Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дееспособность физических лиц.






Система римского частного права. Причины трехзвенной ее структуры. Краткая характеристика элементов. Древнейшее право fas носило религиозный характер – jus sacrum. Познание и толкование его сосредоточивалось в жреческих коллегиях понтификов, являвшихся первыми римскими юристами.Позже от древнейшего права fas стали отличать светское право – jus. Различие fas и ius окончательно определилось в период республики с отделением жреческих должностей от светских магистратур. Толчком послужило обнародование книги об исках и календаря (jus Flavianum).Натуральному хозяйству соответствовал замкнутый характер древнейшего права, регулировавшего отношения только между римскими гражданами, – jus civile. Право отличалось крайним формализмом, символикой, сильным влиянием религии, подобной греческому язычеству. Пришельцы, иностранцы никакой правовой защитой не пользовались.С развитием торгово-рыночных отношений появилась необходимость охраны приезжающих в Рим иностранцев. Первоначально эта охрана осуществлялась по законам страны, из которой прибыл иностранец, – lex patria, а затем и по римским законам. Наряду с jus civile появилось jus gentium – право народов. jus gentium отличалось большей свободой, упрощением формы и принципом: важно не то, что сказано, а что имелось в виду.Римское право начинало терять свои черты и все больше заимствовать из прав других стран. В нем отмечались черты универсальности, что дает долгую жизнь данному праву и столь широкое распространение. Возникли понятия jus naturale и aequitas (jus aequum).Со слиянием этих потоков в одно русло право именуется цивильным, а по содержанию становится общенародным.Развитие частных имущественных отношений требовало развития римского частного права. Появилось jus pretorium– преторское право, когда претор давал эдикты. Судебная деятельность претора не изменяла нормы цивильного права, а придавала им новое значение. Основа преторского права – принцип совести, справедливости, его нормы были освобождены от формализма.Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.Системы группировки правовых норм: 1) пандектная характерна для Дигест (Пандектов) Юстиниана. Состоит из: общего раздела; специальных разделов: вещное право, обязательственное право, семейное право и наследственное право.Пандектная система была воспринята германской правовой системой, и на ее основе было создано Германское Гражданское Уложение. Пандектная система воспринята и современным российским частным правом; 2) институционная. В ней отсутствовала общая часть, а из состава вещного права не выделялось наследственное право. Нормы, носившие общий характер, располагались в каждом из разделов. «Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам)», – говорил (Гай). Группы правовых норм: право лиц (субъекты права), вещное право, обязательственное право. Институционная система была господствующей в классическую эпоху и была воспринята французской правовой системой при создании Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона).

Характеристика цивильного права.
Цивильное (от лат. civitas – «город»), или кви-ритское, право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина) – совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан.Цивильное право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домо-владыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии.

Характеристика преторского права.
Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов. Магистраты, обладавшие высшей властью, – преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы – издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, – постоянные эдикты (edictum perpetuum). В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права. Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой пра-вообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.Зачастую законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях то, что было наработано. Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в творчестве юристов, которые комментировали, с одной стороны, цивильное право, а с другой – преторское право. Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и их удовлетворял. К концу III в. различие между цивильным и пре-торским правом практически исчезло.

Характеристика права народов. (jus gentium) – разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.

Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду.

Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, – то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием спра-|ведливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства – право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны – некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.

С течением времени цивильное право (jus civile) и право народов стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам XII Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое. Римское гражданское право стало правом международным, общим для всех граждан Римской империи.

Дуализм римского частного права.
Одна из важнейших черт римской правовой системы - дуализм права, существование наряду с законом, составляющим цивильное право, постановлений римских магистратов, так называемое магистратское или преторское право (ius honorarium). Этот дуализм позволял исторически приспособить формальные и консервативные нормы цивильного права к обновляющимся условиям общества другого времени.Сами римляне придавали эдиктам преторов немалое значение, называя их почетным правом (ius honorarium, от слова honores - почетные должности).Обобщая соотношение цивильного права и права преторского, Папиниан определял цивильное право как то, которое происходит из законов, плебесцитов, сенатус-консультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов, а преторское, которое ввели преторы, - для содействия либо дополнения или исправления в целях общественной пользы.Юрист Марциан, имея в виду роль преторского права в отношении цивильного, назвал преторское право " живым голосом цивильного права". Это высказывание следует понимать в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.

