Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция Российской Федерации как основной закон государства.
16. Конституционный строй Российской Федерации. 1. Понятие конституционного строя. Конституционный строй - это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции. Основы Конституционного строя - важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции. 2. Основы конституционного строя РФ. Основы конституционного строя в РФ - это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ. В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ: - Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ). - Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ). - Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ). - Народовластие (статья 3 Конституции РФ). - Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ). - Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ). - Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ). - Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ). - Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ). - Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ). - Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ). - Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ). 3. Принцип разделения властей в РФ. Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами: - Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы. - Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Исполнительная ветвь власти в РФ представлена, прежде всего: - Правительством РФ. - Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства). - Президент, правительство и министерства в республиках. - Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ. Судебная власть в РФ представлена: - Конституционным Судом РФ. - Верховным Судом РФ. - Высшим Арбитражным Судом РФ. - судами субъектов Федерации. 4. Понятие государственного суверенитета РФ. Государственный суверенитет РФ - это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах. 5. Характеристики государственного суверенитета РФ. Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики: - Верховенство РФ во внутриполитических делах. - Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации. - Исключительно право РФ на осуществление государственной власти. - Самостоятельность во внешнеполитических делах. 6. Форма Российского государства. Форма государства - набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства. Форма государства включает в себя следующие элементы: - Форма правления. - Политический режим. - Форма государственного устройства. 6.1 Форма правление Российской Федерации. Форма правления - это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве. В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления. Основные характеристики РФ как республики: - Президент РФ - глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ). - Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ). 17. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации. Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства. Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы: 1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ -гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ). В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда; 2) гражданство; 3) принципы правового статуса человека и гражданина; 4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина; 5) гарантии реализации конституционных прав и свобод. 18. Особенности федеративного устройства России. Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи. Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83. Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц. В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как: - государственная целостность; - единство системы государственной власти; - разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов; - равноправие и самоопределение народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в других странах. Прежде всего, Россия была в историческом плане провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Следовательно, Россия может быть отнесена к конституционной Федерации, поскольку она создана на основе Конституции, в которой закреплена политическая самостоятельность отдельных территорий, предоставленная общефедеральной властью. С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения). Субъекты Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации. 19. Понятие и виды государственных органов. 1. Понятие и признаки государственных органов. Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Государственный орган - часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке. Каждый государственный орган наделён государственно-властными полномочиями, правом издавать акты, обязательные для исполнения. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, которая представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены. Компетенция государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах. Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном государством (правовыми нормами). Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, и при этом он является составной частью единой системы органов государственной власти (или государственного аппарата) Российской Федерации. 2. Виды государственных органов. Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей: К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ (о судебной системе - см.вопрос 47). Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти и вместе с органами, обеспечивающими его деятельность, не входит непосредственно ни в одну из основных ветвей власти. Ни к одной из основных ветвей власти не относятся также органы прокуратуры, избирательные комиссии и некоторые другие государственные органы с особым статусом. Государственные органы делятся также на федеральные (государственные органы РФ) и региональные (государственные органы субъектов РФ). Государственные органы подразделяются также по порядку формирования на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами. По характеру компетенции государственные органы подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Государственные органы бывают единоличные (Президент РФ), коллегиальные (Правительство РФ), единоначальные (Генеральная прокуратура РФ). Единоличные государственные органы зачастую рассматриваются не как государственные органы, а как государственные должностные лица. 20. Система государственных органов в Российской Федерации. Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности. Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти. Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве. Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания. Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов. 1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. 2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. 3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ. 21. Правовой статус Президента Российской Федерации. 2. Место Президента РФ в системе государственных органов. Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Есть и иная точка зрения, согласно которой Президент РФ является фактическим руководителем исполнительной власти. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти. Учитывая место Президента РФ в системе разделения властей и двойную политическую ответственность Правительства, можно определить форму правления РФ как смешанную (президентско-парламенсткую, полупрезидентскую) республику. 3. Функции Президента РФ. Они определены статьёй 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. 4. Основные полномочия Президента РФ. Они определены главой 4 Конституции РФ. Полномочия Президента РФ конкретизированы и расширены многочисленными федеральными законами. Возможна различная классификация полномочий Президента РФ. Кадровые полномочия Президента РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение по представлению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ, а также предложения о его освобождении (а также временно отстраняет его от должности в случае возбуждения против него уголовного дела), назначение судей других федеральных судов, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ и вопроса о его освобождении от должности, назначение трети членов Центральной избирательной комиссии РФ, формирование Совета Безопасности РФ, формирование Администрации Президента РФ и назначение полномочных представителей Президента РФ (в том числе в федеральных округах), назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил РФ, назначение и отзыв после консультации с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, отрешает от должностей высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов), а также глав муниципальных образований в случае нарушения ими федерального законодательства в установленном федеральном законом порядке. Полномочия Президента РФ в отношении органов исполнительной власти и органов, при Президенте: право председательствовать на заседаниях Правительства, давать поручения Правительству, утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, объявление об отставке Правительства, отмена постановлений и распоряжений Правительства, приостановление действия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ, нарушения прав и свобод человека и гражданина, руководство работой Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ (Президент РФ является по должности Председателем Совета Безопасности РФ и Председателем Государственного Совета РФ), общее руководство Администрацией Президента РФ, руководство федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Полномочия Президента РФ в сфере законотворчества, непосредственной демократии и в отношении Федерального Собрания: назначение выборов депутатов Государственной Думы, роспуск Государственной Думы, назначение референдума РФ, подписание и обнародование, отклонение (и возвращение без рассмотрения принятых с нарушением Конституции РФ) федеральных законов (рассмотренные полномочия осуществляются Президентом не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом " О референдуме РФ" (1995) и Федеральным законом " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (1999) соответственно), а также внесение законопроектов в Государственную Думу, обращение с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию. Полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти: проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти, передача споров на рассмотрение соответствующего суда, обращение в суд по иным основаниям, вынесение предупреждений законодательным (представительным) органам, высшим должностным лицам, руководителям высших исполнительных органов субъектов РФ. Полномочия в сфере международных отношений: руководство внешней политикой РФ, ведение международных переговоров, подписание международных договоров РФ, вносит международные договоры РФ в Федеральное Собрание на ратификацию и подписывает на основании федеральных законов ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей. Военные и чрезвычайные полномочия: утверждение военной доктрины РФ, введение в соответствии с федеральными конституционными законами на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайного положения, а в случае агрессии против РФ или её непосредственной угрозы - военного положения, а также исполнение функций Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами РФ. Иные полномочия: решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища, награждение государственными наградами РФ, присвоение почётных званий РФ, высших воинских и специальных званий, осуществление помилования. 5. Акты Президента РФ. Президент РФ издаёт указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ являются подзаконными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, в противном случае они могут быть отменены в судебном порядке. 6. Неприкосновенность Президента РФ. Президент РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. В соответствии с Федеральным законом " О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (2001) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока полномочий, добровольной отставкой или по состоянию здоровья, обладает неприкосновенностью и не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности в связи с исполнением им полномочий Президента. 7. Органы при Президенте РФ. Такие органы формируются Президентом РФ и содействуют реализации его конституционных полномочий. Администрация Президента РФ обеспечивает деятельность Президента РФ и органов при Президенте, готовит проекты указов и распоряжений, заключения на принятые федеральные законы. Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности. Государственный Совет РФ содействует реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, рассматривает вопросы государственного строительства, федеративных отношений и другие вопросы общегосударственного значения. Другие совещательные и консультативные органы при Президенте РФ (советы, комиссии) содействует реализации отдельных полномочий Президента РФ и рассматривает соответствующие вопросы. Полномочные представители в федеральных округах представляют Президента РФ и содействуют реализации его полномочий на территории федерального округа. Указом Президента РФ " О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" (2000) образованы 7 федеральных округов - Центральный, Северо-западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Президент РФ назначает также иных полномочных и специальных представителей - в палатах Федерального Собрания, в Конституционном Суде, в государствах - участниках СНГ и т.д. 22. Законодательные органы в Российской Федерации: понятие, структура. Законодательная власть в РФ Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации. Законодательные (представительные) органы власти республик в составе РФ Законодательными органами власти республик в составе РФ являются их парламенты. Они избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или пять лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан). Порядок формирования и численный состав определяются конституциями этих республик и законами о выборах их парламентов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Компетенция парламентов республик складывается из следующих основных групп полномочий: конституционное строительство, экономическое и социально-культурное строительство, а также внешние сношения. В области конституционного строительства парламенты республик принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения; принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения; осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик; принимают решения по вопросам государственного устройства; решают вопросы об изменении границ республик; принимают решения о проведении республиканских референдумов; назначают выборы депутатов и глав республик; утверждают структуры органов исполнительной власти; дают согласие на назначение прокуроров республик Генеральным прокурором РФ; назначают председателей национальных банков республик по согласованию с Центральным банком России и др. В области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик определяют внутреннюю политику республик; утверждают перспективные государственные планы, важнейшие республиканские программы экономического и социального развития; обсуждают и принимают государственные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением. В области внешних сношений определяют международные связи республики; ратифицируют и денонсируют международные договоры. Законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Являются думы, собрания ит.д. этих субъектов Федерации (например, Московская городская Дума, Законодательное собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т.д.). Эти органы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов не может превышать пяти лет. Законодательные (представительные) органы регионов утверждают бюджет, принимают решения о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по налогам и платежам в бюджет; регулируют условия размещения займов, облигаций, лотерей; утверждают программы государственного, экономического, социального, культурного и национального развития; регулируют порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных доходов региона, заслушивают отчеты об их исполнении; регулируют порядок приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами собственности; утверждают региональные программы приватизации объектов региональной и муниципальной собственности; регулируют порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и регионального значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы; регулируют в соответствии с федеральным законом вопросы охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории соответствующего региона; предоставляют дотации, субвенции, займы из средств бюджета действующим органам местного самоуправления. Законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов осуществляют международные связи этих субъектов Российской Федерации, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения. 23. Исполнительные органы в Российской Федерации: понятие, структура. Органы исполнительной власти. Федеральные органы В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти[2]: Министерства; Федеральные службы; Федеральные агентства. Региональные органы Министерства; Комитеты (уже нет). Структура исполнительной власти России: государственные служащие; юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц. Признаки исполнительной власти является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти; является проводником государственной политики в жизнь; подзаконна по своему характеру и задачам; объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти; её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер; является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера. Функции исполнительной власти[править | править вики-текст] подзаконное регулирование; осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества; административное правоприменение; осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации; административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил; охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества; информационное обеспечение органов государственной власти. 24. Судебные органы Российской Федерации: понятие, структура. Структура судебной системы закреплена в Федеральном конституционном законе " О судебной системе Российской Федерации", где в ч. 2 ст. 4 указано, что в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, а также мировые судьи субъектов РФ, которые и составляют судебную систему РФ. Таким образом, все судебные органы образуют суды федерального уровня и уровня субъекта РФ. Такое разделение обусловлено необходимостью предоставления субъектам РФ ряда полномочий, в том числе касающихся создания некоторых органов правосудия. Федеральными судами являются: - Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные суды, военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему арбитражных судов; - Дисциплинарное судебное присутствие. К судам, образуемым в субъектах РФ, относятся: - конституционные (уставные) суды субъектов РФ; В судах общей юрисдикции все судебные органы подразделяются на суды следующих звеньев: основное звено -районные (межрайонные) суды; гарнизонные военные суды; мировые судьи; среднее звено - суды субъектов РФ; военные суды военных округов; высшее звено - Верховный Суд РФ. В арбитражных судах имеются следующие судебные звенья: основное звено - арбитражные суды субъектов РФ; среднее звено - арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций; высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ. Суды также подразделяются по инстанционному признаку в зависимости от того, какой вид деятельности они осуществляют. При рассмотрении гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях выделяются суды различных инстанций. Судебная инстанция - это суд, который выполняет определенную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дел (рассмотрение дела по существу или проверка законности и обоснованности решения, вынесенного иным судебным органом). Процессуальным законодательством выделяются суды первой, второй и надзорной инстанций. Судом первой инстанции именуется суд, который принимает решение по существу дела, находящегося в его производстве. В качестве судов первой инстанции в зависимости от категорий гражданских или уголовных дел могут выступать мировой судья, районный суд, суд субъекта РФ, а также соответствующие военные суды. В арбитражном процессе судом первой инстанции является арбитражный суд субъекта РФ. Дела об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции рассматривает мировой судья. Суды второй инстанции представляют собой судебные органы, которые проверяют по жалобам заинтересованных лиц или по представлению прокурора законность и обоснованность судебных решений, не вступивших и вступивших законную силу. В судах общей юрисдикции, действующих в качестве судов второй инстанции, осуществляется апелляционное и кассационное производство. В апелляционном порядке рассматриваются гражданские и уголовные дела, если решения, вынесенные по ним судом первой инстанции, еще не вступили в законную силу. Сущность апелляционного производства состоит в том, что происходит повторное исследование доказательств, и новое решение по делу может существенно отличаться от первоначального. - мировые судьи. 25. Понятие и правовая основа местного самоуправления. 1. Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление наряду с непосредственной демократией и государственной властью является выражением власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. 2. Муниципальное право - право местного самоуправления. Предмет регулирования муниципального права - отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципальное право является подотраслью конституционного права. Законодательную основу местного самоуправления составляют Конституция РФ (статья 12, глава 8), Федеральный закон " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (1995), другие федеральные законы, конституции, уставы, законы субъектов РФ. 3. Теоретические основы местного самоуправления. Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине 19 века французским государственным деятелем и историком Токвилем, немецкими учёными-юристами Гнейстом, Штейном и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление - одна из форм организации местного государственного управления. Функции местного самоуправления можно вывести из перечня вопросов местного значения: Обеспечение участия населения в вопросах местного значения. Управление муниципальной собственностью. Обеспечение развития территории. Охрана общественного порядка. Защита интересов и прав местного самоуправления. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах. 6. Принципы местного самоуправления. Принципы местного самоуправления - основополагающие идеи, начала, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления. К ним относятся: Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законами). Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. 7. Основы деятельности местного самоуправления. Территориальная основа местного самоуправления - городские, сельские поселения и другие территории (города, посёлки, сёла, станицы, районы, округа и т.п.), территории муниципальных образований устанавливаются с учётом исторических и иных местных традиций и могут быть изменены только с учётом мнения населения соответствующих территорий, при этом население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования, финансовой основой местного самоуправления является местный бюджет. Правовой основой местного самоуправления являются законодательство о местном самоуправлении (см. п.2) и уставы муниципальных образований, которые принимаются представительными органами местного самоуправления или населением непосредственно и подлежат государственной регистрации. 8. Формы осуществления местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления (собрания (сходы) граждан, обращения граждан, народная правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, другие формы), через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделяются компетенцией по решению вопросов местного значения. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, и принимает решения коллегиально. В отдельных (малых) поселениях полномочия представительных органов местного самоуправления может осуществлять собрание (сход) граждан. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования (выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования), должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также иные органы и должностные лица местного самоуправления. 9. Конституционные гарантии местного самоуправления. Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. 26. Понятие гражданского права, его предмет, метод и источники. 1. Понятие гражданского права. Гражданское право является отраслью единой системы права РФ. Гражданское право - совокупность норм, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Названные отношения составляют предмет гражданско-правового регулирования. 2. Источники гражданского права. Нормы гражданского права фиксируются в федеральных законах и нормативных правовых актах. Гражданское законодательство находится в ведении РФ, основывается на Конституции РФ, общепризнанных нормах и принципах международного права, международных договорах, состоит из Гражданского кодекса РФ (часть первая ГК РФ принята в 1994 году, часть вторая ГК РФ принята в 1996 году, часть третья ГК РФ принята в 2001 году) и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих соответствующие отношения (например, Федеральные законы " Об актах гражданского состояния", " Об обществах с ограниченной ответственностью", " Об акционерных обществах", " О производственных кооперативах", " О некоммерческих организациях", " О поставках товаров и услуг для федеральных государственных нужд", " Об ипотеке (залоге недвижимости)", " О банках и банковской деятельности", " О рынке ценных бумаг", Законы РФ " О защите прав потребителей", " Об авторском праве и смежных правах", " Об организации страхового дела в РФ"), причём нормы гражданского права, содержащиеся в федеральных законах должны соответствовать ГК РФ. Нормы гражданского права могут содержаться также в подзаконных нормативных актах (они не должны противоречить законам) - в указах Президента РФ, а также в постановлениях Правительства РФ и актах федеральных органов исполнительной власти, в тех случаях, когда это предусмотрено законами и иными правовыми актами. Источниками гражданского права также являются обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе). Обычаи делового оборота, противоречащие положениям законодательства или договору, не применяются. 3. Система гражданского права. Система гражданского права- совокупность всех институтов гражданского права в их единстве и разграничении. Институт гражданского права - совокупность норм, регулирующих внутри данной отрасли определённую группу общественных отношений (например, институт права собственности, институт купли-продажи, институт наследования). Система гражданского права представлена в Гражданском кодексе РФ, его разделы соответствуют наиболее крупным институтам (подотраслям) гражданского права, таких, как общие положения, право собственности и другие вещные права, обязательственное право, интеллектуальная собственность, наследственное право, международное частное право. 4. Гражданское правоотношение. Гражданское правоотношение - волевое имущественное или личное неимущественное отношение, урегулированное нормами гражданского права, в котором его участники юридически связаны наличием взаимных субъективных прав и обязанностей. Субъектами (участниками) гражданских правоотношений могут быть физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ, Российская Федерация (о правоспособности и дееспособности физических и юридических лиц - см.вопрос 55). Содержание гражданского правоотношения - составляющие его и субъективные права и обязанности участников (они неразрывно связаны друг с другом, праву одного участника, как правило, соответствует обязанность другого). Объекты гражданских правоотношений подразделяются на четыре группы: вещи, деньги, ценные бумаги (вещи в зависимости от правового режима подразделяются на движимые и недвижимые, на свободно участвующие в обороте и ограниченные в обороте); действия и их результаты, услуги (являются объектами обязательственных правоотношений); результаты творческой деятельности; личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, честь, достоинство, деловая репутация. Основаниями возникновения, изменения, прекращения гражданских правоотношений являются юридические факты. Юридические факты подразделяются также по волевому критерию на события (происходящие независимо от воли людей) и действия (зависящие от воли людей, совершаемые по их воле). Исходя из содержания, гражданские правоотношения подразделяются на имущественные и неимущественные (возникающие в связи с нематериальными благами), на вещные и обязательственные. Гражданские правоотношения по субъектному составу подразделяются также на абсолютные (носитель абсолютного права и неопределённое число обязанных лиц, например, в правоотношениях собственности) и относительные (конкретные управомоченые и обязанные лица, например в обязательственных правоотношениях). 5. Понятие, признаки, виды юридических лиц. 27. Понятие, состав и виды гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения — это основанные на автономии воли и имущественной самостоятельности участников общественные отношения между субъектами гражданского права, которые связаны гражданскими правами и обязанностями, возникающими из оснований предусмотренных законом. Гражданское правоотношение — это урегулированное нормами гражданского права правоотношение, возникающее между юридически равными субъектами по поводу имущества, а также нематериальных благ, выражающаяся в наличие у них субъективных прав и обязанностей. Элементы гражданского правоотношения включают в себя: Субъективный состав правоотношения Содержание правоотношения (права и обязанности субъектов) Объект правоотношения (то, по поводу чего возникают правоотношения) Основаниями возникновения гражданских правоотношений являются: договоры и иные сделки, предусмотренные законом или не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления; судебные решения; приобретение имущества; создание произведений науки, литературы, искусства; причинение вреда; неосновательное обогащение; иные действия граждан и юридических лиц. Классификация и виды гражданских правоотношений Различают следующие виды гражданских правоотношений по объекту правоотношения: имущественные — экономические отношения, урегулированные нормами гражданского права, и приобретшие правовую форму; неимущественные или личные правоотношения. Имущественные правоотношения, в свою очередь можно разделить на вещные и обязательные. Вещные правоотношения характеризуют принадлежность субъекту материальных благ (например, право собственности). Обязательственные правоотношения — это отношения, которые опосредуют передачу имущества, прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнение работ или оказание услуг. Выделяют следующие виды гражданских правоотношений в зависимости от характера взаимосвязи: абсолютные; относительные. Абсолютные — это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц (например, правоотношения между автором и другими лицами, которые не должны нарушать его прав). Относительные — это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит определенное обязанное лицо (например, кредитор и должник по договору займа). К абсолютным правоотношениям относятся вещные правоотношения, к относительным — обязательственные. 28. Правоспособность и дееспособность гражданина. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим. 1. Гражданская правосубъектность. Гражданская правосубъектность как юридическая категория включает гражданскую правоспособность и дееспособность. Гражданской правоспособностью и дееспособностью обладают граждане (физические лица) и юридические лица. Гражданская правоспособность - способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Гражданская дееспособность - способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. 2. Правоспособность граждан. Гражданская правоспособность признаётся в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Статья 18 ГК РФ раскрывает содержание правоспособности граждан: они могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и иной законной деятельностью, создавать юридические лица, совершать сделки, участвовать в обязательствах, избирать место жительства, иметь права авторов, а также иные имущественные и личные неимущественные права. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 3. Дееспособность гражданина. Гражданская дееспособность в полном объёме наступает с наступлением совершеннолетия (с достижением 18-летнего возраста) или до достижения 18 лет в случае заключения брака или эмансипации. Эмансипация - объявление полностью дееспособным гражданина, достигшего 16 лет, работающего по трудовому договору или занимающегося предпринимательской деятельностью. Малолетние (несовершеннолетние в возрасте до 14 лет) вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться средствами, предоставленными законным представителем направленные на безвозмездное получение выгоды, другие сделки за них совершают законные представители (родители, усыновители, опекуны). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью, они могут также распоряжаться своими доходами, осуществлять права автора, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, другие сделки они совершают с письменного согласия законных представителей (родителей, усыновителей, попечителя). Они несут имущественную ответственность по сделкам, а также ответственность за причинённый вред. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным, над ним устанавливается опека, от его имени сделки совершает опекун. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, и тем самым ставящий свою семью в тяжёлое материальное положение, может быть судом ограничен в дееспособности, над ним устанавливается попечительство. Он вправе совершать мелкие бытовые сделки, несёт ответственность по этим сделкам и за причинённый вред. Совершать другие сделки, получать заработок и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Суд признаёт гражданина дееспособным или отменяет ограничение дееспособности, если отпали соответствующие основания. 4. Правоспособность юридических лиц. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (то есть обладает специальной правоспособностью). Коммерческие организации (кроме унитарных предприятий и некоторых иных видов организаций) обладают общей правоспособностью и могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видом деятельности, не запрещённых законом. Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии (специального разрешения). Юридическое лицо может быть ограничено в правах в соответствии с законом. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (с момента государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц). Порядок регистрации юридических лиц установлен Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом " О государственной регистрации юридических лиц" (2001). 29. Понятие и виды юридических лиц. Виды юридических лиц. В развитых правопорядках, главным образом в европейском континентальном праве, традиционным является деление юридических лиц на корпорации и учреждения. Корпорации представляют собой добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, организованные на началах членства их участников (акционерные и другие общества и товарищества, кооперативы). Учреждения - организации, создаваемые (" учреждаемые") одним или несколькими лицами и не имеющие членства (строго фиксированного участия), например благотворительные и иные фонды. К числу корпоративных (членских) организаций у нас могут быть отнесены хозяйственные товарищества, общества, кооперативы и ассоциации (союзы) юридических лиц. К учреждениям могли бы быть отнесены не только фонды, но и " унитарные предприятия". Однако в российском гражданском праве понятие учреждение имеет свое, особое значение, отличное от традиционного. Под ним понимается некоммерческая организация, полностью или частично финансируемая учредителем-собственником и обладающая ограниченным вещным правом на свое имущество (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 296, ст. 298 ГК). Поэтому в отечественном правопорядке отсутствует деление юридических лиц на корпорации и учреждения. В действующем гражданском законодательстве все юридические лица в зависимости от характера деятельности разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели свой деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Это - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой организации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособности, которая предоставляется всем таким организациям, за исключением унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (например, с точки зрения условий имущественной ответственности). К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Гражданский кодекс не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Таким образом, остается, по сути, непоколебленным замкнутый перечень видов юридических лиц. Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т. е. получать прибыль), которая должна, однако, соответствовать двум условиям: служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торго-во-посреднической деятельностью). Кроме того, полученную прибыль некоммерческая организация не может распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей. В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы. Первую группу составляют юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования (утрачивая, следовательно, право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользование). К ним относится большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - несобственников), т. е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства. Во вторую группу включаются юридические лица - несобственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п. 2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и, как отмечалось, является следствием переходного характера отечественной экономики и основанного на нем правопорядка. К третьей группе относятся юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др. Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется, например, при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающейся на его долю (при ликвидации - части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица при его ликвидации либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации. 30. Ценные бумаги: понятие, виды. Ценная бумага - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права его владельца. Выделяют несколько видов ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги - любые ценные бумаги, в том числе бездокументарные, которые характеризуются одновременно следующими признаками: - закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; - размещаются выпусками (выпуск - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента); - имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени ее приобретения. К эмиссионным ценным бумагам относятся: - акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерном обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации; - облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента; - опцион - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный ею срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента опциона по цене, определенной в опционе. Эмиссионные ценные бумаги делятся на: - именные ценные бумаги - ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца (например, акция, опцион); - ценные бумаги на предъявителя - ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца (облигации, вексель и др.). Эмиссионные ценные бумаги выпускаются в следующих формах: - документарная - форма ценной бумаги, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги; - бездокументарная - форма ценной бумаги, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг. Неэмиссионные ценные бумаги: - вексель - ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить при наступлении определенного срока определенную денежную сумму его владельцу; - банковский сертификат - ценная бумага, письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение по истечении определенного срока суммы депозита и процентов по нему и др.
31. Понятие, содержание, основания приобретения и прекращения, права собственности. Право собственности – система норм права, закрепляющих и охраняющих отношения в обществе по присвоению продуктов производства, а
|