Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции Российской Федерации.






Данный порядок устанавливает гл. 9 Конституции РФ. Она включает:

1) принятие новой Конституции или пересмотр глав 1, 2 и 9;

2) внесение поправок в отдельные статьи гл. с 3-й по 8-ю включительно;

3) изменение ст. 65.

В каждом из этих случаев используется различная процедура, однако безусловно, что принятию новой Конституции или внесению в неё изменений и дополнений предшествует разработка концепций будущего акта или конституционных поправок; анализ и оценка Конституции в целом или отдельных её норм на основе отечественного и мирового конституционного опыта; непосредственная работа над текстом законопроекта, согласование конституционных изменений с субъектами федерации; научная экспертиза законопроекта; общественное обсуждение.

Конституция РФ вводит усложнённую процедуру её принятия и изменения. Ограничен круг субъектов конституционной законодательной инициативы:

1) Президент РФ;

2) палаты парламента – ГД и Совет Федерации Федерального Собрания;

3) группа парламентариев численностью не менее 1/5 депутатов ГД или членов Совета Федерации;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы субъектов федерации.

Вопрос о принятии новой Конституции встаёт в том случае, если возникает необходимость пересмотра гл. 1, 2 и 9. Если предложение о пересмотре указанных глав Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат парламента, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание, которое может принять одно из трёх решений:

1) подтвердить неизменность действующей Конституции;

2) разработать проект новой Конституции и принять его 2/3 голосов от общего числа членов;

3) принять решении о вынесении проекта новой Конституции РФ на всенародный референдум, который назначается Президентом РФ.

При проведении всенародного референдума новая Конституция считается принятой, если за неё проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём участвовало более половины зарегистрированных избирателей.

Следует однако заметить, что ФКЗ «О Конституционном Собрании РФ» до сих пор не принят. Он должен закрепить порядок формирования, состав, процедуру деятельности, полномочия, порядок материально-технического и организационного обеспечения Конституционного Собрания.

Вторая процедура изменения Конституции РФ связана с поправками в гл. с 3-й по 8-ю. В соответствии с ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ они принимаются Федеральным Собранием в порядке, установленном для ФКЗ. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения её органами законодательной (представительной власти) не менее чем 2/3 субъектов РФ. Законы о конституционных поправках не подлежат отлагательному вето Президента РФ. В декабре 2008 г. были включены поправки в Конституцию РФ Законами РФ о поправках к Конституции от 30 декабря 2008 г. (№ 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ).

В то же время, как отмечено в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 Конституции, процедура принятия поправок к гл. 3-8 Конституции РФ существенно отличается от процедуры принятия ФКЗ. Во-первых, круг субъектов, наделённых правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ, установленный ст. 134 Конституции РФ, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, установленным ст. 104 Конституции. Во-вторых, согласно ст. 136 Конституции для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами законодательной (представительной) власти не менее 2/3 субъектов РФ.

Согласно ст. 136 Конституции РФ поправки к гл. с 3-й по 8-ю реализуются в форме Закона о поправке к Конституции РФ, имеющего особый статус и отличающегося как от ФЗ, так и от ФКЗ.

И, наконец, третья процедура изменения Конституции РФ касается ст. 65, определяющей структурный состав РФ. Изменения в ст. 65 могут быть связаны с:

1) изменением наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

2) изменением конституционно-правового статуса субъекта;

3) образованием в составе РФ нового субъекта;

4) принятием в РФ нового субъекта.

Новое наименование субъекта включается в ст. 65 Конституции в упрощенном порядке – Указом президента РФ. В спорных случаях Президент использует согласительные процедуры, предусмотренные ч. 1 ст. 85 федеральной Конституции. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ от 28 ноября 1995 г. переименование субъекта Федерации не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов федерации, России в целом либо интересы других государств, а также предполагать изменение состава РФ или конституционно-правового статуса её субъекта. Новое наименование субъекта не должно содержать указания на иную форму правления, чем та, что предусмотрена Конституцией РФ, затрагивать её государственную целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства, принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции идеологические и другие общественно-политические оценки, игнорировать исторические и этнические традиции. Конституционный Суд РФ не исключает возможности дополнительного урегулирования порядка применения ч. 2 ст. 137 Конституции России федеральным законом.

Изменение ст. 65 Конституции РФ может быть связано с изменением конституционно-правового статуса субъектов, например в случае преобразования области или края в республику. Однако ФКЗ, регламентирующий эту процедуру (п. 5 ст. 66 Конституции РФ), пока не принят.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся также на основе ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ». Именно в таком порядке было оформлено образование в РФ Забайкальского, Камчатского и Пермского краев.

Естественно, ст. 65 будет изменена в случае принятия в состав России иностранного государства или его части. Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором, заключённым Российской Федерацией с данным иностранным государством.

Таким образом, процедура изменения Конституции РФ весьма сложна и является реальной гарантией конституционной стабильности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал