Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные (уставные) суды ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Ведущее место в системе различных механизмов защиты прав и свобод человека в современном мире принадлежит институту конституционного контроля. Основополагающие нормы о Конституционном Суде РФ содержат Конституция РФ, Федеральный конституционный закон " О Конституционном Суде Российской Федерации". Являясь частью судебной системы, имея черты сходства с иными судами (общие принципы судопроизводства, общий статус судей), Конституционный Суд РФ отличается от других судебных органов особым правовым положением, а конституционное судопроизводство -- от уголовного, административного и гражданского. Сказанное касается предмета разбирательства, круга участников, процедур судопроизводства, мер ответственности и т. д. Конституция достаточно подробно устанавливает порядок формирования, состав, компетенцию Конституционного Суда РФ, перечень органов, лиц, обладающих правом обращения в орган конституционной юстиции, закрепляет положение о юридической силе и правовых последствиях решений этого органа. Целями Конституционного Суда РФ являются: охрана суверенитета народов России; зашита конституционного строя государства; защита основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории гооуапаромм. среда полномочия Суда осооая роль отводится праву разрешать дела по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан путем проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В последние годы выросло число индивидуальных конституционных жалоб, которые являются действенным механизмом защиты нарушенных прав, закрепленных в Конституции. Жалоба в Конституционный Суд РФ должна соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, гражданин вправе обратиться в Суд только в случае нарушения его основных прав и свобод. Во-вторых, неконституционная, по мнению заявителя, норма должна быть применена в конкретном деле. Суд по жалобе может проверить не только содержание закона (отдельной нормы), но и порядок его принятия, подписания и опубликования. По содержанию проверяются только те законы, которые были приняты до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Федеральный законодатель наделил Суд следующими полномочиями: 1) решать дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной власти ее субъектов; в) договоров между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов; г) не вступивших в силу международных договоров РоссийскойФедерации; 2) разрешать споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов; в) между высшими государственными органами субъектов Феде рации; давать толкование Конституции РФ; давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Суд может осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Суд также может пользоваться правами, предоставленными ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. В качестве иного полномочия, не установленного специальным законодательством о Конституционном Суде РФ, можно назвать право Суда по запросу Президента РФ проверять до назначения референдума соблюдение условий, предусмотренных Конституцией РФ. Суд, как высший орган конституционной юстиции, решает исключительно вопросы конституционного права и не должен решать вопросы, входящие в компетенцию других судов и иных органов. Конституционное судопроизводство состоит из нескольких стадий. Первая стадия начинается с момента внесения обращения (запроса, ходатайства, жалобы) в Суд, которое регистрируется Секретариатом Суда. Секретариат организует предварительное рассмотрение обращения и дает заключение, после чего председатель Суда одному или нескольким судьям поручает предварительное изучение обращения. На основании доклада на пленарном заседании Суда решается вопрос о принятии или отказе в принятии обращения к рассмотрению и в случае принятия дело готовится к слушанию. Основной стадией конституционного судопроизводства является судебное разбирательство, которое в свою очередь состоит из подготовительной части (проверяется правомочность состава Суда, явка сторон и др.), рассмотрения дела по существу (выступление судьи-докладчика, исследование необходимых документов, выступления сторон и т. д.), вынесения решения. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях (в них участвуют все судьи Суда) и заседаниях двух палат, персональный состав которых определяется жеребьевкой. В пленарных заседаниях рассматриваются особо важные вопросы: проверка конституционности конституций и уставов субъектов Федерации; толкование Конституции РФ; дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; утверждение послания Конституционного Суда; решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ведения Суда. Кроме того, в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ разрешает организационные вопросы (избрание Председателя, его заместителей, секретаря, распределение дел между палатами и др.). В заседаниях палат решаются вопросы, не подлежащие обязательному рассмотрению в пленарных заседаниях. Однако Суд вправе любой вопрос, отнесенный к его ведению, рассмотреть в пленарном заседании. Руководит деятельностью Суда его председатель, который избирается на три года из числа судей Суда на пленарном заседании. Конституционный Суд РФ принимает два вида решений. Во-первых, итоговые решения, выносимые по результатам рассмотрения конкретного дела, ему подведомственного. Они принимаются в форме постановлений -- по вопросам соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных нормативных актов, разграничения полномочий государственных органов, толкования Конституции, а также заключений -- о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Все названные решения принимаются на закрытом совещании судей большинством голосов. Голосование проводится открыто и поименно, причем председательствующий голосует последним. Судья не имеет права воздерживаться от голосования. При несогласии с принятым решением он вправе изложить особое мнение, которое публикуется вместе с решением. Решения Суда являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу, а признанные не соответствующими Конституции международные договоры, не вступившие в силу, не подлежат введению в действие и применению на территории России. Во-вторых, Суд принимает решения по организационным вопросам деятельности или по вопросам толкования ранее принятых итоговых решений. Эти решения принимаются в форме определений и часто не оформляются в виде отдельного документа, а излагаются в протоколе заседания (например, по вопросам избрания председателя, его заместителя, судьи-секретаря, утверждения регламента, принятия к производству конкретных дел). Закон предусматривает ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решений Конституционного Суда РФ. Исполнение решений Суда относится к компетенции государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции, других правоприменительных органов. Механизм исполнения решений Суда установлен ст. 87 Федерального конституционного закона " О Конституционном Суде Российской Федерации". Исходя из федеральных начал государственного устройства России, конституционный контроль осуществляется на уровне как Федерации, так и ее субъектов. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ являются судебными органами конституционного (уставного) контроля. Эти суды признаны федеральным законодателем судами субъектов РФ. В то же время они входят в единую судебную систему страны. Конституционные (уставные) суды учреждаются и упраздняются законами субъектов Федерации. Они рассматривают отнесенные к их компетенции вопросы в порядке, законодательно установленном самими субъектами Федерации. Финансируются они за счет средств субъектов Федерации. Решения конституционных (уставных) судов принимаются в пределах их компетенции и не могут пересматриваться иными судами. Конституционные (уставные) суды рассматривают вопросы соответствия законов субъектов Федерации, нормативных актов их органов государственной власти, органов местного самоуправления конституциям (уставам) субъектов. Они также дают толкование конституций (уставов) соответствующих субъектов. Кроме того, они могут наделяться и иными полномочиями в пределах ведения субъектов Федерации. Заключение Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности судов Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач - защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества. Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона " О судебной системе РФ" говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как-то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей. Кроме того, проблема эффективности работы судов в России заключается в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой игнорируются. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти. Решением этой проблемы видится не искоренение указанных причин в порядке принуждения, а формирование такого состояния общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки решению суда. Это станет лучшей гарантией выполнения судебных решений в полном объеме и в короткие сроки. В заключение хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема данной работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения " качества" работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу, основой которой и послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный конституционный закон " О Конституционном суде РФ". 3. Федеральный конституционный закон " О судебной системе Российской Федерации". 4. Федеральный конституционный закон " Об Арбитражных судах в Российской Федерации". 5. Федеральный закон " О статусе судей РФ" 6. Баглай М.В Конституционное право Российской Федерации: учебник. Юрист, М., 1999. 7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. Юрист, М., 2000. 8. Кокотов А.Н., М.И. Кукушкин Конституционное право Росси: учебник. Норма, М., 2008.
|