![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При развитии подвижности в суставах желателен невысокий темп движений.
Медленный темп является надежной гарантией от травм мышц и связок. При использовании различных дополнительных отягощений, способствующих максимальному проявлению подвижности в суставах, нужно, чтобы величина отягощений не превышала 50% уровня силовых возможностей растягиваемых мышц. Величина отягощения зависит от характера упражнений: при выполнении медленных движений с принудительным растягиванием отягощения достаточно велики, а при использовании маховых движений вполне достаточными оказываются отягощения массой 1-3 кг. Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.). Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения. 1.Подвижность в плечевом суставе. 2. Подвижность позвоночного столба. 3. Подвижность в тазобедренном суставе. 4. Подвижность в коленных суставах. 5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.
Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах. Характеристика документов перспективного планирования, текущего планирования, оперативного планирования.
Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие). К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов. Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия. Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический. Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.). Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий. Многолетний(перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет. В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы. Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы: 1) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризаций) 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий. К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена. План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
12.2
Годичный план подготовки (командный и индивидуальный). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль. Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям. Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия. План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания. План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах. Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны включать в себя: данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды); целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки); Оперативное планирование Этот вид предполагает планирование тренировки на определенный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тренировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются основные положения годичного плана. Наиболее подробно приводятся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность тренировочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в данный отрезок определенного тренировочного цикла. 13. Понятие о физических качествах. Соотношение понятий развитие и воспитание. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Быстрота - это способность человека выполнять однократное двигательное действие за минимальный промежуток времени. Выносливость - это способность организма выполнять работу заданной мощности в течение относительно длительного времени без снижения ее эффективности. Ловкость — способность человека осваивать новые двигательные действия за относительно небольшой промежуток времени, выполнять сложные по координации движения при изменении динамики их выполнения и в изменяющихся окружающих условиях. Гибкость - способность выполнять движения с максимально возможной амплитудой. Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества. Общая характеристика закономерностей спортивной тренировки (направленность к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки спортсмена, единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок, цикличность). 1)Направленность к максимуму достижений, углубленная специализация и индивидуализация. Сущность спортивной тренировки дойти до высокой степени мастерства. Установка на максимальные спортивные достижения и объективные условия ее воплощения предопределяют спортивную специализацию. Принцип индивидуально максимального достижения – стремление к наиболее полному выявлению сил и способностей спортсмена в форме конкретного результата, и обеспечение условий для их максимального развития.Принцип углубленной специализации - строго определенное соотношение в спортивной тренировке специальной и общей подготовки занятия одним видом спорта, программой внутри вида спорта. Углубленная специализация обусловлена одним видом спорта, одним видом программы. Углубленная специализация подразумевает и занятия смежными (родственными) видами спорта и даже выступления в соревнованиях, в такой мере в какой это поможет основному виду программы. В спортивной тренировке индивидуализация начинается с самого начала в методике подготовки, в стратегии подготовки. 2.Единство общей и специальной подготовки. Реализация – планируя создание общей подготовки необходимо четко учитывать задачи специальной подготовки и наоборот, планируя задачи спец. подготовки необходимо учитывать уровень общей готовности. Общая подготовка создает и расширяет «базу» (предпосылки) и условия, способствующие спортивной специализации. Специальная – обеспечивает развитие качеств и способностей, специфичных для данного вида спорта, а также вооружает характерной для него техникой и тактикой. Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки. Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования. 3.Непрерывность тренировочного процесса. Непрерывность выражается в следующем: -Тренировочный процесс должен быть многолетним и круглогодичным (подготовительный, соревновательный, переходный). -Следы каждого последующего занятия должны наслаиваться на следы предыдущего, расширяя и углубляя их. - интервалы между тренировочными занятиями выдерживаются в пределах, гарантирующих неуклонное развитие тренированности.В спортивной тренировке не только возможны, но и необходимы занятия в фазе недовосстановления, в силу чего увеличивается суммарный эффект нагрузок, если при этом соблюдать условия для восстановления. Чем глубже утомление, тем больше прирост восстановления. 4.Взаимосвязь постепенности и тенденции к «предельным» нагрузкам. Сущность – в спортивной тренировке все время идет стремление к максимальным нагрузкам, чем больше нагрузка, тем большие сдвиги она вызывает (при пределенных условиях). Максимальная нагрузка – это есть нагрузка, достигающая границ возможной функциональной активности организма, но ни в коем случае не преступающая границ его адаптационных возможностей. Максимальные нагрузки весьма индивидуальны. Кроме постепенного увеличения нагрузок для максимально спортивной тренировки характерны также «скачки» нагрузок, они стимулируют рост тренированности. Но каждый скачок нагрузки должен быть подготовлен постепенным увеличением и в этом единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам. 5.Волнообразность динамики нагрузок. 1) Волнообразная динамика нагрузок позволяет наилучшим образом учитывать процесс взаимодействия восстановления и утомления. 2)Она позволяет решить противоречия между объемом и высокой интенсивностью. 3)Волнообразная динамика нагрузок позволяет учитывать общий режим жизнедеятельности спортсмена и учитывает биоритмические колебания. 6.Цикличность тренировочного процесса. Сущность в том, что тренировочный процесс строится по циклам – относительно законченный фрагмент тренировочного процесса, который повторяется нужное количество раз с изменениями или без. Виды циклов – малые или микроциклы, средние или мезоциклы, большие или макроциклы. Почему по циклам – циклическое построение тренировочного процесса позволяет достичь более высокого тренировочного эффекта непрерывного и переменно-интервального упражнения)
|