Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация системы социальной помощи бездомным в Санкт-Петербурге и Ленинградской области






Одной из значительных социальных проблем Санкт-Петербурга, находящихся в сфере пристального внимания омбудсмана, является положение лиц без определенного места жительства (БОМЖ). В своей деятельности по защите прав бездомных в Санкт-Петербурге Уполномоченный взаимодействует с СПб РБОО «Ночлежка» и СПб ОО «Мальтийская служба помощи», которые на протяжении многих лет оказывают помощь «уличным» бездомным. Вопрос о нарушениях прав бездомных неоднократно поднимался Уполномоченным в обращениях к органам государственной власти в Санкт-Петербурге. В январе 2015 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга была создана рабочая группа по проблеме реализации гражданами без определенного места жительства прав на дополнительные меры социальной поддержки, целью которой является подготовка предложений для внесения изменений в действующие законы Санкт-Петербурга и нормативные правовые акты Правительства Санкт-Петербурга. Первым итогом работы группы стало внесение изменений в законы Санкт-Петербурга, предоставивших гражданам без определенного места жительства право на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с установлением факта места жительства в Санкт-Петербурге. По данным Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (по состоянию на 31 декабря 2015 года), в Городском пункте учета лиц без определенного места жительства состояло 2416 человек (1437 мужчин и 979 женщин), из них 962 – получали пенсии, 475 – имели инвалидность. По данным СПб РБОО «Ночлежка», в Санкт-Петербурге около 60 тысяч «уличных» бездомных [28, с.56]. В 2015 году беспокойство Уполномоченного вызвали ситуации, связанные с выпиской из стационарных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга лиц, не имеющих места жительства. Комитет по здравоохранению сообщил омбудсману, что, ввиду недостаточной развитости социальных служб для лиц БОМЖ, они продолжают занимать значительное количество коек в стационарах [22, с.56]. Однако, по информации СПб РБОО «Ночлежка», в зимний период 2015–2016 годов стационарные учреждения здравоохранения неоднократно осуществляли выписку бездомных граждан, утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, и доставляли их на санитарном транспорте скорой медицинской помощи в пункты обогрева, организованные благотворительными общественными организациями, то есть фактически выписывали на улицу. Подобные действия медицинских работников противоречат федеральному законодательству об охране здоровья граждан, однако вопрос дальнейшей судьбы бездомных пациентов после выписки из стационарных учреждений не может быть решен исключительно в рамках системы здравоохранения. Решение данного вопроса требует усиления межведомственного взаимодействия между стационарными учреждениями здравоохранения и социальными службами. В 2015 году с наступлением холодов обострилась проблема нехватки пунктов и палаток обогрева, куда могли бы обратиться бездомные граждане вне зависимости от наличия у них документов о регистрации. Несмотря на то, что и в предыдущие годы в Санкт-Петербурге имелся дефицит подобных пунктов низкопороговой доступности для бездомных, в 2015 году их количество сократилось (не открылся такой пункт в Василеостровском районе). Часть этих пунктов (например, в Кронштадтском и Кировском районах Санкт-Петербурга) предоставляют услуги только днем в течение нескольких часов, но в период холодов бездомные люди в большей степени нуждаются в теплых и безопасных местах ночлега, а не в помещениях, где можно погреться несколько часов в дневное время. Так же как и в 2014 году, в 2015 году сохранялась проблема информирования бездомных о местах расположения пунктов обогрева низкопороговой доступности, работающих зимой в ночное время. Отсутствие такой информации приводило к тому, что большинство граждан без определенного места жительства были вынуждены находиться ночью на морозе, что нарушает их право на охрану здоровья и право на жизнь [7, с.54].

СПб РБОО «Ночлежка» организовывала участки для голосования бездомных на всенародном голосовании по вопросу принятия Конституции РФ и выборах в 1996 году. Последний раз организация инициировала открытие избирательных участков в Северо-западном регионе России во время выборов Президента РФ в 2004 году. Тем не менее, эта проблема должна быть решена государственными органами субъекта РФ путем закрепления в региональном законодательстве за лицами без определенного места жительства активного избирательного права [28, с.56].

Так, например, зимой 2015 года к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Владимировичу Шишлову обратились представители Санкт-Петербургской общественной благотворительной организации «Покровская община», которые просили о содействии в восстановлении прав двух бездомных инвалидов по устройству в специализированный дом-интернат. Социальные службы отказывались поставить их даже на очередь. Уполномоченный выяснил, что последним местом регистрации граждан Романова и Мохова была Псковская область, следовательно, правовых оснований для направления бездомных в государственные стационарные учреждения социального обслуживания Санкт-Петербурга нет. Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области бездомным инвалидам также отказало в социальном обслуживании, несмотря на то, что в Порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 27.02.2006 N 71 «О стационарном обслуживании» содержатся правовые основания для его предоставления лицам без определенного места жительства. Александр Владимирович Шишлов направил данное заключение своему псковскому коллеге, но это не привело к благоприятному разрешению ситуации. Тогда Александр Владимирович провел консультации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Эллой Александровной Памфиловой, которая направила предложение «принять возможные меры для направления указанных граждан в соответствующие стационарные учреждения социального обслуживания» губернатору Псковской области. В результате, бездомных инвалидов определили в Локнянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов. 26 января 2015 года представители благотворительной организации «Покровская община» сопроводили инвалидов в интернат [19, с.56].

При финансовой поддержке бюджета Санкт-Петербурга (субсидии на конкурсной основе в 2015 году составили 4 850, 0 тыс. руб.) некоммерческими организациями реализуются программы:

- «Пункты обогрева», в которых бездомным гражданам предоставляется ночной приют, набор горячего питания для ускоренного согревания, первичная медицинская помощь, консультирование по социальным и правовым вопросам;

- «Ночной автобус»: на 4 стоянках «Ночного автобуса» бездомным гражданам предоставляется горячее питание, первичная медицинская помощь, консультирование по социальным вопросам;

- «Транзит», т.е. доставка иногородних бездомных граждан, находящихся на территории Санкт-Петербурга, в другие регионы Российской Федерации по адресу последней регистрации по месту жительства.

Всего с 2009 года по настоящее время при поддержке Комитета возвратилось к прежнему месту жительства более 900 чел.

- организации питания бездомных граждан в благотворительной столовой по адресу: наб. Обводного канала, д. 177, литера «Д» [6, с.54]

Всего в 2015 году в учреждения социального обслуживания населения Санкт-Петербурга городского и районного уровней обратилось более 4 тыс. бездомным граждан, которым оказано более 160 тыс. различных социальных услуг [23, с.56].

Итак, резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы по ситуации с бездомными в Санкт-Петербурге и профилактики бездомности. Работа, безусловно, ведется, но кардинального улучшения в решении данной проблемы нет. Открыто более десяти домов ночного пребывания, но, при том количестве живущих на улице, это просто капля в море. То есть проблему «предоставления ночлега» это количество мест не решает. Проблема учета и легализации бездомных не решена. Городской пункт учета ставит на учет только бывших петербуржцев, а среди общего количества бездомных в Петербурге — это меньше половины. То есть большая часть людей никак не учитывается. Социальные услуги для этих людей оказываются по минимуму. Главный показатель хронической бездомности — стаж бездомности — не только не уменьшается, но увеличивается и доходит до 10 лет и более. Каких-то специализированных программ по реабилитации бездомных алкоголиков и наркоманов нет.

На основе проведенного анализа ситуации с бездомностью я могу предложить следующие мероприятия на местном региональном уровне, которые направлены на решение наиболее острых проблем бездомных в Санкт-Петербурге

Одним из перспективных направлений снижения количества несовершеннолетних бездомных является система раннего выявления неблагополучных семей и работа с малолетними правонарушителями.

В связи с этим предлагается усилить профилактическую деятельность за счет введения института школьных инспекторов ОВД и участкового социального работника. Основной задачей которых должна является профилактика насилия над детьми в семьях и выявление подростков, склонных к бродяжничеству [27, с.56].

Для интенсификации программы социальной реабилитации и ресоциализации бездомных предлагаю открыть в каждом муниципальном округе Санкт-Петербурга пункты, где можно получить правовые, социальные и психологические консультации. При этом данные пункты по оказанию помощи бездомным должны быть низко пороговыми и предоставлять (в совокупности) социальную и правовую помощь широкому спектру бездомных.

Во главу угла по оценке эффективности деятельности этих организаций необходимо поставить не количественный результат (сколько койко-дней предоставлено), а сделать акцент на качественный - сколько бездомных удалось вернуть к нормальной жизни.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенный анализ ситуации проблемы бездомности в современной России и Санкт-Петербурге, в частности, показывает, что у этой проблемы не имеет быстрого решения. Отдавая должное нелегкой работе государственных и благотворительных организаций, занимающихся помощью бездомным, приходится констатировать тот факт, что эта работа направлена скорее на борьбу со следствиями, то есть на оказании помощи человеку, который уже опустился на «социальное дно», а не причинами бездомности, которые подталкивают человека к той черте, когда он теряет связь с обществом и становиться бездомным. Необходимо понимать, что пока не будут устранены причины, порождающие это явление, ситуация будет продолжать ухудшаться. Основной акцент в решении этой проблемы необходимо делать на профилактике бездомности, поскольку практика показывает, что вернуть бездомного с большим стажем «бездомности» к нормальной жизни очень тяжело, а иногда уже и невозможно.

Подводя итог сказанному выше, можно утверждать, что, в целом, в Российской Федерации и в Санкт-Петербурге, в частности, существует много сложностей по реализации прав бездомных. Значительное влияние на улучшение положения бездомных в Санкт-Петербурге оказывает деятельность регионального Уполномоченного по правам человека, СПб РБОО «Ночлежка» и иных негосударственных организаций, а также усилия жителей города, их неравнодушное отношение к проблеме бездомности. Но далеко не все вопросы можно решить на этом уровне.

На федеральном уровне должно быть произведено разграничение бюджетных обязательств государства и его субъектов по вопросам помощи бездомным. Бюджет государства, в целом, и бюджеты субъектов Российской Федерации будут испытывать серьезную нагрузку из-за того, что на государственные учреждения медико-социального профиля будет возложена обязанность обеспечивать права бездомных, поэтому государство должно закрепить минимальный гарантированный объем обязательств по оказанию помощи бездомным. На уровне субъекта РФ определяется четкий перечень мер социальной поддержки, их объем и порядок оказания в зависимости от возможностей бюджета субъекта РФ.

Усиления потоков «внутренней миграции» бездомных в те субъекты, где социальная помощь развита лучше, можно избежать, если предусмотреть возможность для них получать помощь в органах государственной власти субъектов, на территории которых они вообще когда-либо имели регистрацию или место жительства, при условии, что в субъекте, где они ранее имели последнюю регистрацию или место жительства, им невозможно предоставить помощь, или же, если по объективным причинам лицо хочет восстановить свои права там, где ранее проживало.

Конечно, это далеко не все вопросы, которые следует решить федеральным и региональным законодателям. Но, безусловно, при разработке нормативно-правовых актов, касающихся бездомности, должны обязательно учитываться интересы данной социальной группы для защиты их основных конституционных прав: на жизнь, охрану здоровья, жилище и других. Вне всякого сомнения, только направленное взаимодействие государства и общества способно помочь этим людям преодолеть многие трудности и вернуться к нормальной жизни.

Исходя из результатов исследования моей дипломной работы, могут быть даны рекомендации, направленные на изменение существующей системы социальной помощи бездомным для более полной реализации в ней принципа дифференциации. Часть из них имеет общий характер и лишний раз подтверждает рекомендации специалистов, которые можно обнаружить в научных исследованиях, статьях, не раз упоминаемом проекте федерального закона. Другая часть рекомендаций направлена на осуществление собственно дифференцированного подхода:

1. Совершенствование законодательства имеет особое значение в сфере профилактики бездомности. Главными причинами воспроизводства слоя бездомных являются несоблюдение и неразвитость законодательства — жилищного, семейного, трудового и т. д., отсутствие должного контроля в сфере заключения сделок с жильём и профилактики мошенничества в жилищной сфере (в форме обязательного страхования сделок, например), а также отсутствие социально ориентированной экономической государственной политики. Так, при низких доходах большинства населения, отсутствии рынка доступного жилья многие граждане оказываются зависимыми от родственников и других владельцев жилья и не защищенными государством от их произвола.

2. Необходимо активное развитие жилищного фонда социального использования, удовлетворяющего требованиям различных категорий населения, нуждающихся в жилье, и предоставляющего помещения на различных условиях.

3. Федеральными органами государственной власти должно быть предусмотрено и регламентировано создание равных финансовых возможностей для осуществления социальной помощи бездомным для субъектов Российской Федерации, имеющих различные бюджеты.

4. Для привлечения дополнительных источников финансирования необходимо стимулирование благотворительной активности бизнеса и населения, что возможно только при условии существования эффективного закона о благотворительности и благоприятной моральной атмосферы в обществе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал