![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ал-р Никол. Островский-драматург
Комедия «Свои люди - сочтемся» (1849) «Гроза» (1859)
Первая большая пьеса. Остр. - сразу сторонник “натуральной школы”. Материал пьесы – жизни купечества на рубеже реформ в России. Характеры и биография купечества – 1) Тишка-мальчик в доме, с детства впитывает жажду наживы; 2) Большов – с детства торговал пирожками, стал обманом одним из богачей (с помощью банкротства). 3) Подхалюзин – приказчик, обманывает хазяина, разоряет его и становится сам богатым. Конфликт пьесы – между духовными качествами первых накопителей-купцов и духовностью новых, буржуазных купцов. Тема – борьба за богатство в период становления буржуазных порядков. Сюжет (развитие конфликта) - купец Большов решил обогатиться с помощью банкротства. Для этого записал все имущество и деньги на своего приказчика Подхалюзина (которому верил, как себе) – и объявил себя банкротом. Должен сесть в “долговую яму”, а потом ждет выкупа от Подхалюзина. Но Подхалюзин обманул его. Отказывается выкупить, отдать деньги, имущество. Липочка, дочь Большого, тоже предала отца. Она выходит замуж за Подхалюзина (т.е. за его деньги). И видно, что подрастает еще более хитрый делец – Тишка-мальчик в доме. Смысл пьесы – в купеческой среде, в буржуазной обстановке ВСЕ В БОРЬБЕ ДРУГ С ДРУГОМ, СВОИХ ЛЮДЕЙ НЕТ, Никому не верь. ПОБЕЖДАЕТ В БОРЬБЕ ЗА ДЕНЬГИ ТОТ, КТО ПОДЛЕЕ И ХИТРЕЕ.
Сюжет в пьесе БОЛЬШОЙ – главн. сюж. линия и несколько дополнительных. Дополнит. Фабулы подчеркивают типичность борьбы за богатство и рост подлости, хитрости, обмана, корупции, всепродажности. Название пьесы ироническое – нет «своих людей», все друг друга продают.
Жанр – сатирическая комедия – 1) все отрицат. герои и они на 1-м месте в пьесе; 2) борьба между отрицат. героями; 3) положит. начало – критика автором отриц. героев; 4) отриц. герои не осознают конфликта – Большов наивен, Подхалюзин верит Липочке, Липочка верит Подхалюзину, и не учитывают, что «все в войне друг с другом» (как писал еще Локк в 17 веке, когда рос капитализм в Западн. Европе).
“Г Р О З А” (1859) В 50-е гг. Остров. выходит за пределы изображения купеческой среды: 1855 – “В чужом пиру похмелье” – конфликт купхов-самодуров с просветительской интеллигенцией. 1856 – “Доходное место” – борьба за чин в чиновничьей среде. 1858 – “Воспитанница” – конфликт между бедніми и богатіми в дворянской среде.
1859 – “Г р о з а” – итоговая пьеса дореформенного периода в тв-ве Остр. 1) впервые вышел за пределы комедийного жанра – написал трагедию. Обычно трагедией называли пьесу, где есть цари, полководцы. Но это формальное определение. У Островского впервые в трагедии простые люди. А конфликт именно трагический. Неразрешенный в пьесе. Герои осознают конфликт. Жанр ТРАГЕДИЯ – (по сути) это пьеса, где на 1-м месте положит. герои, но они слабы и терпят физическое поражение (хотя идейно именно они побеждают). На 2-м месте – отрицательные герои, обстоятельства, но они сильны и остаются в силе.
Конфликт – между сторонниками “темного царства” купечества и противниками “темного царства”. Герои осознают конфликт. Тема – личной свободы, человеческого достоинства, свободы поступков и чувств, взаимопонимания и взаимоуважения между людьми. Сюжет большой – несколько сюж. линий, есть главная – жизнь и судьба в бурж.-купеческой среде девушки Катерины, порядочного, честного человека. В городе Калинове на берегу Волги живет девушка Катерина в семье купчихи Кабановой. Она - жена её сына Тихона (выдана была замуж, хотя его не любила). Непонимание в семье, в Тихоне еще более разочаровалась. Полюбила Бориса, племянника купца Дикого. Борис – образованный и порядочный человек, умный, но нет в нем силы сопротивления среде. Врать Катерина не хочет – признается мужу Тихону, что любит другого. Ее осуждают все. Борис ей помочь не может, сам беззащитный. Она уйти от мужа не может, мириться с обманами в семье тоже не хочет – и кончает жизнь самоубийством – бросается в реку и тонет.
|