Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовая система общества: понятие, структура и характеристика основных правовых семей народов мира (романо-германской, англосаксонской, религиозной и традиционной).
Правовая система – это конкретная историческая совокупность права, законодательства, юридической практики и правовой идеологии отдельной страны или гос. образования. Правовая семья это совокупность национальных правовых систем, которая выделена на основе общности источников права, его структуры и исторического пути формирования. Факторы создания правовых семей: Общность исторических судеб, добровольное присоединение, колониальная зависимость, идеологическая основа, есть более устойчивые семьи – страны общего права и менее устойчивые – бельгийское Конго. Основная классификация современных ПС выглядит так: три большие группы – западное право, восточное право и идеологическое право. Западное право делится на континентальное европейское право и англо-американское право. Континентальное европейское право делится на романскую правовую семью, германскую правовую семью, скандинавскую пс и латино-амер пс. Правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) Система обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). Англо-американское право делится на Европейское общее право, право США и право Британского содружества. Идеологическое право делится на социалистическое право и пост-советское право. Восточное право делится на религиозное право и традиционное право. У всех единый подход к правопониманию – как к совокупности определенных судебных решений, подкрепленных статутами (актами правительства). Дуализм права и право справедливости и общее право: понимание правовых правил, как судебных решений, схожесть понятийного аппарата и юридического языка, особое месту судебных решений среди источников права. В странах романо-германской правовой сис-мы используется известное со времен римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право опосредствует отношения " горизонтального" типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), он от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Др. часть юр-ски значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Система мусульманского права отличается от др правовых сис-м своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Под нормой права исламские правоведы понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом.
|