![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процессуальный порядок и тактика допроса несовершеннолетнего.
Процессуальное законодательство предусматривает некоторые особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых и свидетелей. По делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, с момента предъявления им обвинения является обязательным участие в их допросе защитника. Свидетели в возрасте до 14 лет допрашиваются в присутствии педагога, а в случае необходимости для участия в допросе могут быть приглашены их законные представители или близкие родственники. По усмотрению следователя эти лица могут быть вызваны и для присутствия при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Решая вопрос о вызове законных представителей или близких родственников, следует учитывать возможную их заинтересованность в исходе дела. Уголовно-процессуальный закон устанавливает особый порядок вызола на допрос несовершеннолетних через родителей, законных представителей или администрацию школ и детских учреждений, что не всегда предупреждает нежелательное влияние заинтересованных лиц. В ряде случаев тактически целесообразнее произвести допрос на квартире или в школе, без предварительного об этом предупреждения. Допрос в обычной для допрашиваемого обстановке нередко оказывается более продуктивным. Подготовка к допросу. Подготовка к допросу несовершеннолетнего должна производиться еще более тщательно, чем к допросу взрослых, Сведения о личности несовершеннолетнего следователь может получить в школе из бесед с его учителями, товарищами, путем ознакомления с классными журналами, дневниками, характеристиками и другими документами. По месту жительства такие сведения могут сообщить родители, родственнику, соседи, товарищи, с которыми несовершеннолетний общался вне школы. В некоторых случаях необходимые рведения содержатся в детских комнатах милиции. Полученные сведения подлежат критической оценке и проверке путем их сопоставления между собой и с материалами дела. Изучению подвергается личность не только самого несовершеннолетнего, но и его родителей или иных лиц, у которых он воспитывался. Сведения о родителях или других воспитателях получают обычным путем, т. е. через жилищные органы, общественные организации по месту работы и т. п. Выполнение указанной задачи обеспечивается составление действенного плана допроса, правильным решением вопросов о месте, участниках и тактических приемах допроса. Роль педагога. Важную роль в допросе малолетних и подростков играет педагог. Он выполняет роль не понятого, а специалиста. Поэтому рекомендуется предварительно ознакомить его с собранными данными о личности допрашиваемого и с материалами дела в объеме, который признает необходимым следователь. Нужно помнить, что педагог, присутствующий на допросе несовершеннолетнего, не пассивное лицо, он призван помочь следователю правильно сформулировать вопросы, может, с разрешения следователя, сам задавать их допрашиваемому. Тактические особенности допроса. Специфика тактики допроса несовершеннолетних обусловливается особенностями психического склада, несформированностмо характера, убеждений, недостаточностью жизненного опыта и знаний. Это.особенно относится к малолетним и подросткам. В связи с изложенным при допросе малолетних и подростков психологический контакт установить значительно сложнее, чем со взрослыми. Если такого контакта достигнуть.не удается, возникает отчужденность, замкнутость допрашиваемого, вместо откровенного свободного рассказа.появляются односложные ответы и даже молчание. Сказанное не означает, что следует отказаться от попыток добиться свободного рассказа и вести допрос только в форме вопросов и ответов. Тактически целесообразно в начале допррса провести беседу на отвлеченную тему, не связанную с допросом. Она может касаться интересов допрашиваемого (спорта, литературы, кино и т. п.), условий его жизни и воспитания, школьных дел. Важно добиться, чтобы возникшая доверительная беседа затем незаметно перешла в допрос. Допрашивая малолетнего или подростка, нельзя пользоваться языком, ему не понятным. Речь допрашивающего должна быть правильной, простой и доступной. Ошибочно было бы думать, что несовершеннолетние всегда непосредственны, правдивы и их показания достоверны. Дети и подростки отличаются большой наблюдательностью, но многие из них легковозбудимы, склонны к фантазии, а нередко могут й лгать. Серьезное внушающее воздействие на их представления оказывают суждения и умозаключения взрослых. Кроме того, далеко не все они в состоянии правильно понять и оценить виденное. Все это необходимо учитывать в процессе допроса. Если рассказ малолетнего или подростка протекает без запинки, изобилует деталями, это должно насторожить допрашивающего. Такой рассказ очень часто бывает фантазией либо оказывается внушенным. В случае сбивчивости, нарушения последовательности изложения, отступления от предмета допроса направлять рассказ в нужное русло следует с большой осторожностью. Даже небольшая подсказка, наводящий вопрос могут привести к отрицательным результатам. Внушаемость, соединенная с фантазией, исказит содержание показаний, лишит их достоверности. Приступая к допросу несовершеннолетнего обвиняемого, необходимо решить, когда следует задать ему вопрос о том, признает ли он себя виновным. Это зависит от многих обстоятельств, в том числе от собранных доказательств, психологических особенностей личности допрашиваемого и т. п. Нередко такой вопрос, заданный в самом начале допроса, может вызвать у подростка эмоциональное напряжение, которое будет мешать дальнейшему допросу. Поэтому вопрос о виновности часто целесообразно ставить лишь в конце допроса в качестве его логического завершения. Признание несовершеннолетним своей вины подлежит тщательной проверке, прежде всего нужно установить, не внушено ли оно заинтересованными лицами, не стоит ли за несовершеннолетним обвиняемым взрослое лицо, (Принудившее его к даче соответствующих показаний. Как и у взрослых, признание вины может объясняться желанием скрыть другое преступление, соучастников и иными личными мотивами. Фиксация показаний. Протокол допроса несовершеннолетнего целесообразно составлять, -закончив допрос, а не в ходе его. Составление протокола своей официальностью может испугать несовершеннолетнего, породить замкнутость, повлиять на содержание даваемых показаний. Допрос малолетних в необходимых случаях должен сопровождаться звукозаписью, точно передающей его речь, отражающей экспрессивно-эмоциональную обстановку допроса.
|