Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности взаимодействия следователя с оперативно-розыскными подразделениями при производстве следственных действий и проведении оперативно-розыскных мероприятий.






Под взаимодействием понимается согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, предполагающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств.

На каждом этапе расследования криминалистически значимая информация, поступающая в ходе ОРД, вызывает необходимость производства конкретных следственных действий. В свою очередь, собранные следователем по уголовному делу доказательства могут обусловить принятие тех или иных оперативно-розыскных мер.

Взаимодействие должно носить целеустремленный характер. Оно – обязательное и необходимое условие наиболее эффективной деятельности следователя, специалиста-криминалиста и органа дознания по раскрытию и расследованию конкретных преступлений.

Поручения и указания следователя органу дознания рассматриваются как официальные и обязательные для последнего. Орган дознания, обнаружив признаки преступления, должен возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей) для закрепления следов преступления. Дела, по которым производство предварительного следствия обязательно, после дознания передаются следователю. Дознание может продолжаться не более 10 суток со дня возбуждения дела.

С момента принятия дела к своему производству следователь несет полную ответственность за результаты и сроки расследования, законность и обоснованность всех принимаемых по делу процессуальных и тактических решений. Только ему принадлежит организующая роль при взаимодействии с органом дознания, так как именно следователь в состоянии однозначно определить время и характер необходимых оперативно-розыскных мер.

Взаимодействие должно строиться на плановой основе. Свою работу следственные и оперативные органы планируют независимо друг от друга. Однако в ходе взаимодействия, при раскрытии конкретного преступления, они вырабатывают скоординированные между собой планы, направленные на решение общих задач, и предусматривают распределение обязанностей в совместной деятельности.

По делу, которое следователь принял к своему производству, виновное лицо может быть известно или не известно.

В первом случае орган дознания вправе производить по делу следственные действия и розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Во втором случае, когда преступление к моменту принятия дела следователем осталось нераскрытым, закон обязывает орган дознания установить виновного. Наряду с обязанностью выполнять поручения и указания следователя орган дознания по такому делу должен продолжать оперативно-розыскные меры, уведомляя своевременно последнего об их результатах. На этой основе следователь приобретает объективную возможность координировать их действия со своими в их наиболее эффективном сочетании.

Для раскрытия сложных или особо опасных преступлений (убийств, разбоев, крупных краж, экономических преступлений, контрабанды и т.п.) создаются следственно-оперативные группы (СОГ). Основными принципами их формирования являются: 1) своевременность создания группы, 2) межведомственный характер ее формирования, 3) четкое, наиболее целесообразное распределение участков работы, 4) продуманная организация не только расследования конкретного дела, но и предупреждения аналогичных преступлений.

Следователь – руководитель группы обеспечивает общую координацию ее работы, определяет стратегию и тактику расследования, составляет и координирует выполнение общего плана расследования и личных индивидуальных планов входящих в группу следователей.Онже занимается техническим и информационным обеспечением, координирует оперативно-розыскные мероприятия, организует назначение экспертиз, ревизий и проверок, составляет основные следственные документы, принимает процессуальные решения, лично проводит сложные следственные действия.

Члены группы – следователи и оперуполномоченные отвечают за отдельные направления, эпизоды или версии расследования. Тогда составляется письменный план работы на день или на несколько дней. Этот план может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельные планы необходимы в случаях, когда требуется детализация оперативно-розыскных мероприятий, отражение которых в общем плане нецелесообразно.

Задания следователя оперативно-розыскным подразделениям.

Руководитель группы, как правило, не вправе непосредственно участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий и определять меры и средства, которые понадобятся оперативному составу для решения поставленных задач. Он направляет письменное задание руководителю соответствующего оперативного органа или подразделения. Задание состоит из трех разделов: 1) описание фабулы расследуемого дела; 2) изложение сведений, полученных при расследовании; 3) перечень конкретных вопросов, ответы на которые нужно получить оперативно-розыскным путем.

В целях организации наиболее эффективного взаимодействия подразделений, входящих в следственно-оперативную группу, руководителю необходимо учитывать объективные факторы и субъективные возможности каждого члена группы, особенности ее функционирования, а именно:

1) Работники оперативно-розыскных подразделений по своим функциональным обязанностям более заинтересованы в раскрытии всех эпизодов преступления и в установлении лиц, их совершивших, нежели в детальном доказывании одного сложного эпизода. Такую работу нужно поручать следователям.

2) Подбор и расстановку членов группы лучше проводить по сферам деятельности, исключающей несанкционированную утечку информации процессуального, оперативно-розыскного и иного характера.

3) Следует учитывать самостоятельность сотрудников оперативно-розыскных подразделений в выборе средств и приемов при реализации согласованных мероприятий.

4) Разумно сочетать процессуальные и непроцессуальные методы работы.

5) В совместном плане работы нужно закрепить конкретные обязанности каждого члена группы с указанием задач, сроков их решения, форм отчетности (например, на межведомственных оперативных совещаниях по делу).

6) Обеспечить непрерывный обмен получаемой информацией между всеми членами группы.

7) При наличии оснований ходатайствовать о поощрении сотрудников группы, не дожидаясь окончания следствия (приговора суда).

Возможны случаи, когда при реализации поручения следователя о розыске возникает необходимость в безотлагательном производстве следственных действий, например обыска с изъятием разыскиваемого орудия преступления, местонахождение которого установлено оперативным путем.

Круг следственных действий, поручаемых органу дознания, законом не определен, однако он не может выполнять те следственные действия, которые составляют процессуальную обязанность следователя.

На первоначальном этапе расследования из числа членов следственно-оперативной группы создаются специализированные подгруппы:

1) оперативно-розыскная подгруппа поиска, обнаружения, закрепления объектов, могущих стать вещественными доказательствами (преследование преступников по горячим следам, прочесывание местности, засады, наблюдение в местах возможного сбыта имущества, добытого преступным путем, и т.д.);

2) оперативно-розыскная подгруппа по выявлению соучастников преступления, сбору данных о личности подозреваемых и т.п.;

3) подгруппа по проведению осмотров, обысков, наложению арестов на имущество, и других выездных следственных действий;

4) подгруппа планирования, анализа баз данных и массива информации для обеспечения деятельности СОГ в целом, подготовки объективных данных, включаемых в формулы обвинения, запросов, контроля над отработкой всех документов, составления и корректировки планов работы;

5) подгруппа специального обеспечения: специалисты-криминалисты, операторы видеосъемки, сведущие лица, вспомогательный персонал (секретари, водители, рабочие);

6) подгруппа физической и интеллектуальной защиты членов СОГ, их семей, а также материалов дела, используемой компьютерной информации, вещественных доказательств и т.п.

Формы взаимодействия. В СОГ постоянно взаимодействуют со специалистом как следователь, так и оперативный работник. Особенности взаимодействия между ними определяются уровнем развития научно-технического прогресса, квалификацией специалиста, обстоятельствами конкретного расследуемого дела и оперативной обстановкой.

Взаимодействие следователя со специалистом выражается в следующих формах:

а) в участии специалистов при осмотре места происшествия. В следственно-оперативную группу для расследования «неочевидных» преступлений, как правило, входят специалист-криминалист, кинолог и судебно-медицинский эксперт.

Специалист-криминалист при помощи аудиовизуальных средств фиксирует обстановку места происшествия, выявляет, изымает и упаковывает невидимые, слабовидимые и иные следы и объекты, которые могут стать вещественными доказательствами. Он дает консультации о возможных действиях преступника на месте происшествия и по другим вопросам, проводит экспресс-анализ обнаруженных объектов, высказывает членам СОГ свои предположения о личности и квалификации преступника, орудиях преступления, транспортных средствах и др., которые используются в версионном процессе.

Специалист-кинолог со служебной собакой прорабатывает одорологические следы преступника на месте происшествия, изымает вещи и предметы с источниками запаха, а также запах со следов и упаковывает эти объекты.

