донесли, и царь сказал: «Пушкина надо сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь их читает». 6) Ссылка тут же последовала в мае 1820 года. Хотя не в Сибирь (друзья похлопо-тали), а в Днепропетровск (на Украину) на службу в канцелярию генерала Инзова, наместника Бессарабии. Пока Пушкин со старым своим слугой Никитой Козловым ехал к Инзову, тот переехал в Кишинев со своей канцелярией. 7) В Кишиневе пробыл Пушкин около 3-х лет. Инзов - добрый, честный, подружился с Пушкиным, службой не обременял. За время ссылки Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге», «Кинжал», «Цыганы», поэму «Кавказский пленник», начал роман в стихах «Евгений Онегин», «Узник» (где прямо призывал к борьбе с самодержави-ем) и др. Записывал молдавские песни, сказания, изучал философию, историю края Молдавского. Познакомился с членами тайного Южного общества будущих декабристов (но они скрывали от Пушкина свои тайны, берегли поэтов-писателей). Пушкин писал эпиграммы резкие, был неосторожен. Донесли опять царю. 8) Друзья Пушкина из окружения царя опять смягчили наказание – Пушкина сослали еще южнее и строже, НО (он же, Пушкин, из старинного дворянского рода, как же… в родстве в далеком прошлом с Петром 1-м…) сослали в Одессу, на службу к графу Воронцову, очень суровому и жестокому. 9) Отношения не сложились. Пушкин о Воронцове писал в письме: «Он воображает, что русский поэт явится в его передней с посвящение или с одой, а тот является с требованием на уважение». Отношения были такие. Однажды Воронцов послал Пушкина в степь выяснить, как там ведет себя саранча, тучей налетевшая в степи. Пушкин поехал, наблюдал, приехал и в Отчете о поездке написал: «Саранча летела-летела… Села, всё съела и улетела». 10) Летом 1824 г. пришел приказ царя отправить Пушкина под надзор властей в Псковскую губернию в имение родителей – в село Михайловское, где в это время жила его семья: родители, брат, сестра.
|