Понятие источника права в юридической науке Древнего Рима. Основные виды источников римского права, их краткая характеристика.
Источники римского права – формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества. Виды источников римского права: – обычное право; – законы; – плебисциты – акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов – плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов; – сенатусконсульты; – конституции императоров; – эдикты магистратов; – ответы юристов. Ниже перечислены источники римского права. 1. Надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи опубликовывали в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим изданием поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельд и др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7 изд. (1909 г.) книги Брунса «Источники римского права» (Bruns. Fontes iuris romani).2. Законы XII Таблиц – свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении – обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI), 0 неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.3. Corpus juris oivilis – кодификация императора Юстиниана.4. Произведения римских юристов, в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.), Тацита вв. н. э.), Аммиана Марцеллина (IV в. н. э.); римских антикваров («грамматиков»): Варрона (II-1 вв. до н. э.), Феста (I в. н. э.); римских ораторов (в особенности Цицерона, I в. до н. э.); римских писателей: Плавтаи Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); философа Сенеки и др.5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки – папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы – Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

 

Обычаи и законы народного собрания как источники римского частного права.
Обычное право – древнейшая форма образования римского права. Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.Обычное право – неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества. Нормы обычного права: – mores maiorum – обычаи предков; – usus – обычная практика; – commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов; – commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов; consuetudo – обычай в императорский период. Значение обычаев: – заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов; – свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике. Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых |мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Дигесты). В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был – выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения; – выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия; – воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался. Особенность римского правового обычая – неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.

Сенатусконсульты и конституции императоров как источники римского частного права. Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. «Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация. Закон должен был содержать обязательные элементы: 1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания; 2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.; 3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа. Виды законов:lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки; – lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной; – lex imperfecta – без санкции.В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала. Подвиды римских законов:lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу; – plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – се-натусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus

Эдикт магистратов как источник римского частного права.
Эдикт (edictum) (от dico – «говорю») – устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium). Виды магистратских эдиктов:эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота; – провинциальные эдикты заключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций – главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника; – преторские эдикты. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками. Виды эдиктов: 1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты; 2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника.Во II в. н. э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictum perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

Деятельность римских юристов как источник римского частного права.
Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.

В период республики деятельность юристов сводилась к: – консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa); – даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere); – руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere). Результат деятельности юристов – появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц. Комментарии состоят из трех частей: – объяснение текста; – толкование юриста; – образец исковой формулы.Более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила. Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали «Фрагменты» Ульпиана, правоведа и администратора III в. н. э., «Сентенции» Юлия Павла (III в. н. э.), а также учебное руководство для начинающих или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая (II в. н. э.) «Институции», получившее особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права. Первые республиканские юристы – основатели цивильного права. К ним относятся: Марк Манилий, Марк Юний Брут, Публий Муций Сцевола, Цицерон (красноречивейший из юрисконсультов). Деятельность римских юристов достигла расцвета в период принципата – классический период. В классическую эпоху частное право достигло наивысшего развития.В эпоху республики юристы толковали закон буквально. В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя. «Знать законы – это не значит держаться за их слова, но понимать их смысл и значение» (юрист Цельд). Классические юристы отошли от старого толкования, а новые толкования были направлены на отыскание справедливости. Прокульянцы: Лабеон (основатель), Цельз-отец, Цельз-сын, Пегасий, Нераций.Сабиньянцы: Капитон (основатель), Массурий Сабин, Яволен Приск, Юлиан, Помпоний, Гай. Сабиньянская школа – более формальная, монархическая, прокульянская школа–менее формальная, республиканская. Папиниан славился умением абсолютно точно подвести отдельные жизненные случаи под конкретные нормы права. Павел и Ульпиан занимались сбором, обработкой и комментированием трудов предшественников.Последним в эпохе крупных юристов был грек Модестин. По закону о цитировании юристов 426 г. комментарии юристов Павла, Ульпиана, Па-пиниана, Гая и Модестина приравниваются к закону. Все судьи и чиновники империи были обязаны руководствоваться мнением, которого придерживалось большинство этих юристов, в случае равенства голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.Занятия юриспруденцией – один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги.