Судебно-медицинский эксперт решает вопросы о времени и причинах наступления смерти, использованном орудии (оружии), последовательности причинения телесных повреждений;

б) в участии специалиста при назначении экспертизы, которое выражается в даче рекомендаций относительно необходимости, времени назначения и вида экспертизы; вещественных доказательств и образцов, подлежащих направлению на экспертизу; круга выносимых вопросов и конкретных материалов уголовного дела, достаточных для производства экспертизы;

в) в участии специалиста при получении образцов для сравнительного исследования, необходимых для многих видов исследований, например: почерковедческих, фоноскопических, трасологических, экологических, одорологических и др. При этом специалист может оказать следователю содействие в подготовке условий и средств к их получению, в оценке образцов с точки зрения их пригодности для производства экспертизы;

г) в участии специалиста при предъявлении для опознания, когда его помощь выражается в подборе предъявляемых объектов (например, если необходимо предъявить ювелирное изделие, он дает консультацию, по каким признакам следует подобрать аналоги, и практически помогает это сделать). Специалист-криминалист обеспечивает фиксацию с использованием аудиовизуальных средств процесса предъявления для опознания и полученных результатов;

д) в участии специалиста при допросе и очной ставке, что выражается в даче консультаций следователю при подготовке к этим следственным действиям и участии в них; в фиксации их хода, а также объектов, которые направляются другому следователю вместе с отдельным поручением о допросе с использованием аудиовизуальных средств. По приглашению следователя специалист может принять непосредственное участие в допросе свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого, а также в очных ставках между ними;

г) в участии специалиста при проверке показаний с выходом на место, когда он последовательно фиксирует при помощи аудиовизуальных средств все основные этапы проверки и дает консультации по вопросам, возникающим в ходе этого следственного действия.

Взаимодействие оперативного работника со специалистом также многообразно. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14-летнего возраста, в качестве специалиста обязательно присутствуют педагог или психолог. Специалисты помогают при проведении ревизий, проверок и инвентаризаций, консультируют по отдельным вопросам, возникающим в процессе оперативно-розыскной работы; исследуют объекты, полученные оперативным путем, и выдают справки; непосредственно участвуют в оперативно-розыскных мероприятиях; при отборе образцов для сравнительного исследования; в разработке и изготовлении специальных технических средств; при оказании технической помощи (определение характера и пригодности следов, изготовление субъективных словесных портретов, фотоснимков и т.п.).

Помощь специалистов обеспечивает надежность получаемых результатов, сокращает время сбора криминалистически значимой информации, необходимой для фиксации преступной деятельности, освобождает оперативных сотрудников от технической работы, которую специалисты всегда выполнят быстрее и качественнее.

Криминалистические, оперативно-справочные, розыскные учеты. Их организация и возможности использования при расследовании преступлений коррупционной направленности. Использование возможностей Интерпола.

Оперативно-справочные учеты органов внутренних дел содержат в основном информацию, характеризующую:

лиц, подвергшихся аресту, обвиняемых;

лиц, осужденных за совершение преступлений;

лиц, находящихся в розыске (скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от наказания);

лиц, совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или изменением обстановки;

иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ), совершивших преступления и правонарушения;

утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия;

разыскиваемого и бесхозного автотранспорта;

антиквариата и культурных ценностей;

похищенных и неразысканных, а также изъятых у лиц, задержанных за совершение преступлений, номерных вещей.

Алфавитно-дактилоскопический учет. Значительную часть объектов учета составляют уже известные лица. Их учет осуществляется в форме взаимосвязанных алфавитных и дактилоскопических картотек.

Схема 2. Движение информации в системе криминалистической регистрации

Алфавитные картотеки (как и дактилоскопические) ведутся на лиц, совершивших преступление на данной территории, объявленных в розыск, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание, задержанных. В алфавитной карточке указываются демографические данные, сведения о судимостях, арестах, задержаниях, приводятся дактилоскопическая формула и оттиск указательного пальца правой руки.

Дактилоскопические картотеки также, ведутся для учета лиц, подвергшихся аресту, обвиняемых, осужденных за совершение преступлений, находящихся в розыске (скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от наказания), совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или изменением обстановки.

Дактилоскопические карты с отпечатками поверхностей всех пальцев и ладоней рук человека изготовляются на специальных бланках. Такой способ дактилоскопирования носит название десятипальцевого. На лицевой стороне карты указываются также демографические данные, а на оборотной — сведения о судимостях, задержаниях и особых приметах этого лица.

Дактилоскопические картотеки, как и алфавитные, ведутся в ГИЦ МВД РФ (централизованные), в ИЦ МВД, УВД автономных республик, краев и областей (региональные), а кроме того — в экспертно-криминалистических подразделениях горрайорганов и в некоторых подразделениях уголовного розыска УВД и МВД (местные). Дактилоскопические карты систематизируются в картотеках по специальным формулам, которые выводятся на основе информации, заключенной в пальцевых узорах. Формула при ручном поиске позволяет установить группу карт, среди которых может находиться искомая. Отождествление личности производится по деталям строения папиллярных узоров путем их сравнительного исследования.

Дактилоскопический учет лиц, привлеченных к уголовной ответственности, позволяет получать разнообразную информацию для раскрытия и расследования, преступлений. Например, личность преступника или подозреваемого, который отказывается что-либо сообщить о себе либо дает неверные установочные данные, можно определить при дактилоскопической проверке. Неопознанный труп подвергается дактилоскопированию, и полученная карта также проверяется по картотеке. При помощи дактилоскопических картотек в России ежегодно раскрывается более 30 тыс. преступлений.

В последние годы для обработки дактилоскопической информации все активнее используются современные информационные технологии. В России и за рубежом создан целый ряд программно-технических комплексов автоматизированных дактилоскопических информационных систем (АДИС) на базе серийных ПЭВМ и устройств ввода изображения типа сканеров или телекамер. Из этого многообразия в результате апробации выбрано несколько дактилоскопических систем. Одна из них, " Папилон", испытанная в ГИЦ МВД РФ, внедряется наиболее широко. Система позволяет вводить в компьютер дактилоскопические карты и отдельные следы и производить по ним проверки, причем качество следов может быть улучшено путем обработки изображения. Опытное использование системы показало, что на каждые 1000 дактилоскопических карт и 100 следов она дает около 20 раскрытых преступлений. Альтернативная система " Узор", установленная сейчас в ЭКУ ГУВД Москвы, обслуживает Москву и Московскую область. В комплект системы входит устройство для бескраскового дактилоскопирования.

Учет лиц по признакам внешности. Ранее этот учет велся в виде фотоальбомов или фототек. В настоящее время им на смену приходят видеобанки и видеотеки, содержащие как видео-, так и фотоизображения лиц, осужденных за совершение преступлений (в том числе воров в законе и авторитетов уголовной среды, представляющих особый интерес для органов внутренних дел). Учет информационно связан с федеральной фототекой особо опасных преступников, разыскиваемых граждан и неопознанных трупов. Видеотеки республиканского и областного уровней инициативно создаются в экспертно-криминалистических, следственных или розыскных подразделениях МВД, ГУВД, УВД.,

Для каждой категории подучетных лиц (воры, грабители, убийцы и т. д.) предназначена отдельная видеокассета. Изображения лиц внутри категорий имеют соответствующие регистрационные номера.

Основное назначение учета: возможность предъявить подозреваемого, обвиняемого для опознания потерпевшим, свидетелям. Систематизируется информация в соответствии с признаками внешности человека. При этом сначала можно составить композиционный портрет, а затем — найти фотоизображение лица по известным признакам. Наиболее современным и удобным вариантом видеотеки является компьютерная база данных, в которую изображения вводятся либо с помощью сканера, либо со специального фотоаппарата с цифровой регистрацией. Принцип поиска здесь аналогичен вышеописанному, но процесс идет значительно быстрее. Кроме того, существуют программные средства, позволяющие изменять ракурс изображения.

Учет правонарушений и преступлений, совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства (ЛБГ) и гражданами России, постоянно проживающими за границей, ведется в целях накопления, хранения и представления в заинтересованные службы органов внутренних дел и другие правоохранительные органы соответствующей оперативно-справочной и аналитической информации. Учет формируется как в пофамильной и дактилоскопической картотеках, так и посредством централизованной автоматизированной информационной системы (АИС) " Криминал-И", позволяющей в значительной степени ускорить обработку и получение информации, обобщаемой на федеральном уровне. В рамках АИС функционируют пять подсистем: " Административная практика" (" Адмпрактика"); " Преступление"; " Дорожно-транспортное происшествие" (" ДТП-И"); " Розыск", " Наказание".

Подсистема " Адмпрактика" предназначена для обеспечения сотрудников заинтересованных служб необходимой информацией о фактах административных правонарушений, допущенных иностранцами и ЛБГ всех категорий на территории России. Если выявлен факт нарушения правил пребывания в России иностранцев и ЛБГ, работником милиции составляется административный протокол с изложением характера и обстоятельств нарушения. Один экземпляр протокола направляется в Паспортно-визовую службу (ПВС), где на нарушителя составляют учетную карточку, направляемую в ГИЦ для постановки на автоматизированный учет.

Подсистема " Преступление" предназначена для создания информационного фонда, поиска и выдачи оперативно-справочной и аналитической информации об иностранцах и ЛБГ, совершивших преступления, а также иностранцах и ЛБГ, в отношении которых совершены преступления на территории России.

Обо всех зарегистрированных происшествиях и преступлениях с участием иностранцев и ЛБГ территориальные органы внутренних дел информируют дежурные части или ИЦ МВД, ГУВД, УВД по подчиненности, где по факту полученного сообщения заполняется бланк телеграммы. Информация с бланка телеграфного сообщения передается в ГИЦ.

Подсистема " Дорожно -транспортное происшествие" (" ДТП-И") позволяет собирать, обрабатывать, хранить и выдавать оперативно-справочную и аналитическую информацию об иностранцах и ЛБГ — участниках дорожно-транспортных происшествий на территории России. Первичными источниками такой информации являются дежурные части ГРОВД, а также подразделений ГАИ. После регистрации в журнале учета сведения обо всех ДТП с участием иностранцев и ЛБГ передаются в дежурную часть УГАИ (ОГАИ), где на каждое полученное сообщение заполняется бланк телеграммы; затем информация также передается в ГИЦ.

Подсистема " Розыск" предназначена для информационного обеспечения заинтересованных служб оперативно-справочной и аналитической информацией об иностранцах и ЛБГ, находящихся в розыске и разысканных. Розыску подлежат иностранцы и ЛБГ:

выбывшие с постоянного места жительства без разрешения ОВД, а также с разрешения, но не зарегистрировавшиеся по новому месту жительства — не позднее суток с момента обнаружения выезда либо данных ОВД о том, что иностранец к разрешенному месту жительства не прибыл;

временно выехавшие и не возвратившиеся к постоянному месту жительства — если по истечении срока прошло 5 суток;

выехавшие с места жительства по полученным в ОВД разрешениям на выезд из России, но не проследовавшие через границу — при отсутствии информации о выезде в течение одного месяца, когда срок действия разрешения истек;

прибывшие в Россию на постоянное и временное жительство по частным делам и не зарегистрировавшие в ОВД паспорта или не получившие вида на жительство в России — не позднее 5 суток с момента получения информация о въезде в Россию;

не прибывшие к месту жительства, назначенному после освобождения из ИТК, — не позднее 5 суток с момента поступления данных об освобождении;

скрывшиеся от учета в ОВД.

Первичными источниками информации о местном и федеральном розыске, а также о прекращении его, являются ПВС МВД, ГУВД, УВД. Бланки телеграмм об объявлении и прекращении местного (федерального) розыска передаются в ГИЦ по коммутируемым телеграфным каналам связи.

Подсистема " Наказание" обеспечивает автоматизированный пофамильный учет иностранцев и ЛБГ и предназначена для сбора, обработки, поиска и выдачи оперативно-справочной и аналитической информации об иностранцах и гражданах России, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории Российской Федерации.

Учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей. Учету подлежат:

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

предметы и их фрагменты, найденные в результате археологических раскопок;

художественные ценности (в том числе картины и рисунки, ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов);

изделия традиционных народных художественных промыслов;

составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

редкие рукописи и документальные памятники;

архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Учету не подлежат современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения массового производства.

На каждый предмет похищенного, пропавшего, изъятого, найденного, конфискованного, сданного предмета антиквариата составляются два экземпляра информационной карты (оригинал и копия). К оригиналу карты прилагается (наклеивается) фотография либо эскизный рисунок предмета антиквариата.

Предметы антиквариата и культурные ценности ставятся на учет в ГИЦ (ИЦ) МВД (ГУВД, УВД) по данным подразделений органов внутренних дел, органов безопасности, прокуратуры, таможенных органов, суда. Учет ведется в ГИЦ — по Российской Федерации в целом, в ИЦ МВД, ГУВД, УВД — на региональном уровне. Автоматизированное ведение учета осуществляется с помощью подсистемы " Антиквариат" Федерального банка криминальной информации ГИЦ.

Учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей в масштабах России осуществляет ГИЦ МВД РФ, а на региональном уровне — соответствующие ИЦ МВД, ГУВД, УВД.

На учет ставятся документы и вещи, похищенные, изъятые в соответствии с законом у задержанных или арестованных лиц, на таможнях, из автоматических камер хранения, найденные или добровольно сданные, имеющие индивидуальные номера (аудиовидеоаппаратура, кино-, фото- и видеокамеры, часы, охотничьи гладкоствольные ружья и т. д.).

На номерную вещь или документ заполняется информационно-поисковая карта, которая направляется в региональный ИЦ. Если при проверке выясняется, что похищенная вещь стоит на учете как изъятая или изъятая вещь значится как похищенная, об этом информируются заинтересованные органы. При отсутствии в картотеке сведений о проверяемой вещи один экземпляр карты остается в региональном ИЦ, а другой направляется в ГИЦ МВД РФ.

Если номерная вещь состоит из деталей (механизмов), имеющих самостоятельные номера, на каждую деталь (механизм) составляется дополнительная карта.

Централизованно-местный учет паспортов разыскиваемых лиц и утраченных паспортов функционирует в виде автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) " Паспорт". В рамках этой системы подлежат учету: похищенные и утраченные паспорта и их бланки; паспорта, полученные по подложным документам; паспорта лиц, объявленных в федеральный розыск, особо опасных преступников, подлежащих взятию под административный надзор; паспорта без вести пропавших и объявленных в федеральный розыск граждан; паспорта психически больных лиц, уклоняющихся от лечения и склонных к совершению опасных для жизни и здоровья граждан действий; паспорта состоящих на централизованном учете лиц, сведения о перемещении которых представляют оперативный интерес для органов внутренних дел.

В АИПС " Дорожное движение" имеется подсистема " Техдокумент" — информация о похищенных и утраченных технических паспортах на транспортные средства, счетах-справках магазинов и приобретении транспортных средств. Использование сведений этого учета позволяет выявлять случаи подделки и кражи технических паспортов и документов о приобретении транспортного средства.

Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта используется при проведении розыскных мероприятий, а также при регистрации транспортных, средства в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Формирование учета ведется в рамках АИПС " Автопоиск", которая является составной частью Федерального банка криминальной информации ГИЦ[146]. Федеральному централизованному учету подлежит легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы, полуприцепы отечественного и иностранного производства. Региональному — вышеперечисленные транспортные средства, а также мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски.

При возбуждении уголовного дела по факту незаконного завладения транспортным средством (ТС) следователь (орган дознания) составляет информационно-поисковую карту на кражу (угон) транспортного средства в 2-х экземплярах. Один экземпляр карты в суточный срок направляется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, другой хранится в уголовном деле и оформляется при установлении разыскиваемого ТС отметкой " обнаружено".

Информационно-поисковая карта на бесхозное транспортное средство составляется инспектором ГИБДД по розыску или сотрудником, исполняющим его обязанности. Один экземпляр карты направляется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, другой хранится в наблюдательном деле.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал