![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль течения адаптации детей
Его осуществляют с первых дней пребывания ребенка в школе. Поскольку срыв адаптации чаще проявляется невротическими реакциями, то наблюдение за эмоционально-поведенческими реакциями служит наиболее доступным методом и критерием наблюдения за течением адаптационного периода. Чаще всего используют количественную оценку с помощью шкал для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе. При наблюдении за ребенком определяют градации каждой эмоционально-поведенческой реакции, которые имеются у него в день исследования. Суммируя все оценки со знаком плюс и минус, получают оценку за день, причем знак минус свидетельствует о неблагоприятном изменении эмоционального состояния. Состояние детей в период адаптации фиксируют в листе адаптации. В нем указывают фамилию, имя, возраст ребенка, класс, дату регистрации, балльную оценку по каждой эмоционально-ткшеденческой реакции и их сумму. Отдельно вносят средний балл успеваемости по чтению, письму, арифметике по четвертям, особенности поведения (непослушание, грубость, отказ от поручений, замкнутое! ь и др.). В течение каждой четверти учитывают динамику состояния здоровья по результатам медицинского наблюдения и анкетирования родителей. Знаком плюс или минус фиксируют нарушение сна, аппетит, головную боль и боль в области сердца, животе; энурез; раздражительность, плаксивость, истощаемость внимания, страхи, навязчивые движения, двигательную расторможенность, вредные привычки, перенесенные ОРВИ. Также учитывают другие заболевания, указы паю г массу и длину тела. У первоклассников эмоционально-поведенческие реакции регистрируются в первой четверти один раз в 2 нед, затем раз в конце каждой четверти. Адаптацию считают законченной при стабилизации эмоционально-поведенческих реакций на высоком положительном уровне при отсутствии других отклонений в состоянии здоровья и сумме баллов 63-86, хорошей работоспособности и успеваемости, успешном выполнении ребенком социальных функций, присущих его возрасту. Все случаи возникновения у детей в период адаптации острых заболеваний и выраженных невротических расстройств необходимо расценивать как ее срыв. Вопросник для изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе заполняют родители. ВОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Родители должны самостоятельно выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент. I шкала «Успешность выполнения школьных заданий» • 5 — правильное безошибочное выполнение школьных заданий. • 4 — небольшие помарки, единичные ошибки. • 3 — редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой. • 2 — плохое усвоение материала по одному из основных предметов, • 1 — плохое усвоение программного материала по всем предметам. II шкала «Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения • 5 — ребенок работает легко, свободно, без напряжения • 4 — выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых • 3 — иногда ребенок работает легко, в другое время проявляет уп • 2 — выполнение школьных заданий требует от ребенка определен • 1 — ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, про III шкала «Самостоятельность ребенка при выполнении школьных • 5 — ребенок сам справляется со школьными заданиями. • 4 — работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрос • 3 — иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания • 2 — ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самос • 1 — для выполнения ребенком школьных заданий требуется ини IV шкала «Настроение, с которым ребенок идет в школу» • 5 — ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в • 4 — спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения. • 3 — иногда бывают проявления сниженного настроения. • 2 — случаются проявления отрицательных эмоций:
■ тревожность, огорчение, иногда страх; ■ обидчивость, вспыльчивость, раздражительность. • 1 — преобладание депрессивного настроения или агрессии
|