Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специальные наказания и их характеристика
Одной из классификаций видов уголовного наказания, предусмотренных в УК, является деление их на группы в зависимости от круга лиц, в отношении которых они применяются. Основываясь на данном критерии, уголовные наказания подразделяются на общие и специальные (применяемые в отношении лишь определённых категорий осуждённых) виды. При этом среди специальных видов наказаний выделяется подгруппа наказаний, применяемых исключительно к военнослужащим. К этой подгруппе относятся ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части. Уголовное законодательство предусматривает меры государственного принуждения, применяемые только к военнослужащим, – специальные виды наказания (воинские). В полном объеме, без каких-либо изъятий, к осужденным военнослужащим применяются штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Назначение этих наказаний не является безусловным основанием для увольнения осужденного с военной службы, а их исполнение возможно в условиях дальнейшего ее прохождения в соответствии с общими нормами уголовно-исполнительного законодательства. Наказания в виде ограничения свободы, лишения свободы и смертной казни также без каких бы то ни было изъятий и исключений назначаются военнослужащим и отбываются ими в соответствии с УИК РФ. Однако исполнение этих наказаний влечет увольнение осужденных с военной службы, прекращение статуса военнослужащих. С учетом специфики функционирования военной организации государства уголовное законодательство предусматривает некоторые особенности в применении к военнослужащим отдельных видов общих наказаний: обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы. Так, УК РФ запрещает назначать обязательные работы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного срока службы по призыву. Исправительные работы не применимы к военнослужащим, проходящим службу по призыву, а военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе. Наряду с общими наказаниями в отношении военнослужащих предусматриваются и специальные виды наказания, именуемые в уголовно-исполнительном праве воинскими. Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим (воинскими наказаниями), понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновным в совершении преступлений, и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы Воинские наказания предусмотрены главным образом за совершение военнослужащими преступлений против военной службы, ответственность за которые установлена в гл. 33 УК РФ. К числу специальных наказаний принято относить ограничение по военной службе, арест в отношении военнослужащих, содержание в дисциплинарной воинской части. Применение воинских наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста в отношении военнослужащих и содержания в дисциплинарной воинской части не лишает осужденных статуса военнослужащих. Вместе с тем во время исполнения этих наказаний у военнослужащих ограничивается их правовое положение в связи с реализацией соответствующих режимных требований, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. 46. С мертная казнь как высшая мера наказания и причины ее отмены Смертная казнь в Российской Федерации по действующей конституции 1993 года «носила временный характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» и больше не может применяться с 16 апреля 1997 года, то есть наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться.. Вопрос о её применении окончательно был разъяснён Конституционным судом в 2009 году на основании конституции и международных договоров, но норма о смертной казни осталась в национальном законодательстве, обладающем меньшей правовой силой, чем конституция и международные договоры С одной стороны, согласно Конституции, казнь установлена уголовным кодексом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Однако в то же время российский основной закон гласит: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»; а международные документы, запрещающие смертную казнь, в России действуют. При этом в Конституции оговаривается, что смертная казнь может устанавливаться «впредь до её отмены». В 1996 году Россию пригласили в Совет Европы только при условии отмены смертной казни. Президент просто стал игнорировать рассмотрение дел приговорённых к смертной казни, что согласно УИК РФ заблокировало возможность исполнения всех приговоров. В 1997 г. Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Несмотря на то, что 6-й протокол так и не был ратифицирован Россией, с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции, которая велит государству, подписавшему договор, вести себя в соответствии с договором до его ратификации. В 1999 году Конституционный суд признал неконституционной возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных. В 2009 году КС признал невозможность назначения смертной казни даже после введения суда присяжных в Чечне, мотивировав это тем, что «в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер». Статья 55 Конституции запрещает отменять или умалять права человека, которые уже однажды были даны конституцией или международно-правовыми нормами, ставшими частью российской правовой системы. Последний раз казнь была применена в 1996 году. По мнению ученых, вернуть в России смертную казнь нельзя никакими способами кроме как принятием новой конституции (так как вторая глава Конституции не подлежит изменению). После вступления в силу с 1 января 1997 года УК РФ взамен ранее действовавшего в России значительно сокращен перечень преступлений, видом наказания за которые могла быть назначена смертная казнь. Согласно УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. На сегодняшний день УК РФ содержит 5 статей, предусматривающих наказание в виде смертной казни: · «Убийство»; «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»; «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»; «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»; «Геноцид». Смертная казнь не может применяться по отношению к женщинам, а также к мужчинам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет или достигшим возраста более 65 лет. В порядке помилования смертная казнь заменяется пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Смертная казнь также не назначается за приготовление к преступлению и покушение на него, при вердикте присяжных о снисхождении, а также в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию. Он имеет право на обращение с ходатайством о помиловании к Президенту РФ. В этом случае исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения президентом. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора. Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту. Исполнение приговора приостанавливается до принятия решения Президентом. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании. Осуждённые к смертной казни имеют следующие права: · оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения; · получать необходимую медицинскую помощь; · получать юридическую помощь и иметь свидания без ограничения их продолжительности и количества с адвокатами и иными лицами, имеющими право оказывать юридическую помощь; · получать и отправлять письма без ограничения; · иметь ежемесячно одно краткосрочное свидание с близкими родственниками; · иметь свидания со священнослужителем; · пользоваться ежедневно прогулкой продолжительностью 30 минут; · ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства в размере, установленном для осужденных, содержащихся в тюрьме на строгом режиме. До принятия решения о помиловании осуждённые содержатся в условиях, установленных для отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Если принято решение о неприменении помилования или отказе в помиловании — осуждённые содержатся в тюрьмах. Согласно УИК, смертная казнь исполняется непублично путём расстрела, отдельно в отношении каждого осужденного и в отсутствие остальных, в процессе чего присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач. Наступление смерти осужденного фиксируется врачом. По исполнении приговора суда составляется специальный протокол, подписанный лицами — участниками исполнения. Ставится в известность суд и как минимум, один из близких родственников осужденного. Тело осужденного для захоронения не выдается и о месте захоронения не сообщается. В соответствии с УИК РФ наказание в виде смертной казни должно исполняться учреждениями уголовно-исполнительной системы.
|