![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика неурочной формы занятий.
Внеурочные формы занятий проводят с целью укрепления или восстановления здоровья, повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, стимулирования активного отдыха. К ним относятся следующие. Занятия малых форм (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза). Они характеризуются кратковременностью, вследствие чего могут решать лишь отдельные частные задачи: повысить тонус и ускорить врабатывание систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы утренней гигиенической гимнастики); дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление (физкультминутки, микропаузы активного отдыха); поддержать отдельные стороны приобретенной тренированности и создать предпосылки для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте). Занятия крупных форм относительно продолжительные, на них решаются задачи тренировочного, оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера. Это могут быть: самостоятельные тренировочные занятия, например: ОФП, атлетическая гимнастика. Они требуют определенных знаний методического характера для грамотного построения занятия, осуществление самоконтроля, корректного регулирования нагрузки; занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного и рекреационного характера. К ним следует отнести аэробику, турпоходы, подвижные игры и т. п. Данные занятия характеризуются умеренностью нагрузки, отсутствием жесткой регламентации; соревновательные формы занятий двух направлений: собственно-спортивные соревнования, для которых характерны официальные правила состязаний, наличие судей и т.п.; поведение соревнующихся направлено на победу или индивидуальное высшее достижение; соревновательные занятия (такие, как зачет, контрольные уроки и т.п.), в которых признаки собственно-спортивных соревнований частично отсутствуют либо меньше выражены. Все занятия внеурочного типа осуществляются на основе полной добровольности и могут проходить как в группах, так и индивидуально.
55. Контроль в спортивной тренировке спортсменов; цель, объект и виды контроля. Требования к показателям, используемым в контроле. Контроль за соревновательной и тренировочной деятельностью. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена. Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся. Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется посредством решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности. Объектом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем. Виды контроля. В теории и практике спорта принято выделять следующие виды контроля — этапный, текущий и оперативный, каждый из которых увязывается с соответствующим типом состояния спортсменов. Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, являющееся следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие состояния спортсмена — результат длительной подготовки в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа. Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, т. е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных-микроциклов. Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний — срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований. Требования к показателям, используемым в контроле. Показатели, используемые в процессе этапного, текущего и оперативного контроля, должны обеспечивать объективную оценку состояния спортсмена, отвечать возрастным, половым, квалификационным особенностям контингента обследуемых, целям и задачам конкретного вида контроля. В комплексном контроле основными являются социально-психологические и медико-биологические показатели. Используемые в процессе контроля показатели делятся на две группы. Показатели первой группыхарактеризуют относительно стабильные признаки, передающиеся генетически и мало изменяющиеся в процессе тренировки. Показатели второй группыхарактеризуют техническую и тактическую подготовленность, уровень развития отдельных физических качеств, подвижности и экономичности основных систем жизнедеятельности организма спортсменов в различных условиях учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Контроль за соревновательной и тренировочной деятельностью. Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: во-первых, контроль за результатами соревнований в циклах подготовки, во-вторых, измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Контроль за результатами соревнований. В ходе такого контроля оценивают количество соревнований в годичном цикле подготовки и динамику результатов. Объем соревновательной нагрузки в некоторых видах спорта (велосипедном, игровых и др.) превышает объемы тренировочной нагрузки. В таких условиях управление развивающими эффектами соревнований и тренировки становится очень сложным. Динамика соревновательных результатов в цикле тренировки часто используется как показатель длительности удержания состояния спортивной формы. Контроль за тренировочными воздействиями - заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок. 1. Специализированность – мера сходства любого тренировочного средства с соревновательным упражнением. 2. Сложность (координационная и психическая) – характеризуется возможностями спортсмена удовлетворить требованиям, которые возникают перед ним в связи с выполнением упражнения. 3. Направленность – она проявляется в воздействии тренировочных упражнений на развитие разных двигательных качеств. 4. Объем и интенсивность – определяют степень воздействия нагрузки упражнений на организм спортсменов. Важнейшими показателями контроля за тренировочными и соревновательными воздействиями являются внутренние и внешние показатели. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена. Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает следующие мероприятия: - оценку специальной физической подготовленности; - оценку технико-тактической подготовленности; - оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях. Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. 56. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Методические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста (средства физического воспитания, формы организаций занятий). Д ошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит эффективность школьного обучения, последующее формирование личности. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям. Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Оздоровительные задачи. 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. 2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. 3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Образовательные задачи. 1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. 2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Воспитательные задачи. 1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости). 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Методические особенности. Основу двигательной активности детей до 2 лет должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакалкой. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте – игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Занятия физическими упражнениями проводятся 2-3 раза в неделю. На занятиях с детьми 2-3 лет большое значение придается методам использования слова и наглядного действия. Физическая нагрузка в этом возрасте не должна быть ни чрезмерно легкой, ни слишком тяжелой. Степень ее воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 ударов. В 3-4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 130-140 уд./мин, в 5-7-летнем – не менее 140-150 уд./мин. Последовательно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия и др. В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. Скоростные способности воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, обычно в игре. Силовые нагрузки должны быть незначительными, обычно это упражнения, отягощенные собственным весом тела. Упражнения даются как в игровой, так и в обычной форме. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении же движения ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Средства. К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. Физические упражнения. 1) основная гимнастика; ОРУ с предметами и без, Ходьба, бег прыжки, строевые и танцевальные упр. 2) подвижные игры 3) упрощенные формы спортивных упражнений. К ним относятся упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом. Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы терморегуляции, нормализует психические процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей. Сочетание их с физическими упражнениями позволяет достигнуть наибольшего эффекта в процессе совершенствования физической природы человека. Гигиенические факторы. К ним относятся соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития. Организации занятий. Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвижные игры, физкульпаузы и физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
|