Кодификация римского права в VI веке: причины создания, содержание, значение.
большое значение имеет кодификационная работа, проведенная в первой половине VI в. н.э. при Юстиниане. В это время зарождаются планы воссоединения восточной части империи с западной. Государство требовало единства права, определенности и ясности его содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы право было обновлено.Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огромный материал: императорские законы, сочинения классиков, т.е. устранить противоречия, отбросить все устаревшее.Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени — Трибониан и Феофил.Работа началась с собрания императорских законов - кодекс первого из­дания.Далее был составлен сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием собранное или все вмещающее. Этот сборник состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты.Был обнародован учебник римского права — Институции, получивший силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институции Гая.В результате пересмотра появился кодекс нового издания, состоявший из 12 книг, разделенных на титулы.При составлении Дигест допускали изменения подлинного текста классических произведений и делали вставки. Внесенные комиссией изменения и вставки носят наименование «интерполяции».Собранный в Дигестах материал состоял из трех больших групп: а) из сочинений классиков, относящихся к цивильному праву; б) из сочинений классиков, посвященных преторскому эдикту; в) из сочинений Папиниана и некоторых других, не попавших в две первые категории.Юстинианом был издан ряд законов - Новелл (т.е. новых законов). В средние века Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили название свод гражданского права.

Лица в РЧП. Понятие, виды лиц. Предпосылки существования физического лица. Юридические свойства физического лица.
В римском праве юридическим термином «лицо» (персона) обозначается тот, кто может иметь права и нести обязанности. Имеющий права и несущий обязанности является субъектом права, а объектом. Субъект может обладать имуществом, самостоятельно им распоряжаться, совершать юридически значимые действия. Для того, чтобы человек собственными действиями приобретал права и осуществлял обязанности, он должен обладать дееспособностью.. Лицо в Римском частном праве - существо, способное иметь права, не ка­ждого человека. Это общество представляет государство и право. Правоспособность Полная правоспособ­ность слагалась из трех основных элементов или состоя­ний: 1) состояние свободы, 2) состояние гражданства, 3) семейное состояние.С точки зрения состояния свободы различались свободные и рабы; с точки зрения состояния гражданства — римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения семейного состояния — самостоятельные отцы семейств. Таким образом, полная правоспособность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и самостоя­тельное положение в семье. Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности — так называемые статутные иски(о положении человека в обществе, т.е. о статусе данного человека в разрезе трех составляющих полной правоспособности (либертатис, циветатис, фамилия – см. понятие «лица»). Правоспособность римского гражданства в облас­ти частного права слагалась из двух основных элементов: права вступать в законный брак, при ко­тором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми и право торговать, совершать сделки.Существенное значение имело деление римских гра­ждан на свободнорожденных и вольноотпущенников.В III в. н.э. формально было провозглашено равен­ство в правоспособности. Раз­личались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, тор­говцы, ремесленники, крестьяне.Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали себя знать в области налогового обложе­ния и вообще в публичном праве; но они сказывались и в области частного права. Дееспособность В современном праве различают правоспособность и дееспособность. Дееспособность человека зависит от возраста. В Римском праве различались: (до 7 лет) — вполне недееспособные; недееспособные(мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет).Недееспособные признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего. Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанно­сти, требовалось разрешение опекуна. Опекун обязан был заботить­ся о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчу­ждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было безуслов­но необходимо.Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно. Но по просьбе таких лиц претор (стал давать им возможность отка­заться от заключенной сделки и восстановить то имуще­ственное положение, какое было до совершения сделки.Со II в. н.э. за лицами, не дос­тигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя). Опека назначалась над несовершен­нолетними, а также над женщинами независимо от возраста; попечительство же устанавливалось в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении душевнобольных.На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и сла­боумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Ограничивались в дееспособности также расточите­ли, т.е. лица слабовольные, не способные соблюдать не­обходимую меру в расходовании имущества.Умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была бесчестье. Бесчестье наступала: а) как следствие осуждения за уголовное пре­ступление; б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака.

Конструкция и содержание правоспособности физического лица. Умаление правоспособности.

Правоспособность (caput) – способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства. Правоспособный субъект – persona. Элементы правоспособности: – статус свободы (status libertatis) – все население делилось на свободных и рабов; – статус гражданства (status civitatis) – население делилось на римских граждан и неграждан; – статус главы семьи, фамилии (status familiae) – делились на никому не подвластных («отцов семейства») и подвластных. Правоспособность возникала: – естественным путем – рождением – необходимо, чтобы выход ребенка был из утробы матери; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности жизни и того, как он себя проявит, – движением, криком); чтобы младенец был доношен; наличие «образа человеческого»– искусственным путем, например при освобождении раба римским гражданином он становился вольноотпущенником и приобретал правоспособность.Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски – средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства – принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и гарантировалась публично-правовым порядком. Не подлежал оспариванию объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и со-|словной характеристики субъекта.Не обладали полной правоспособностью: – женщины (в том числе римские гражданки), невзирая на положение в семье, никогда не могли претендовать на таковое; – несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами). Степени утраты правоспособности: – capitis deminutio maxima – полная потеря правоспособности, связанная с утратой статуса гражданства; – capitis deminutio media – промежуточное ограничение правоспособности (если гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию); – capitis deminutio minima – изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но и расширение правоспособности).Ограничение правоспособности – умаление гражданской чести: – intestabilitas – применялась к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при совершении гражданской сделки, а затем отказывалось подтвердить факт такой сделки или ее содержание. Позже поражала лиц, виновных в составлении или распространении пасквилей. Заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок. С исчезновением формальных сделок утратила свое значение; – infamia (бесчестье) – влекла за собой лишение права быть представителем в суде, опекуном, избранным на общественные должности. Магистраты не допускали к осуществлению публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор мог вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не допустить к выборам в магистрат, а претор – к выступлению в сенате; – turpitudo (позор) – влекла ограничение в правоспособности в связи с занятием некоторыми профессиями, например профессия актера.

Дееспособность физических лиц.

Дееспособность в римском праве – способность от своего имени и по своему разумению предпринимать правовые действия и лично отвечать за совершение противоправного действия (деликтов).Дееспособность определялась: 1) возрастом. Полная дееспособность наступала по достижении совершеннолетия – 25 лет, но императоры могли предоставить льготу, делавшую женщину правоспособной с 18 лет, а мужчину – с 20 лет; 2) умственными способностями лица, позволяющими ему действовать с осознанием действительности; 3) здоровьем лица. Например, отсутствие какого-либо органа или функции, которые могли бы повлиять на дееспособность лица (глухота, слепота и т. д.).Из-за недостаточного возраста, половых, психических, моральных или физических недостатков субъекта права по установлениям римского права у таких дефектных субъектов исключалась дееспособность целиком или частично.Ограниченные в дееспособности: – impuberes (подростки) – от 7 лет и до 14 лет мальчики и 12 лет девочки – могли совершать сделки по приобретению без обязанностей с их стороны (дарение, ссуда, но не купля-продажа; завещание недоступно даже с опекуном); – puberes minores (юноши) до 25 лет – время, когда возможно вступать в брак. Могли совершать все сделки, но претор мог применить реституцию, а затем стали давать попечителя. Для них предписывалось благожелательное попечительство, т. е. они сами должны были испросить у властей себе попечителя (куратора), без участия которого имущественные распоряжения их и любые сделки были недействительны. Но если куратор не был испрошен, то они обладали полной правовой самостоятельностью; – расточители – не могли совершать сделки отчуждения, заключать обязательства личного характера и тому подобные, но они сохраняли все права по приобретению имущества, несли ответственность за причиненный их действиями вред и др. Полностью недееспособные:

– infantes (дети) – до 7 лет – не имели абсолютно никакого участия в гражданском обороте, любое их волеизъявление было изначально ничтожно; – женщины. Над ними устанавливалась опека, которая носила постоянный характер и не зависела от наступления совершеннолетия. Женщины не могли быть магистратами, опекунами (кроме матери и бабушки), поручителями, не могли осуществлять сделки без согласия мужчины; – лица, которые были в состоянии внезапного искажения психического здоровья (пьяны, взбешены и т. д.), но только на период искажения; – безумные, если было принято решение о полной их недееспособности, – тогда попечитель полностью принимал на себя ведение дел и возможных судебных процессов опекаемого, но могло быть признано наличие «светлых промежутков» – тогда действия опекаемого, совершенные в эти промежутки, имели полную правовую силу. Недостатокдееспособности указанных лиц возмещался установлениемопеки, действующей за субъекта, который не мог быть дееспособным по природе (малолетние и женщины), соответственно, установлением попечительства, действующего за субъекта, который по природе мог быть дееспособным, но не обладал этим свойством из-за личных недостатков (люди с психическими расстройствами, транжиры, люди с серьезными физическими недостатками и т. д.).

Деление лиц по состоянию свободы. Правовое положение рабов. Дуализм Правовое положение рабов определялось тем, что раб — не субъект права; он — одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, наряду со скотом или как привесок к земле.Власть рабовладельца над рабом беспредельна; господин может раба продать, даже убить. Раб не может вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни— отношение фактическое.Пекулий. Термином «пекулий», происходящим от слова скот, называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли оабовлад ельцу шире эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения через его посредство юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производства и роста товарно-денежных отношений.Рабство устанавливалось следующими способами: 1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было свободное лицо; наоборот, если отец — раб, а мать — свободная, ребенок признавался свободным); 2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римом договором; 3) продажей в рабство (в древнейшую эпоху); 4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал