Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правотворческий процесс и его элементы.
В принятии конкретного нормативного правового акта непосредственно участвует круг лиц, составляющих субъектный состав правотворчества и имеющих в силу этого полномочия по: 1) разработке проекта нормативного правового акта и вынесению его на рассмотрение компетентных лиц; 2) рассмотрению представленного проекта; 3) отклонению проекта или принятию на его основе (через ряд строго последовательных действий) нормативного правового акта; 4) введению в действие принятого нормативного правового акта. Субъектный состав правотворчества зависит от юридической силы принимаемого нормативного правового акта. В демократическом государстве конституция (основной закон) как акт, провозглашающий основы государственного строя и основные права и свободы человека и гражданина, имеет высшую юридическую силу и объективно требует принятия путем широкого голосования всех лиц, имеющих политическую дееспособность (могущих на законном основании своими действиями участвовать в ведении государственных дел, т.е. реализовывать свою политическую правоспособность). Помимо этого, субъектный состав правотворчества зависит от режима правотворческого процесса. В режиме единоначалия круг субъектов принятия конкретного нормативного правового акта ограничивается одним лицом. Это имеет место в государстве с такой формой правления, как абсолютная монархия, или в государстве, допускающем издание органами государственного управления (министерствами) нормативных правовых актов (положений, правил, инструкций), затрагивающих права и свободы граждан, не состоящих на службе в данных органах, поскольку при такой практике правотворческие акты могут издаваться министрами или руководителями ведомств. Мотив правотворчества — это объективно существующая для потребностей реализации государственной власти необходимость в регулирующем воздействии на общественные отношения путем принятия нормативного правового акта. Предмет правотворчества — принятие нормативного правового акта, необходимого для поддержания порядка силой регулирующего воздействия государственной власти. Объект правотворчества — это требуемое государственной властью регулирующее воздействие на определенные общественные отношения путем принятия нормативного правового акта. Другими словами, это нормы права, вступающие в действие через принятие нормативного правового акта и позволяющие в случае их надлежащей реализации обеспечить достижение целей государственной власти. Мотив правотворчества делает возможным уяснение его объекта, указывает на предмет и является толчком для начала правотворческих процедур. Отсутствие мотива делает правотворчество безосновательным, диктует необходимость его прекращения либо вовсе не позволяет осуществить правотворческие процедуры.
|