Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Предприятие как основной хозяйствующий субъект торговли в условиях рынка 1.1. Экономическая сущность и функции торгового предприятияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой – требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений. Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли. В общем плане под предприятием поднимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Максимальное использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность предприятий в осуществлении торгово-производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерна, прежде всего, для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли и общественного питания. Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции. В широком смысле слова под товарами и услугами могут пониматься здания, сооружения, помещения, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.д.), валюта, ценные бумаги и любые другие товары и услуги, за которые потребитель готов заплатить деньги. Но, для того чтобы реализовать товар, необходимо его наличие, и, по существу, не имеет принципиального значения, организует предприниматель производство товаров или выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, как в торговой сфере. Важно исходить из положения, что цена реализации товара должна быть выше закупочной цены, и разница должна быть достаточной не только для возмещения затрат по организации продажи и выполнению обязательств перед государством, но и приносить определенный доход предпринимателю. Следовательно, главное, что отличает предпринимательскую коммерческую деятельность от других сфер деятельности, - это стремление к получению прибыли, и основные результаты деятельности торгового предприятия определяются ее величиной. В гражданском законодательстве Российской Федерации подчеркивается, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Этим критериям в полной мере отвечает торгово-хозяйственная деятельность предприятий отрасли. С учетом изложенного торговое предприятие может рассматриваться как форма коммерческого предпринимательства. Вместе с тем следует учитывать, что коммерческая деятельность торговых предприятий имеет ряд характерных особенностей: ассортимент товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта; предприятия организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить; предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменения рыночной ситуации; спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток; наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей. Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их потребностям. Рис. 1. 1. Структура торгового предприятия Раскрывая сущность предприятия торговли, необходимо рассматривать его в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом (рис. 1.1). Наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности, имеет юридический аспект. С правовой точки зрения торговое предприятие следует рассматривать как юридическое лицо. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно: 1) позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель; 2) является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов, без чего невозможна крупномасштабная предпринимательская деятельность; 3) позволяет ограничить имущественный риск участников суммой вклада в капитал конкретного предприятия; 4) создает основания для гибкого управления капиталом. Отлаженное законодательство о юридических лицах (прежде всего акционерное законодательство), ценных бумагах служит одним из средств управления капиталом в масштабах не только отрасли, но и всей страны, способствует интернационализации предпринимательской деятельности. Все юридические лица в России должны проходить государственную регистрацию, иметь печати и открывать счета в банках, однако эти внешние атрибуты не отражают сущности торгового предприятия как юридического лица. Обязательной регистрации подлежат, например, и граждане-предприниматели, занимающиеся индивидуальной торговой деятельностью, которые также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами они не являются. Традиционно выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговое предприятие признается юридическим лицом: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная гражданско-правовая ответственность, выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени. Организационное единство предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками. Имущественная обособленность создает материальную базу деятельности торгового предприятия, т.е. для организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что участники или собственники его имущества не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое предприятие самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам. Основой для такой ответственности является наличие у торгового предприятия обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами. Сущность этого правила сформулирована в ст. 56 ГК Российской Федерации. Выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязательства через свои органы управления. Оно может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и одновременно несколько органов (например, директор и дирекция, правление и председатель правления) управления, которые могут быть единоличными и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Индивидуализация торгового предприятия как юридического лица, т.е. его выделение из массы других, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования с указанием принятой организационно-правовой формы. Местонахождение торгового предприятия определяется местом его государственной регистрации, конкретный адрес указывается в учредительных документах, что принципиально важно для применения к нему нормативно-законодательных актов со стороны местных органов власти. Правила образования и прекращения деятельности юридического лица определяются ГК РФ, если это не предусмотрено другими нормативными актами (например. Законом РФ " О несостоятельности (банкротстве) предприятий"). Таким образом, в российском гражданском законодательстве юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени. Гораздо меньшую правовую информацию несут такие термины, как " фирма" или " компания", которые широко используются как общепринятые названия любой хозяйственной организации, обладающей правами юридического лица. По сравнению с юридическим большую степень конкретизации имеет хозяйственный аспект, в соответствии с которым предприятием считается самостоятельный хозяйствующий субъект рыночных отношений, созданный в целях удовлетворения определенных общественных потребностей и получения прибыли. В ст. 132 ГК РФ указывается, что предприятием как объектом гражданских прав является " имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности". В состав предприятия как имущественного комплекса включаются земельные участки, здания, сооружения, оборудование, товары, инвентарь, денежные средства, долги и права требования, права собственности (товарные знаки, фирменные наименования, образцы), а также нематериальные активы (авторские и лицензионные права, ноу-хау, деловая репутация и т.д.). Специфика торговых предприятий в максимальной степени раскрывается через отраслевой аспект их деятельности. Торговое предприятие имеет четко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур. Под материально-вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования. Торгово-технологическая структура определяется общностью назначения реализуемых товаров и методов их продажи, единством операций технологического процесса и обслуживания, однородностью размещения и функциональной взаимосвязи торговых, складских, производственных и вспомогательных помещений. Организационно-экономическая структура характеризуется хозяйственной обособленностью предприятия, наделением его юридическими правами и ответственностью за свою деятельность, единой системой учета и отчетности, однотипной методикой анализа и планирования торговой деятельности. Экономическая сущность торговых предприятий обусловлена выполняемыми функциями, характерными для всех хозяйствующих субъектов отрасли. Основной функцией торговли является реализация товаров. Эту функцию в соответствии с классической экономической теорией можно рассматривать в двух аспектах: 1) реализация потребительной стоимости, т.е. доведение конкретного товара от производителя до потребителя путем применения таких технологических операций, как транспортировка, прием товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка товаров и т.д.; 2) реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание. В момент купли-продажи (Д–Т), т.е. выполнения расчетных операций, происходит смена форм стоимости и форм собственности: товарная форма стоимости обменивается на денежную, а товар, находящийся в государственной или иной собственности, переходит в личную собственность потребителя. В ходе своей деятельности предприятие торговли выполняет и другие функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям, которые часто называют дополнительными, относятся изучение покупательского спроса на товары, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг, оказание помощи покупателям в выборе товаров, размещение и выкладка их в торговом зале, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров на дом покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже, и т.д. Объем и характер выполняемых предприятием функций зависит от его хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Осуществляя свои функции, торговые предприятия обеспечивают: а) развитие производства - путем организации коммерческой работы по заключению договоров, контрактов, заказов на производство и поставку товаров и т.д., тем самым стимулируя процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции; б) денежное распределение - путем развития финансово-кредитной системы, установления уровня и соотношения цен на товары на основе поддержания баланса между спросом и предложением; в) личное потребление - посредством удовлетворения потребностей населения путем применения различных форм и методов торгового обслуживания, эффективной направленности рекламных, маркетинговых мероприятий.
На основе приведенных общетеоретических определений предприятия торговли раскроем сущностные характеристики различных сторон деятельности предприятия в их взаимосвязи и взаимозависимости, с позиций рассмотрения предприятия как системы. Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Системы имеют самые разнообразные формы, которые можно условно разделить на три вида: технические, биологические и социально-экономические. Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их основе лежат интересы людей, поскольку главный их элемент - это человек. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов людей влияет на состояние системы и процесс ее развития. К социально-экономическим системам относятся производственно-хозяйственные комплексы, объединения, предприятия, отрасли, регионы, хозяйство страны в целом. Любой реальный экономический объект характеризуется множеством свойств, в соответствии с которыми он может быть отнесен к разным системам. Так, например, являясь важнейшим элементом сложной рыночной системы, торговое предприятие в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, ориентированного на получение прибыли, одновременно может рассматриваться как неотъемлемая составная часть сферы товарно-денежных отношений, кредитно-финансовой системы и т.п. Таким образом, систему следует рассматривать как научную абстракцию, основанную на объективном существовании целостных комплексов элементов в материальном и социальном мире. Выделение отдельной системы обязательно предполагает наличие: объекта, состоящего из множества элементов, связанных в некую совокупность; субъекта-наблюдателя, воздействующего на объект; цели наблюдения, характеризующей отношение наблюдателя к объекту, определяющей отбор рассматриваемых элементов в данную систему. В соответствии с поставленной целью наблюдатель выделяет систему из окружающего мира. В результате образуются две составляющие: система и внешняя среда. Система связана с внешней средой двояким образом: внешняя среда воздействует на систему через вход, а система воздействует на внешнюю среду через выход (рис. 1.2). Рис. 1.2. Взаимосвязь внешней среды и системы торгового предприятия Предприятие торговли, представляя собой организационно-целостную совокупность взаимодействующих структур, соединенных для достижения определенных целей, может рассматриваться как система. Торговое предприятие по своим свойствам относится к сложным социально-экономическим системам. Социальной системой оно является потому, что создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется ими в соответствии с их личностными особенностями. Экономической системой предприятие является потому, что в результате использования ресурсов и реализации товаров обеспечиваются непрерывность воспроизводства общественного продукта, нормальное функционирование сферы товарного обращения, доведение до конечного потребителя товаров и услуг. Социально-экономические системы, являясь сложными, характеризуются неоднородностью, разнохарактерностью составных элементов и связей, структурным разнообразием. Любое торговое предприятие является одновременно торгово-технологической системой, способствующей преобразованию ресурсов в товары и услуги; социальной системой, в которой происходит взаимодействие членов трудового коллектива, и организационно-экономической системой, в которой целенаправленно координируется их деятельность. Торговое предприятие является открытой системой, поскольку постоянно обменивается с внешней средой информацией, регулирует свои входы и выходы и состоит из двух самостоятельных и взаимодействующих составляющих - объекта и субъекта. В качестве объекта воздействия в системе торгового предприятия рассматривается совокупность материальных условий, технологических, технических, организационных процессов, а также отношений между работниками во время выполнения предприятием функций по обслуживанию населения. Субъектом является специальная группа людей (аппарат управления), которая посредством форм экономического воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта. Воздействие субъекта на объект в системе торгового предприятия может осуществляться только при условии циркулирования (движения) информации (рис. 1.3). Рис. 1.3. Общая схема функционирования торгового предприятия Предприятие торговли постоянно взаимодействует с внешней средой через механизмы государственного регулирования и рыночной конкуренции, финансово-кредитную систему, потребление ресурсов, взаимоотношения с покупателями, местными органами власти и как открытая система обладает рядом свойств, которые необходимо учитывать в ходе торговой деятельности. Во-первых, предприятие – это упорядоченная система, все составные элементы которой (имущественный комплекс, структурные подразделения, персонал и т.п.) функционируют не хаотично, а в определенном порядке. Такая упорядоченность определяется наличием общих целей, для достижения которых работает предприятие (увеличение объема продаж, расширение рынка сбыта, усиление конкурентоспособности, максимизация прибыли, экономическое выживание предприятия и др.). Во-вторых, торговое предприятие – это самостабилизирующаяся система. Таким образом, предприятие постоянно стремится найти для сохранения своего устойчивого состояния динамический баланс между внутренними возможностями и внешними факторами окружающей среды, влияющими на торговый процесс. Наибольшее воздействие в настоящее время оказывают экономические, правовые и социальные факторы. Для стабилизации или своего развития предприятие может реагировать на эти факторы путем регулирования цен на товары и услуги, снижения затрат, оптимизации налоговых платежей, расширения материальной базы, совершенствования управления и т.п. В-третьих, предприятие – это самоорганизующаяся система. Самоорганизация предполагает способность преодолевать внутренние противоречия и ограничения, достигать новых, более устойчивых состояний. Таким образом, самоорганизация – это более сложное явление, чем самостабилизация, так как она связана не только с приспособлением к изменениям внешней среды, но и с умением преодолевать возникающие трудности и трансформироваться в более жизнеспособную систему. Чтобы выжить в рыночных условиях, предприятиям необходима стабилизация, однако для их дальнейшего функционирования нужна также самоорганизация. Обеспечить свой рост и развитие смогут только те торговые предприятия; которые одновременно с изменением старой структуры смогут создать новую, устойчивую структуру, адекватную внешней среде, Например, это могут быть изменение профиля работы предприятия, повышение уровня предоставляемых услуг, привлечение иностранного капитала, слияние с оптовым звеном (торговые дома) или с банками (торгово-финансовые группы), объединения предприятий в ассоциации и т.п. В-четвертых, предприятие – это система стремящаяся к устойчивости. Однако устойчивой может быть только адаптивная система, которая обеспечивает возможность постоянного модифицирования хозяйствующего субъекта в соответствии с изменяющимися потребностями. Таким образом, чтобы быть стабильным и устойчивым в рыночных условиях, предприятие должно постоянно и достаточно быстро реагировать на все изменения внешней среды, и прежде всего на изменение покупательского спроса, удовлетворение которого является одной из главных задач торгового предприятия. При этом наряду с традиционными ценовыми методами большое значение приобретают неценовые способы привлечения покупателей, доступные любому торговому предприятию, – высокое качество товаров, рост уровня обслуживания и сервисных услуг, развитие прогрессивных форм продажи, постоянные учет и изучение спроса потребителей (вплоть до индивидуальных запросов), совершенствование работы персонала, расширение сопутствующих видов выполняемых работ и услуг. В-пятых, предприятие – это развивающаяся динамичная система, что проявляется в постоянном поиске баланса между стабильностью и изменчивостью. Непрерывные изменения, происходящие на предприятии, являются условием его равновесия. Реализация каждого нового аспекта деятельности требует установления новых связей, порядка их функционирования, что, в свою очередь, вызывает стремление к динамичному развитию и всей системы в целом. Казалось бы, чем меньше перемен, тем стабильнее показатели системы, тем более четко осуществляются ее связи. Однако застой на предприятии экономически опасен, так как приводит к моральному старению, а, следовательно, к потерям. Слишком устойчивая система к развитию не способна, поскольку она подавляет любые отклонения от своего сложившегося состояния. Свойство предприятия как развивающейся системы проявляется в цикличности развития предприятия или его отдельных элементов. Динамический цикл развития предприятия можно представить как единство и постоянное обновление трех стадий – формирования, функционирования и обновления. На первой стадии происходит формирование предприятия как системы для реализации определенных целей. Вторая стадия – это период максимального функционирования для достижения поставленных целей. По мере постоянного изменения внутренней и внешней среды соответствующим образом изменяются цели и способы их достижения, и для сохранения предприятия возникает необходимость в третьей стадии – обновлении предприятия. Затем все стадии вновь повторяются. Как открытая социально-экономическая система торговое предприятие находится под постоянным воздействием многочисленных факторов внешней среды, которые могут позитивно или негативно влиять на деятельность предприятия. Ответной реакцией предприятия на эти факторы является принятие решений либо по их устранению, либо по приспособлению к ним его внутренней среды. В современных экономических условиях торговое предприятие представляет собой сложный организационно-экономический комплекс, развивающийся с определенными закономерностями, имеющий свои цели, структуру, внешние и внутренние связи (рис.1.4). Понимание сущности торгового предприятия как системы и знание закономерностей его функционирования во внешней среде позволяет руководству предприятия, с одной стороны, предотвратить влияние негативных факторов, а с другой, использовать положительные тенденции в направлении повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Рис. 1.4. Предприятие торговли как социально-экономическая система Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм предприятия, т.е. торгово-производственные, управленческие, сбытовые и прочие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе маркетинговых исследований, планирования и анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности, оперативного управления торговым процессом, анализа экономической информации. Под внешней средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающем мире независимо от деятельности предприятий, но оказывающие воздействие на состояние его внутренней среды. Основные факторы внешней среды могут быть подразделены на две группы: прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся: – характер и состояние рыночных отношений; –.соотношение спроса и предложения на реализуемые предприятием товары и предлагаемые виды услуг. При этом первостепенное значение имеет выявление возникающих потребностей в новых товарах, услугах и перспектив их роста, а также учет уровня покупательной способности населения; – уровень требований потребителей к товару и условия предпочтения при выборе товаров покупателем, что может выражаться в специфических требованиях в отношении ассортимента, качества, внешнего вида товара, способа упаковки, маркировки; – наличие и деятельность предприятий-конкурентов, т.е. их место на рынке, объем деятельности, ассортимент товаров, виды предоставляемых услуг, особенности рекламной и ценовой политики, экономический потенциал; – условия торговли на рынке – формы и методы торговли, способы платежей и расчетов, сложившиеся на рынке, состояние материально-технической базы, особенности законов и нормативных актов, регулирующих правовое положение и торговую деятельность предприятия на территориальном уровне. Следующей группой факторов внешней среды прямого воздействия, значительно влияющих на деятельность торгового предприятия, является степень развития его финансово-хозяйственных связей, включающих следующие показатели: – характер отношений предприятий с поставщиками товаров, материально-технических ресурсов, а также с посредниками, т.е. фирмами, помогающими в продвижении, сбыте товаров, оказывающими консультативные, маркетинговые, транспортные, рекламные услуги; – условия взаимоотношений с финансовыми институтами, т.е. с государственными налоговыми, таможенными органами, с банками, инвестиционными, страховыми компаниями, брокерскими фирмами; – состояние источников обеспечения предприятия трудовыми ресурсами необходимых специальностей и квалификации, наличие системы обучения на самом предприятии, его взаимоотношения с соответствующими учебными заведениями, биржей труда и т.п.; – отношения предприятия со средствами массовой информации, профсоюзами, обществами защиты прав потребителей, экологическими и другими общественными организациями. Особенно важное значение для торговых предприятий имеет такой фактор, как его конкретное расположение в определенном месте – центр или окраина города (района, микрорайона); торговая, промышленная, жилая зона или место отдыха; близость вокзалов, транспортных магистралей и т.п. Все эти объективные условия наряду с факторами прямого воздействия оказывают большое влияние на работу торгового предприятия и в итоге предопределяют его тип, ассортиментную структуру, формы обслуживания, величину товарооборота, доходность торговой деятельности. К факторам косвенного воздействия относятся следующие общеэкономические и общеполитические факторы, регулирующие предпринимательскую деятельность: – стабильность государственной экономической и социальной политики; – финансовая, кредитная, налоговая политика, стимулирующая развитие предприятий; – рост покупательной способности населения; наличие развитой торговой инфраструктуры; функционирование специальных фондов, фирм по финансовой поддержке предприятий; – развитие отраслей промышленности по производству торгово-технологического оборудования; – упорядочение и упрощение процедур государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий, касающихся их регистрации, лицензирования, сертификации продукции и т.п.; – обеспеченность предприятий информационной технологией, средствами коммуникаций; развитие внешнеэкономических связей. Негативные последствия для деятельности торговых предприятий имеют частые изменения законодательной и нормативной базы, отсутствие государственной программы поддержки социально значимых предприятий торговли и общественного питания, а также малых форм предпринимательства в отрасли, рост цен и тарифов на услуги других отраслей (электроэнергия, транспорт, связь).
Эффективное и устойчивое развитие торговых предприятий невозможно без выполнения комплекса мер по совершенствованию правовой среды, в которой они осуществляют свою финансово- хозяйственную деятельность. В основе рыночной экономики лежит система прав и обязанностей конкретных субъектов предпринимательской деятельности, которые должны действовать самостоятельно и решать все свои локальные вопросы в рамках общих законов, норм и правил. Опыт мировой рыночной торговли свидетельствует, что современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством. В настоящее время происходит усиление государственного регулирования в направлении содействия развитию предпринимательства, изменения организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, обеспечения оптимального сочетания государственного и рыночного механизмов регулирования. В обобщенном виде к задачам государственного регулирования относятся разработка, принятие законодательных актов, обеспечивающих правовую основу деятельности и защиту прав собственности предпринимателей, ограничение административного вмешательства в работу предприятий, создание свободной конкурентной среды, стимулирование деловой активности, обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, инвестиционной политики, борьба с монополистическими тенденциями, соблюдение норм трудового законодательства, регулирование внешнеэкономической деятельности. Направления, формы и методы государственного регулирования постоянно меняются и совершенствуются. На современном этапе эти изменения касаются перехода от административных к экономическим и правовым методам осуществления государством своих функций путем создания соответствующего законодательства, регулирующего экономические отношения в сфере торговли. В условиях рынка покупатели, пользуясь услугами торговых предприятий, приобретая необходимые товары, участвуют в имущественных отношениях, регулируемых нормами гражданского законодательства. Торговые предприятия, приобретая товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического оснащения, включаются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Таким образом, по мере становления рыночной экономики постоянно возрастают роль и значение гражданского права, регулирующего на основе юридического равенства сторон имущественно-стоимостные отношения. Все законодательные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы и подзаконные нормативные акты. В системе федеральных законов главную юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны. Особое место в законодательной сфере занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, призванный урегулировать все общественные отношения и являющийся исходной базой для развития всего текущего законодательства применительно к различным сферам деятельности, в том числе и торговой. Регулирование торговой деятельности осуществляется на основе Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" В настоящее время в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей путем принятия следующих законов: " О защите прав потребителей", " О сертификации продукции и услуг", " О стандартизации", " Об обеспечении единства измерений", " Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур", " О рекламе" и т.п. Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, к которым относятся вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядка формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных территорий. Правительство РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса, законов, указов Президента РФ принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией. К ним относятся следующие постановления Правительства РФ: " Правила продажи отдельных видов товаров", " Правила продажи товаров по образцам", " Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами", " Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит", " Правила оказания услуг общественного питания", " О лицензировании отдельных видов деятельности" и т.д. Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется не только путем разработки основных законов РФ, утверждения указов Президента, постановлений Правительства, но и через нормативные акты, принятые соответствующими министерствами РФ, а также Государственной налоговой службой, Госстандартом России. Практическая реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпринимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия соблюдают законы. Однако они могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия принятого законодательства. К важнейшим задачам в области государственного регулирования торговой деятельности относятся: 1) формирование конкурентной среды, обеспечивающей устойчивую систему товародвижения и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке; 2) защита внутреннего рынка на основе регулирования иностранных инвестиций и совершенствования таможенного законодательства, проведение маркетинговых исследований внутреннего рынка с целью обеспечения прогрессивных изменений в структуре экспорта и импорта, повышение доли товаров отечественных производителей путем упорядочения систем расчетов, конвертации национальных валют, применения демпинговых процедур и т.п.; 3) всестороннее развитие и укрепление нормативно-правовой базы торговли, формирование оптимальных организационно-правовых форм предприятий, способствующих активизации предпринимательской деятельности; 4) создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых образований путем формирования объединений торговых корпораций, холдинговых образований, торгово-финансово-промышленных групп, ориентированных на поддержку отечественных товаропроизводителей и перерабатывающую промышленность страны; 5) определение концепции развития различных видов и типов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), включая создание современных розничных и оптово-розничных цепей, основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вид предприятий, применению единообразных форм обслуживания; 6) совершенствование товародвижения и логистического обслуживания; 7) эффективный контроль за торговыми предприятиями с точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, уровня обслуживания, защиты прав потребителей на основе соблюдения законодательства, лицензионных, сертификационных, санитарных норм; 8) совершенствование трудового законодательства, регламентирующего права и обязанности участников торговой деятельности; 9) развитие механизма корпоративного управления, защита прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных обществ и перехода таких прав к более эффективным собственникам; 10) развитие разнообразной торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы ведения торговой деятельности. Многообразие и сложность поставленных задач требует своего решения на таком уровне управления, которое в состоянии их реализовать. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними этажами государственной власти может быть достигнута высокая восприимчивость и адекватность действий механизма государственного управления торговыми предприятиями. Исходя из специфики торговых предприятий, деятельность которых в основном осуществляется на конкретной территории для удовлетворения потребностей ее населения, государственное регулирование торговли ориентировано на четкое разграничение компетенции федеральных и территориальных органов власти. На федеральном уровне госрегулирование должно сосредоточиться на общих проблемах формирования государственной торговой политики с ориентацией на целевые программы, индикативное планирование, экономические нормативы, санкции, приоритетность развития отдельных элементов торговой инфраструктуры в общенациональных интересах. Компетенция федеральных органов власти в сфере торговли состоит в установлении правовых основ единого рынка страны, т.е. включает налоговое, таможенное, валютное, антимонопольное, финансовое регулирование, квотирование, субсидирование, лицензионное и сертификационное нормирование, установление правил продажи отдельных товаров и оказания услуг, разработку индикативных программ развития торговли и оценку последствий их реализации. На территориальном уровне разрабатывается механизм реализации общегосударственной торговой политики с учетом особенностей регионального развития. На этом уровне должны решаться следующие задачи: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов, оказание избирательной поддержки торговым предприятиям, определяющим ситуацию на местном рынке или выполняющим конкретный социальный заказ населения данной территории, содействие развитию малых форм предпринимательства в торговле; создание условий для повышения предпринимательской активности в торговой сфере через инвестиционную политику, систему местных налогов, сборов и предоставленных льгот, условия кредитования, землепользования, аренды городского (районного) имущества; обеспечение регистрации и контроля за деятельностью всех участников торгового оборота, соблюдение ими финансовой, налоговой дисциплины, правил торговли, требований к качеству реализуемых товаров, уровню предоставляемых услуг с применением установленных законами санкций к предприятиям-нарушителям; рациональное размещение торговых объектов на территории, выдача лицензии на оптовую и розничную торговлю с учетом соблюдения интересов населения и городского хозяйства; исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка потребительских товаров города (области, района) и предоставление информационных и консультационных услуг торговым предприятиям о состоянии рынка как на территориальном, так и на межрегиональном уровнях; участие в создании системы информационного обеспечения формирования и регулирования потребительского рынка страны, базирующейся на использовании современных технологий по сбору, хранению, передаче и обработке информации о производстве и предложении товаров и услуг, потребностях и спросе населения, динамике отпускных, оптовых и розничных цен. В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов в конкурентной среде. Под воздействием проводимых в стране реформ происходят существенные изменения в экономической сфере, что, в свою очередь, предполагает своевременное обновление законодательной базы, регламентирующей конкретную предпринимательскую деятельность в торговле.
|