Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






общая характеристика преступлений против здоровья населения






Ст. 111- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; ст. 112-средней тяжести вреда здоровью; ст 113- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта; ст. 114- Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление
ст. 115- Умышленное причинение легкого вреда здоровью; ст. 116-побои; ст. 117-истязание; ст. 118- Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности; ст. 119- Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; ст. 121- заражение венерической болезнью; ст. 122-заражение ВИЧ-инфекцией; ст. 123- Незаконное проведение искусственного прерывания беременности

Преступление против здоровья можно определить как противоправное, умышленное или неосторожное причинение вреда здоровью другого человека.

С и стема преступлений против здоровья по УК РФ может быть представлена следующим образом:

1. Общие виды (ст. 111 — 118) и специальные виды посягательств на здоровье (ст. 119—123). К последним примыкают преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье (ст. 124—125).

2. По форме вины преступления против здоровья могут быть неосторожными (ст. 118) или умышленными (все остальные).

3. По степени тяжести причиненного вреда здоровью различаются:

а) тяжкий вред здоровью (признаки его даны в ст. 111);

б) средней тяжести вред здоровью (ст. 112);

в) легкий вред здоровью (ст. 115).

4. По способу действия среди общих видов преступлений против здоровья выделены: побои (ст. 116) и истязание (ст. 117).

5. По наличию привилегирующих признаков выделены: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113), при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 114).

Непосредственным объектом анализируемых преступлений является здоровье другого человека как определенное физиологическое состояние организма. Посягательство на здоровье человека, независимо от качества здоровья, влекущее ухудшение его состояния, следует рассматривать как преступление против здоровья. При этом не имеют значения возраст потерпевшего, наличие у него каких-либо генетических, физиологических особенностей или патологий (заболеваний, расстройств), учитывается фактическое состояние здоровья потерпевшего в данное время. Посягательство на собственное здоровье, например, членовредительство с целью уклонения от военной службы, рассматривается как преступление против военной службы, а не преступление против здоровья (ст. 339 УК). Таким образом, объектом уголовно-правовой охраны от этих преступлений является чужое здоровье любого человека, независимо от фактического его состояния и возраста.

Объективная сторона причинения вреда здоровью может выражаться как в действии, так и в бездействии. Обязательными признаками объективной стороны преступлений против здоровья являются указанные в законе преступные последствия в виде вреда здоровью и причинная связь между действиями (бездействием) и последствиями. Небольшая группа преступлений (четвертая группа) сконструирована по типу формальных составов. Их объективная сторона выражается в выполнении указанных в законе действий и не требует наступления каких-либо последствий.

С субъективной стороны, причинение вреда здоровью в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины, однако возможна и по неосторожность. Умысел может быть как прямым, так и косвенным, конкретизированным и неконкретизированным. Преступление, предусмотренное в ст. 118, совершается только в результате неосторожности, а деяния, указанные в ч. 4 ст. 111, ч. 3 ст. 123, ч. 2 ст. 124 УК, совершаются с двумя формами вины: в отношении действий наличествует умысел, а последствия наступают в результате неосторожности. Субъективная сторона отдельных преступлений характеризуется различными мотивами и целями, которые выступают в этих случаях в качестве квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 112, ч. 2 ст. 117 УК).

Субъектом преступлений против здоровья является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста, установленного законом за конкретные преступления. Так, субъектом причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111) и средней тяжести вреда здоровью (ст. 112) может быть лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК), а за остальные преступления против здоровья ответственность наступает с 16 лет. Три состава преступления предусматривают наличие специального субъекта (ч. 2 и 4 ст. 118, ч. 4 ст. 122 УК), так как эти деяния совершаются вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Это могут быть: водитель автомобиля, лица, отвечающие за соблюдение правил по технике безопасности, санитарно-эпидемиологических правил (ч. 2 и 4 ст. 118 УК), медицинские работники (ч. 4 ст. 122 УК).


16. Хлиманова

98. Государственная измена и её виды

Государственная измена - совершенные гражданином РФ:

- шпионаж,

- выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ,

- оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ

Суть государственной измены заключается в акте предательства, т. е. оказании гражданином России помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации. Закон предусматривает ответственность за специальные формы оказания помощи — шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи, если они направлены на нанесение ущерба внешней безопасности.

Объектом преступления выступает внешняя безопасность, т. е. состояние защищенности государственного и общественного строя России от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Объективная сторона государственной измены выражается в трех формах:

1. Государственная измена в форме шпионажа означает передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, если они совершаются гражданином России. Если подобные действия совершаются иностранным гражданином либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 УК (шпионаж).

2. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения.

Предметом преступления выступает государственная тайна, т. е. защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации*.

Оконченным преступлением выдача признается с момента перехода сведений, составляющих государственную тайну, в адрес иностранного государства, иностранной организации либо их представителей. Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатических представительств в России, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и др.), а также иные лица, выполняющие их поручения.

3. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России выражается в совершении различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются другими формами государственной измены.

Объективная сторона преступления, т. е. оказание помощи, связана с установлением контакта (связи) гражданином России с представителями иностранного государства или иностранной негосударственной организации и совершением по их заданию:

а) других (кроме измены) преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;

б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб внешней безопасности России.

В первом случае действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений: государственная измена и конкретное преступление данного вида (террористический акт, диверсия, вооруженный мятеж и т. д.).

Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объединяющим началом является их направленность против внешней безопасности России. Объективно характер действий при оказании помощи сходен с пособническими. Это могут быть: подыскание и вербовка агентуры для иностранной спецслужбы, подбор явочных и конспиративных квартир, оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве на работу, связанную с доступом к государственным секретам, и т. п. Оказание помощи может быть как в мирное, так и в военное время.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин России, достигший 16 лет. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить. Некоторые авторы высказывали мнение о возможности совершения измены и шпионажа с косвенным умыслом*, однако данная позиция не нашла отражения в практике и дальнейшего развития в теории.

Подлежит установлению направленность умысла — нанести ущерб внешней безопасности России. При этом мотивы и цели могут быть самыми разнообразными: корысть, месть, националистические побуждения и т. п.

Примечание к ст. 275 УК предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности, если: лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации; в его действиях не содержится иного состава преступления.

99. Шпионаж, особенности квалификации

Шпионаж - передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства...".

Объект преступления. Общественная опасность шпионажа заключается в том, что из владения государства могут уйти важнейшие сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, шпионаж, как преступное деяние, создает условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

Именно поэтому предметом шпионажа могут быть наряду с государственной тайной иные сведения, не образующие государственной тайны.

К иным сведениям может относиться любая информация, не составляющая государственной тайны, которую лицо собирает по заданию иностранной разведки для использования ее в ущерб внешней безопасности: характеризующие данные на ответственных должностных лиц, пробы почвы, воды в определенной местности, снимки или схемы крупных железнодорожных узлов, транспортных развязок и т. п. Подобные сведения собираются разведками для перспективного решения вербовочных задач, совершения диверсий, разработки стратегических планов подрывной деятельности на особый период и т. д.

Объективная сторона шпионажа выражается в передаче, собирании, похищении или хранении с целью передачи указанным адресатам сведений, составляющих государственную тайну, либо в передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений.

Передача сведений — это сообщение их любым способом адресату (устно, письменно, через посредника, с использованием технических средств, тайников, почтовой связи и т. д.).

Собирание есть любая, кроме похищения, форма получения названных сведений для последующей их передачи указанным в законе организациям и лицам. Способы собирания могут быть самыми разнообразными (наблюдение, включая применение технических средств; общение с секретоносителями и выведывание сведений при разговорах; подслушивание бесед специалистов; несанкционированное подключение к техническим средствам связи и т. п.).

Похищение сведений, как разновидность их собирания, может осуществляться и тайно, и открыто. Если похищаемые сведения находятся на материальных объектах, то при наличии признаков кражи либо другой формы хищения такие действия квалифицируются по совокупности со шпионажем.

Хранение сведений означает любой способ их сбережения, обеспечивающий сохранность и неизменность информации при ее последующей передаче.

Шпионаж, предметом которого является государственная тайна, может совершаться либо инициативно, либо по заданию иностранного государства. Он окончен с момента совершения указанных выше действий. Установление контакта с иностранной разведкой и получение от нее задания является приготовлением к данному преступлению. Пресеченная попытка собрать сведения, например, путем кражи, образует покушение на преступление.

Шпионаж, предметом которого являются иные сведения, образует оконченное преступление, если передача или собирание сведений осуществляется по заданию иностранной разведки. Если указанные действия совершаются инициативно, но с целью последующей передачи сведений иностранной разведке, они образуют приготовление к данному преступлению.

Субъектом (исполнителем) шпионажа может быть только иностранным гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16 лет. Соучастниками данного преступления (организаторами, подстрекателями либо пособниками) могут выступать и граждане Российской Федерации при отсутствии в их действиях признаков государственной измены.

Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом, т. е. осознанием лицом общественно опасного характера совершаемых действий и желанием действовать в ущерб внешней безопасности России. Мотивы и цели могут быть различными. Как показывает практика, чаще всего проявляют себя корыстные побуждения при наличии цели обогатиться противоправным способом.

100. Преступления против общественной безопасности, их виды и общая характеристика

Преступления против общественной безопасности - это умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, причиняющие существенный вред или создающие реальную угрозу причинения вреда безопасным условиям жизни общества.

Данная группа преступлений посягает на общественную безопасность. Как видовой объект уголовно-правовой охраны безопасные условия жизни общества (общественная безопасность) включают в себя совокупность общественных отношений по обеспечению неприкосновенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.

По особенностям объективной стороны рассматриваемые преступления совершаются путем как действия (большинство преступлений), так и бездействия.

Путем бездействия могут совершаться преступления, для которых характерно нарушение каких-либо правил - нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д).

Только путем бездействия совершается небрежное хранение огнестрельного оружия.

По моменту окончания преступления (способу законодательного описания) выделяются:

- усеченные составы: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), пиратство, вымогательство общеопасных предметов;

- формальные: захват заложника, заведомо ложное сообщение о терроризме, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, массовые беспорядки и др.

- материальные: терроризм, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения, небрежное хранение огнестрельного оружия и другие составы.

Субъективная сторона преступления против общественной безопасности характеризуется в основном умышленной формой вины, исключением являются лишь деяния, связанные с нарушением правил специальной безопасности и безопасности производства определенных работ, а также небрежное хранение огнестрельного оружия.

По особенностям субъектов преступления против общественной безопасности можно разделить на две группы:

а ) преступления, совершаемые только специальным субъектом, - нарушение правил пожарной безопасности, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения и пиратство. Кроме того, бандитизм и организация преступного сообщества (преступной организации) могут совершаться с использованием лицом своего служебного положения;

б) преступления, которые могут совершаться любыми лицами (все иные преступления против общественной безопасности).

Если говорить о возрастном критерии субъекта, то по достижении 14-летнего возраста ответственность наступает за терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. За совершение иных преступлений против общественной безопасности ответственность наступает по достижении 16 лет.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления против общественной безопасности подразделяются на:

- преступления небольшой тяжести - призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами; прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения; нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах; незаконное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами; нарушение правил специальной безопасности и безопасности производства определенных работ; квалифицированный вид незаконного обращения с ядерными материалами или радиоактивными веществами; незаконное приобретение, сбыт или ношение, а равно незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия; небрежное хранение огнестрельного оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

- преступления средней тяжести - заведомо ложное сообщение об акте терроризма; участие в незаконном вооруженном формировании; приведение в негодность объектов жизнеобеспечения; хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ; незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, или ношение, или изготовление оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и незаконное изготовление оружия, а также ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия массового поражения либо материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения;

- тяжкие преступления - терроризм; захват заложника; организация незаконного вооруженного формирования; участие в преступном сообществе (преступной организации; угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; массовые беспорядки; особо квалифицированный вид приведения в негодность объектов жизнеобеспечения; квалифицированные и особо квалифицированные виды хищения или вымогательства ядерных материалов или радиоактивных веществ, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и незаконное изготовление оружия; простое и квалифицированное хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; пиратство;

- особо тяжкие преступления - квалифицированный и особо квалифицированный виды терроризма, захвата заложника; бандитизм; организация преступного сообщества (преступной организации); квалифицированный и особо квалифицированные виды угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; особо квалифицированный и суперквалифицированный виды хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; квалифицированный и особо квалифицированные виды пиратства.

В зависимости от непосредственного объекта посягательства преступления, предусмотренные гл. 24 УК, можно разделить на следующие группы преступлений: а ) против общей безопасности (террористический акт, содействие террористической деятельности, бандитизм, захват заложника, массовые беспорядки); б) против общественного порядка (хулиганство, вандализм); в) связанные с нарушением специальных правил безопасности (пожарн. без-ти, с ядерными материалами); г) связанные с нарушением установленных правил обращения с общеопасными предметами.

101. Массовые беспорядки, их юридическая характеристика и особенности

Массовые беспорядки — преступление против общественной безопасности, заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти. МБ — это общественно опасные действия ор­ганизованной толпы.

Непосредственный объект преступления: основной —основы общественной безопасности; дополнительный — отношения собст­венности, здоровье личности, нормальная деятельность предпри­ятий, учреждений, организаций.

Объективная сторона преступления состоит:

1) в организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК);

2) в участии в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК);

3) в призывах к активному неподчинению законным требовани­ям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно к насилию над гражданами.

Применение насилия предполагает оказание физического воз­действия на граждан. Оно может выразиться в нанесении побоев, легкого, средней тяжести и тяжкого, предусмотренного ч. 1, 2 ст. 111 УК, вреда здоровью личности. Убийство человека в ходе массовых беспорядков и причинение тяжкого вреда здоровью при наличии особо квалифицирующих обстоятельств требует дополни­тельной квалификации по ст. 105 или ч. 3, 4 ст. 111 УК. Погром представляет собой разгром, разграбление и разорение жилищ, магазинов, организаций, учреждений и пр.

Поджог — это предание огню различных объектов: зданий, со­оружений, жилищ, чужого имущества и т.д.

Уничтожение имущества означает приведение его в полную не­годность, когда оно не может быть использовано по назначению.

Применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств предполагает их использование для причине­ния вреда жизни и здоровью людей, для демонстрации угрозы на­силием, для уничтожения или повреждения чужого имущества.

Оказание вооруженного сопротивления представителю влас­ти – это активное противодействие законной деятельности пред­ставителей власти с использованием огнестрельного, холодного, газового или пневматического оружия. Представителями власти являются работники государственных органов и учреждений, на­деленные правом в пределах своей компетенции предъявлять тре­бования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями не­зависимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (депутаты всех уровней, работники милиции, прокуратуры, суда и т.д.).

Организация массовых беспорядков предполагает формирова­ние толпы, ее объединение, планирование общественно опасных действий, руководство толпой в процессе их совершения. Преступ­ление окончено с момента фактической организации массовых бес­порядков.

Участие в массовых беспорядках означает совершение лицами, образующими толпу, активных действий, связанных с применени­ем насилия, погромами, поджогами и т.д. Преступление окончено в момент совершения указанных действий.

Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призы­вы к насилию над гражданами могут быть выражены в устной, письменной форме (в виде листовок, брошюр), высказаны в сред­ствах массовой информации. От подстрекательства к совершению преступления призывы отличаются тем, что обращены они не к конкретным лицам, а к неопределенно широкому кругу людей, а также носят не конкретный, а общий характер. Содержание при­зывов четко определено законом. Преступление окончено в момент выражения вовне призывов.

С субъективной стороны преступление характеризуется пря­мым умыслом. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

102. Понятие воинского преступления, его признаки и родовой состав

Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные главой УК преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов

Оно представляет собой деяние (действие или бездействие), характеризующееся едиными для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Общественная опасность преступлений против военной службы характеризуется причинением либо угрозой причинения вреда боеспособности войск.

Их уголовная противоправность проявляется в совершении деяния, предусмотренного специальной гл. 33 УК, а также специальными воинскими законами и иными нормативными актами. Всякое преступление против военной службы нарушает порядок прохождения военной службы. Все диспозиции воинских уголовно-правовых норм, по существу, являются бланкетными, требуют предметного анализа соответствующих нормативных актов (воинских уставов, наставлений, инструкций и т. п.).

Виновность представляет собой психическое отношение преступника к деянию и наступившим последствиям, в преступлениях против военной службы она отражает воинский характер и того, и другого. Виновный сознает или должен сознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, совершает деяние, нарушающее порядок прохождения военной службы, что он причиняет либо создает угрозу причинения вреда боевой готовности войск.

Уголовная наказуемость преступлений против военной службы специфична. К военнослужащим применяются почти все виды наказаний, предусмотренные ст. 44 УК, за некоторыми исключениями, обусловленными характером военной службы, в частности, к ним не применяются обязательные и исправительные работы. Вместе с тем в системе уголовных наказаний предусмотрены два вида наказания, применяемые исключительно к военнослужащим. Это содержание в дисциплинарной воинской части, применяемое к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и ограничение по военной службе, назначаемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Эти наказания позволяют наряду с общими целями, стоящими перед уголовным наказанием, решать и специфическую задачу воинского воспитания, поскольку отбываются они в условиях несения осужденным военной службы.

В соответствии со ст. 331 УК объектом преступления является порядок прохождения военной службы, под которым понимается закрепленная законами, в том числе воинскими уставами, а также иными военно-правовыми актами, форма осуществления военно-служебной деятельности. Он является необходимым признаком деяния, квалифицируемого в качестве преступления против военной службы, хотя может выступать и в качестве признака общеуголовного состава (например, при хищении военнослужащим военного имущества). Порядок прохождения военной службы специально не указан в перечне объектов, охраняемых уголовным законом, однако таковым является общественная безопасность, разновидностью которой можно считать военную безопасность, под которой понимается состояние защищенности страны от вооруженной агрессии и на которую посягает всякое преступление против военной службы.


103.Система воинских преступлений

Преступления против военной службы - это предусмотренные статьями УК общественно опасные деяния (действия или бездействие), осуществляемые умышленно или по неосторожности военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, и посягающие на установленный порядок прохождения военной службы, причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам службы, личности, государства.

Система преступлений против военной службы включает:

- преступления, связанные с уклонением от службы (неисполнение приказа, самовольное оставление части, дезертирство, уклонение от исполн. обяз. путём симуляция болезни);

- преступления, связанные с посягательством на личность военнослужащего (насильственные действия в отношении начальника, оскорбление военнослужащего);

- преступления, связанные с нарушением правил несения военной службы (наруш. правил несения боевого дежурства, пограничной службы, караульной сл, служ. по охране общ. порядка, оставление погибающего корабля);

- преступления, связанные с утратой, уничтожением или повреждением военного имущества.

Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве установленного законом порядка прохождения военной службы, создании этим угрозы военной безопасности РФ.

Основной объект преступных посягательств - интересы военной службы. Возможны дополнительные объекты: честь, достоинство, физическая неприкосновенность личности; интересы безопасности государства, собственности; жизнь, здоровье человека и т.д. Среди факультативных объектов можно выделить честь, достоинство, физическую неприкосновенность личности; здоровье, жизнь человека; интересы собственности и др.

Предметами преступного посягательства могут быть оружие, боеприпасы, предметы военной техники.

Объективная сторона составов преступлений выражается деяниями в форме действия или бездействия. Активное преступное поведение находит отражение в насильственных действиях в отношении начальника, оскорблении военнослужащего, самовольном оставлении части или места службы, дезертирстве и т.д. Пассивное поведение может быть выражено в неисполнении приказа, нарушении правил несения боевого дежурства, нарушении уставных правил караульной службы, утрате военного имущества и пр.

Диспозиции многих норм, отраженных в гл. 33 УК, имеют бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации деяний как преступлений отсылают правоприменителя к иным - подзаконным - нормативным правовым актам, в частности к уставам Вооруженных Сил РФ.

В некоторых случаях на квалификацию деяния как преступления могут оказать влияние время, место, обстановка, способ, орудие, средство его совершения, например:

а) время: исполнение обязанностей военной службы, боевое дежурство, несение службы пограничным нарядом, караульной (вахтенной) службы, охрана войсковым нарядом общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, суточный наряд или патрулирование;

б) место: воинская часть или место службы, воинская часть или гарнизон, военный корабль;

в) обстановка: кораблекрушение;

г) способы: симуляция болезни, членовредительство, подлог документов, иной обман, насилие;

д) орудия: оружие;

е) средства: оружие, боеприпасы и предметы военной техники, оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые или иные вещества и предметы, боевые, специальные или транспортные машины, военные летательные аппараты, военные корабли.

Субъект преступных посягательств - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 18-летнего возраста и наделенное дополнительным признаком - принадлежностью к военной службе (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Вместе с тем лицо может считаться проходящим военную службу по призыву и с 16-летнего возраста в том случае, если оно является курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования. Данное лицо нельзя признать субъектом преступных посягательств против военной службы. Однако оно может быть привлечено к ответственности за общеуголовные преступления.

Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Умышленное отношение виновного к содеянному возможно, например, при оскорблении военнослужащего, дезертирстве, уничтожении или повреждении военного имущества; неосторожное - при нарушении уставных правил пограничной службы, караульной службы, внутренней службы или патрулирования в гарнизоне, утрате военного имущества и т.д.

Для квалификации деяния как преступления может иметь значение цель его совершения (например, уклонение от прохождения военной службы, полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы.


104. Преступления против мира и безопасности человечества

Преступления против мира и безопасности человечества — общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на отношения, обеспечивающие мирное сосуществование и развитие государств, а также безопасность человечества в целом Они являются так называемыми международными преступлениями.

Объект посягательства - общественные отношения, которые обеспечивают международный мир, безопасность человечества и мирное сосуществование государств

Объективная сторона данных преступлений почти всегда выражается в наличии деяния как единственного обязательного признака. Составы таких преступлений, кроме геноцида и экоцида, являются формальными, иначе говоря, не требуется наступления последствий, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности.

Субъектом является лицо, достигшее 16-ти лет, за исключением наемничества, совершенного в отношении несовершеннолетнего, когда возраст лица повышается до 18-ти лет.

Субъективную сторону данных прес туплений выражает вина в форме прямого умысла.

Эти преступления делятся на две группы в зависимости от непосредственного объекта: преступления против мира и преступления против безопасности человечества.

Преступления против безопасности человечества:

– ст. 355 УК РФ. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения - разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации,

– ст. 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны -жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации; Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации

ст. 357 УК РФ. Геноцид- действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы;

– ст. 358 УК РФ. Экоцид - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу

К преступлениям против мира относятся:

– ст. 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;

– ст. 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны + Статья 354.1. Реабилитация нацизма

– ст. 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;

– ст. 359 УК РФ. Наемничество -Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях. Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение принципов правового регулирования вооруженных конфликтов в целях их максимально возможной гуманизации.

Объективная сторона наемничества характеризуется совершением действий, выраженных в одной из предусмотренных диспозиций ст. 359 УК форм: а) вербовка, т.е. деятельность по привлечению одного или нескольких лиц к участию в вооруженном конфликте в качестве наемника; б) обучение, т.е. деятельность по подготовке уже завербованного наемника (или наемников) к участию в вооруженном конфликте или в военных действиях; в) финансирование или иное материальное обеспечение деятельности наемника, т.е. предоставление ему денежных средств, иных материальных ценностей, оружия, воинского снаряжения и т.п.; г) использование наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях. В отличие от первых трех форм объективная сторона использования наемника характеризуется еще одним обязательным признаком - специальной обстановкой совершения преступления - обстановкой вооруженного конфликта или военных действий.

Состав рассматриваемого преступления формальный, оконченным оно является с момента совершения соответствующих действий.

Субъективная сторона наемничества характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что осуществляет действия по вербовке, обучению, финансированию или иному материальному обеспечению наемника либо использует его в вооруженном конфликте или в военных действиях, и желает совершить подобные действия.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицированный состав наемничества (ч. 2 ст. 359 УК) включает два квалифицирующих признака. Первый состоит в совершении преступления с использованием виновным своего служебного положения. В этом случае субъект преступления специальный: должностное лицо, государственный служащий, муниципальный служащий или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Вторым квалифицирующим признаком является совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего, т.е. вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, а также использование в вооруженном конфликте или в военных действиях в качестве наемника лица, не достигшего 18-летнего возраста.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал