Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наследование имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства, сроки выплаты наследнику его доли
Особый порядок наследования имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства, установленный в ст. 1179 ГК, связан прежде всего с особым статусом самого крестьянского хозяйства и стремлением законодателя сохранить целостность этого образования как хозяйствующей единицы. В соответствии с названной статьей наследование после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на общих основаниях с соблюдением правил ст. 253–255 и 257–259 ГК. Причем согласно п. 2 данной статьи, если наследник умершего сам членом этого хозяйства не является, он волен либо получить компенсацию, соразмерную наследуемой им доле в имуществе, либо настаивать на принятии его в члены крестьянского хозяйства. В последнем случае указанная компенсация ему не выплачивается. Однако свобода волеизъявления такого наследника ограничена законом в том смысле, что права требовать выдела своей доли либо раздела имущества крестьянского хозяйства наследник не имеет.
Если же после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным его членом, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеется, имущество этого хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам ст. 258 и 1182 ГК.
Закон, однако, не содержит ответа на вопрос, что именно наследует гражданин, если он уже является членом данного крестьянского (фермерского) хозяйства. Нет в законодательстве и прямого указания на то, как следует поступить членам крестьянского (фермерского) хозяйства в том случае, если, с одной стороны, у них нет желания принимать в свой коллектив нового члена, а с другой – наследник, обладающий правом наследования по завещанию, выражает свое волеизъявление стать членом крестьянского (фермерского) хозяйства. Во всяком случае, свободу воли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в этой ситуации закон не ограничивает и не предусматривает обязанность принять наследника, как это оговаривается в случае с наследниками членов потребительских кооперативов.
Для решения всех поставленных выше вопросов существенное значение имеет тот факт, что в действующем гражданском законодательстве с достаточной ясностью урегулированы не все вопросы, связанные с распоряжением имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства. Так, согласно ГК правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства подчиняется нормам об общей совместной собственности, если законом или договором между его членами не установлено иное (п. 1 ст. 257 ГК). Возможность владеть имуществом на праве общей совместной либо (в случае наличия соглашения) общей долевой собственности предусмотрена и в п. 3 ст. 6 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». При этом в соответствии с п. 2 ст. 244 ГК общая совместная собственность не предполагает определения доли каждого из собственников в праве собственности.
Таким образом, действующие сегодня нормы перехода в порядке наследования отдельных видов имущества и имущественных прав регулируют далеко не все спорные вопросы, возникающие в процессе наследования названного имущества и соответственно волеизъявления наследников и наследодателя. При этом значительная часть проблем наследования, например, имущества крестьянских (фермерских) хозяйств связана не столько с пробелами в правовом регулировании наследственных отношений, сколько с несовершенством действующего законодательства в целом, в частности с отсутствием ясности в определении правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства и правового режима его собственности и т. д.
В то же время для правильного применения норм гл. 65 ГК следует прежде всего иметь в виду, что упомянутые в них особенности перехода по наследству отдельных видов имущества и имущественных прав действуют только в том случае, если связанные с ними вопросы не разрешены или в принципе не могут быть разрешены посредством волеизъявления наследодателя, выраженного в завещании. Так, например, завещатель не может решить в завещании вопрос о принятии в члены крестьянского (фермерского) хозяйства наследника, которому передается его доля. Эту проблему за завещателя решает закон. Однако, если речь идет о наследовании предприятия, завещатель волен назначить своим преемником человека, который не является предпринимателем, и в этом случае нормы закона о преимущественном праве наследования граждан, обладающих статусом индивидуального предпринимателя, учитываться не должны.
|