Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоги с иноверцев






С немусульман взималась джизья (подушная подать) и харадж (государственный налог, который взимается за пользование землей)

Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии. В VII веке джизья смешивалась с хараджем, так как весь налог с завоеванной области рассматривался как выкуп иноверцев. В первой четверти VIII века джизья выделилась в особый налог с индивидуальной ответственностью. Из-за увеличения общей суммы налогов по податным округам и исчезновения помощи круговой поруки произошло ухудшение положения податного населения[24].

В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением — 1, 2, 4динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI—XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии. В норманнской Сицилии джизьей называлась также подушная подать с мусульман[24].

Харадж брался с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж[25]. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам[26]. В конце VIII—IX веке факихи толковали харадж как плату (фай), взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями[26]. По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду[25].

Добыча[править | править вики-текст]

В исламе существует два вида военной добычи: ганима (добыча, трофеи, захваченные мусульманами в результате сражения с неверными) и фай (добыча, захваченную не на поле боя).

Установления о разделе добычи возводятся к сражению при Бадре или на несколько лет позднее[27]. В первые годы существования ислама четвёртая часть добычи доставались бойцам, непосредственно участвующим в сражении, а пятая часть принадлежала пророку Мухаммаду, его близким, нуждающимся и сиротам. После смерти пророка Мухаммеда эта часть переходила в собственность исламского государства и расходовалась для нужд государства.Праведные халифы Абу Бакр и Умар ибн аль-Хаттаб делили пятую часть трофеев на 3 части и раздавали их нуждающимся, сиротам и путникам[28].

Ганима делится между участниками (4/5) и вождём (1/5). Разделу не подлежало оружие и убор убитого противника, добытые в бою, и хумс из этого не выделялся. Ранние исламские богословы полагали, что все оставшееся после выделения хумса делилось по принципу: 1 доля пешему и 3 доли конному. Имам Абу Ханифа считал, что конному следует дать 2 доли (1 доля на себя и 1 — на коня). Право на добычу также имели части сражавшейся армии, которые не приняли непосредственного участия в сражении (резерв, охранение и т. п.). Если подкрепление подошло до окончания сражения, то оно также имело право на долю от добычи. Погибшие в бою воины доли не имели[27].

Аль-Маварди, аль-Газали, аль-Маргинани и др. считали, что до раздела наряду с хумсом должны быть выделены ан-фал (доля воинов, не принимавших участия в сражении) и радх («подарок», который делится между женщинами, детьми, рабами, присутствовавшими при сражении). Они также полагали, что раздел добычи, захваченной в дар аль-харб, должен происходить по возвращении в дар аль-ислам. Если раздел произошёл дар аль-исламе, то доля убитых достается их наследникам. Добыча могла быть выплачена как натурой, так и деньгами. Обычно часть добычи тут же продавалась торговцам, постоянно сопровождавшим армию[27].

Теоретически кроме военнопленных (асра), пленных (сабй) и движимости (амвал) к ганиме относилась и недвижимость, однако после смерти пророка Мухаммада недвижимость не поступала в раздел. Исламские правоведы в статьях о разделе добычи не говорят об недвижимости[27].

Термин фай восходит к кораническому выражению «ма афа’а Аллаху ’ала расулихи минхум» («то, что Аллах возвратил от них Своему посланнику»)[29], которым пояснялось, что доставшаяся без боя добыча «возвращена» пророку Мухаммаду и он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. В период арабских завоеваний фаем называли добычу, захваченную не на поле боя (например, брошенные в Ктесифоне богатства сасанидских царей и знати). Из фая выделялся хумс, а оставшаяся часть распределялась между воинами[30].

После введения жалованья и регулярного сбора налогов положение фая изменилось. Уже в конце VIII века исламские богословы понимали под фаем прежде всего налоги с иноверцев (джизья, харадж), которые рассматривались как выкуп за жизнь и право пользоваться землей, которая в отличие от заката и хумса являлась добычей всех мусульман. Такие исламские богословы как аль-Маварди и аль-Газали полагали, что из фая должен выделяться хумс, в то время как из хараджа или джизии хумс не выплачивается. Созданное теоретиками понятие фая не имело никакого значения фискальной практики взимания джизии и хараджа[30].

Мусульманские налоги — различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения мусульманских государств. Система мусульманских налогов сложилась в процессе арабских завоеваний в 7-8 вв. и формирования финансовой структурыхалифата.
Первоначально одни налоги взимались только с иноверцев (джизья, харадж), другие (закят, ушр) — с мусульман. В современных концепциях исламской экономики мусульманским налогам отводится важная роль как средству обеспечения социальной справедливости путем перераспределения доходов в обществе. В некоторых мусульманских странах (Пакистан) закят и ушр имеют статус государственных налогов.

Сразу следует сделать небольшую пометку: в Исламской экономике понятие «банк» значительно шире, нежели в других экономических моделях. Более уместным было бы использование понятия «финансово-торговый фонд» по причине более широкого диапазона действий, выполняемых банком. Однако, для удобства читателя, мы будем использовать привычное всем наименование «банк» и «банковская услуга».
Основные инструменты исламской экономики

Доктор Зети Ахтар Азиз, глава Bank Negara Malaysia, один из крупнейших мусульманских экономистов современности, на основе хадисов, Корана и трудов выдающихся муджтахидов прошлого, даёт чёткое описание исламских финансовых инструментов. Рассмотрим же некоторые из этих понятия:

Мушарака — совместное ведение дела бизнесом или заёмщиком с одной стороны, и предпринимателем – с другой. Банк получает долю от участия в бизнеса, становясь партнёром проекта. Основными видами мушарака являются:

• Мушарака мульк (когда роль партнёрства сводится к совместному владению/получению прибыли от какого-то имущества);
• Мушарака ъакд (когда партнёрство заключается в проведении сделок и совместной прибыли/убытков от всего предприятия).
Мушарака ъакд, в свою очередь, делится на три типа:
• Шаррика маль – когда основанием для партнёрства выступает предоставляемая банком наличная сумма денег (наиболее распространённый вариант мушарака);
• Шаррика ъамаль – когда основанием для партнёрства выступает наём квалифицированных специалистов для совместного предприятия (наименее распространённый вид мушарака);
• Шаррика вуджу – основанием для партнёрства служит инвестиция, не относящаяся к двум вышеназванным видам шаррика.

Преимущества: Исключение ростовщического процента из инвестиционной деятельности; возможность быстрого обогащения для банка в случае успеха предприятия; при вариантах шаррика вужду и шаррика ъамаль предприятию значительно облегчается организационная нагрузка, что очень полезно для малого бизнеса и начинающих предпринимателей.

Недостатки: Убытки банка в случае неудачного предприятия; как следствие – повышенные требования к получению мушарака.

Мудараба — выдача ссуды предприятию банков с долей фиксированной прибыли за предоставление услуги. Служит эффективным методом кредитования среднекрупного/крупного бизнеса без ростовщического процента. При этом, вариант договора мудараба для условий производства (т.е., бизнеса по производству чего-то) будет называться истисна. В отличие от мудараба, истисна должна возмещаться сразу после начала поступления товара в продажу (естественно, при условии его успешной реализации). В то же время, мудараба выплачивается через определённый срок, оговорённый в договоре. Однако, если инвестиция получится неэффективной, то также, как и с мушарака, инвестор потеряет свою прибыль. Отсюда – более жёсткие условия по сравнению с обычным кредитом для получения инвестиции мудараба.

Мурабаха — «исламский потребительский кредит». Операция, при которой банк закупает необходимый товар потребителю и передаёт ему данный товар. В обмен на это, потребитель по рассрочке передаёт банку товар + стоимость торговой издержки + фиксированную норму прибыли. При этом, стоимость издержек определяется каждым мазхабом по-своему. В процессе совершения мурабаха правительству важно контролировать банки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и финансового сговора, что является минусом данного инструмента. В то же время, клиент имеет меньше шансов получить некачественный товар, так как покупка происходит через торгового агента – банка – к которому легче предъявить претензии.

Иджара — договор аренды имущества третьей стороны за определённую плату. В отличие от обычного лизингового договора, вступает в силу не с момента подписания, а с момента передачи товара арендополучателю.

При заключении иджара, действует ряд принципов:
• Хияр ар-руя – возможность аннулировать договор, если товар не соответствует хотя бы одному из условий, указанных в контракте покупателем;
• Хияр аль-айб – аннулирование договора в случае, если товар оказался некачественным;
• Хияр аш-шарт – аннулирование договора через заранее установленный срок или в случае возникновения форс-мажорного обстоятельства, которое приводит к невозможности продолжения действия договора;
• Икала – процедура компенсации в случае порчи имущества третьим лицом.

Иджара на земельные участки называется музаррах. Существует также ещё один вид арендного договора, который позволяет предпринимателю брать в использование долю уже посаженного урожая (точнее – плодов данного урожая). Такой договор именуется мусакат.

Наконец, существует договор аренды, при котором возможен выкуп арендуемой собственности. Такой договор именуется иджара уа иктъина.

Кард уль-хасан — принцип, по которому банк даёт заём клиенту с обязательством в сжатые сроки вернуть основную сумму кредита. При этом, заёмщик сам решает, как ему отблагодарить банк. Такой способ базируется на аяте 11 суры «Железо»: Если кто одолжит Аллаху прекрасный заём, то Всевышний Аллах увеличит этот заём». Подобный кредит используется, чтобы привлечь потенциально полезного клиента, испытывающего временные трудности.

Вадия — договор владельца имущества и доверенного лица, в котором владелец передаёт своё имущество во временное пользование/на хранение доверенному лицу за плату.

Рахн — заём под залог личного имущества. В отличие от обычного займа, под залог могут попадать только халяльные товары, а также те товары, которые не являются жизненно важными (т.е., заложить квартиру, которая является вашим единственным жильём, по договору рахн у вас не получится).

Вакаля — банковская гарантия сохранности имущества, передаваемого владельцем третьей стороне. Если третья сторона не возвращает и/или портит имущество владельца, банк полностью берёт на себя возмещение убытка.

Сукук — исламская облигация. В отличие от обычной ценной бумаги, у сукука нет фиксированной ставки доходности, что исключает рост ценности облигации «из ниоткуда»: облигация приносит доход только в случае прибыли финансируемого предприятия, обеспечивая приток реальных денег.

Икта (в Османской Империи – туюл, ٳ ق ط ا ع) — надел, передаваемый государством во владение финансовому агенту. Право владения сохраняется только до тех пор, пока лицо использует данный надел (землю, производственные мощности, и т.д.) в производстве товаров и услуг.

Такафуль — исламское страхование. Отличается от обычного тем, что страховой взнос делается только группой лиц, при этом, каждый вносит две части страховки: вакаля (страховой взнос за «себя») и табарру (страховой взнос за других членов такафуля). В случае наступления страхового случая, вакаля выплачивается каждому индивидуально, а табарру разделяется между членами такафуля и распределяется в зависимости от степени ущерба.

Вакф — имущество, переданное государством или лицом на благотворительные цели (на религиозные цели, на инфраструктурные проекты и т.д.). При этом, вакф может быть обычным (когда все права на вакф у дарителя теряются), так и законным (вакфалят), когда вакфодатель и его потомки/преемники получают право на использование части вакфа для получения прибыли.
Бай инах – вид потребительского кредита, при котором банк продаёт часть своих активов клиенту. Стоимость актива состоит из его реальной стоимости и торговой наценки. После купли актива, клиент тут же перепродаёт банку этот актив по цене, ниже оговоренной. Полученная разность является долгом клиента перед банком.

Бай истиджрар – договор, по которому между покупателем и продавцом заключается договор на периодическую поставку какого-то товара.

Мусавама – договор, аналогичный мурабаха, с той лишь разницей, что при покупке не учитываются издержки банка на покупку товара. Популярен в мусульманских странах при покупке мелкой бытовой и цифровой техники.

Таваррук – вариант договора мурабаха, при котором, однако, товар перепродаётся покупателем кому-то ещё. Популярен среди малого бизнеса в случаях, когда требуется закупить товар, отсутствующий в регионе и отличающийся сложностью доставки.

Заключение

Многие учёные прошлого (например, аль-Газали в «Возрождении религиозных наук», Абу Юсуф в «Китаб уль-Харадж» и Яхья ибн Адама аль-Курайшия в «Книге богатств») подробно описывали модель идеальной исламской экономики. Однако, к сожалению, коррумпированные мусульманские правители прошлого не вняли этим наставлениям, решив «оставить всё как есть, авось само как-нибудь рассосётся». Результат известен – упадок и закат исламской цивилизации, 4 века разрухи и тотальное экономико-культурное отставание Исламского мира от европейской цивилизации.
Но сейчас, в век Исламского Возрождения, мы, верующие, не имеем больше права на ошибку. Европа стоит на пороге кризиса – кризиса системного. Мы, современные мусульмане, можем перехватить у Запада знамя прогресса и развития, став источником решения проблем общества. Исламская экономика – базис, который поможет выстоять новой Исламской цивилизации. И наш долг, наша обязанность перед Аллахом – сделать всё возможное, чтобы развить Путь Заключительного Посланника Всевышнего (с.а.в.с.).

 

 

· Милославский Г.В., Петросян Ю.А., Пиотровский М.Б., Прозоров С.М. Ислам: Энциклопедический словарь / Под ред. Негря Л.В. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2.

· Али-заде, А. А. Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.

· Saeed, Abdullah. Economics // Encyclopaedia of the Qurʾ ā n / General Editor: Jane Dammen McAuliffe, Georgetown University, Washington DC. — Brill

 

[скрыть] Исламская экономика
Банкинг мурабаха· мушарака· сукук (облигация)· такафул (страхование)· риба (ростовщичество)
Налоги джизья (подать)· закят· ушр (десятина)· хумс· харадж
См. также аджр (вознаграждение)· акд (договор)· байт аль-мал (казна)· вакуф· ганима (трофеи)· икта· исраф (расточительство‎)· нисаб· ризк (жалование)· фай

Мушарака в исламском банкинге — совместное долевое предприятие, в котором инвесторы осуществляют вложения в складчину и делят между собой полученные прибыли или убытки в соответствии с размером пая каждого участника.

Одним из инвесторов может выступать исламский банк.

Мудараба[править | править вики-текст]

Муда́ раба (араб. م ض ا ر ب ة ‎) — совместное долевое предприятие, подобное мушараке, где один из инвесторов — обязательно исламский банк. Именно он вкладывает в совместное предприятие «мудараба» финансовые средства; другие инвесторы вкладывают только свой труд и знания (в мушараке все инвесторы вкладывают финансовые средства).

Полученную прибыль, как и при мушараке, инвесторы делят в соответствии с паями, но возможные финансовые убытки при мударабе несёт только банк (в отличие от кредита ростовщика, исламский банк принимает на себя часть риска предприятия). Кроме того, в этих сделках не работает банковский мультипликатор — основа ссудной экономики. В отличие от коммерческих банков, исламский банк также не может снизить кредитный риск при помощизалога. Принуждение к залогам осуждается исламской культурой.

Ссылки[править | править вики-текст]

· Шуремов Е. Влияние отказа от ссудного процента на развитие отдельных субъектов экономической деятельности и экономики в целом

· Мудараба – между ростовщичеством и марксизмом

· Пример договора Мудараба

Ислам является всеобъемлющей религией, которая даёт людям руководство во всех аспектах жизни. Немалое внимание в Исламе уделяется регулированию экономических отношений между людьми, чему посвящено огромное количество аятов Корана и хадисов Пророка, мир ему и благословение.

Одним из ключевых вопросов, который рассматривает любая экономическая школа или учение является вопрос о роли и сущности капитала. Так, согласно марксизму, капитал не может являться источником дохода, так как сам по себе он не может создавать материальных благ, а лишь выступает средством, которое используется в процессе производства. По мнению коммунистов, является несправедливым то, что «богатые получают возможность постоянно обогащаться только потому, что они уже богатые» (т.е. владеют капиталом), при том, что люди, не обладающие капиталом, могут рассчитывать лишь на положение наёмных рабочих. В соответствии же с капиталистической концепцией, денежный капитал, напротив, не просто может являться источником дохода, но может приносить его владельцу гарантированный доход, известный как ссудный процент. Данная позиция обосновывается тем, что процесс производства не может осуществляться без предварительно вложенного капитала, с помощью которого приобретается оборудование, сырьё, материалы и т.д. По сути, вопрос о роли капитала в экономике является главным камнем преткновения между коммунистами и капиталистами.
Однако знают ли современные мусульмане, какова позиция Ислама по этому вопросу?

Общаясь с большим количеством мусульман по различным экономическим вопросам, я обнаружил, что знания большинства из них сводятся к тому, что «в Исламе запрещены проценты». Однако процент – это лишь математический показатель и запрета на его использование нет ни в Коране, ни в хадисах Пророка, мир ему и благословение. То, что действительно запрещено в исламе, это ростовщичество (ар-риба), о чём упоминается во множестве аятов Корана и хадисах Пророка, мир ему и благословение. «Любой долг, который влечёт за собой выгоду, является ростовщичеством», приводится в сборнике хадисов имама ат-Табарани. Таким образом, ростовщичество – это любая выгода, которую получает заимодавец с должника, и совершенно неважно, будет эта выгода выражена в процентах или нет, в деньгах или в чём-то другом.
Исходя из этого, становится ясным, что гарантированный доход с капитала, который одобряется в капиталистической экономике – в исламе подпадает под запрет на ростовщичество. Однако потребность в использовании капитала является неотъемлемой, без привлечения финансовых ресурсов не может полноценно развиваться ни отдельно взятое коммерческое предприятие, ни экономика в целом. Поэтому Ислам, в отличие от коммунизма, дозволяет доход с капитала, но только в том случае, если получение этого дохода основано на участии в реальной коммерческой деятельности.

Одним из контрактов в исламском праве, который подразумевает получение дохода с капитала, является контракт «мудараба», или контракт доверительного управления. Суть этого контракта заключается в том, что одна сторона (собственник капитала) передаёт свой капитал в управление другой стороне (управляющему) на условиях разделения получаемой в результате управления прибыли в соответствии с заранее оговорённым соотношением. Будучи собственником капитала, сторона, передающая его в управление, несёт риск убытков в пределах своих вложений. Необходимо отметить важные условия в исламском праве, которые должны соблюдаться для данного контракта:

- доля распределения прибыли должна быть определена на момент заключения договора;
- собственник капитала не может вмешиваться в управление, но может поставить условия, согласно которым оно должно осуществляться;
- ответственность собственника капитала ограничена размером его вклада (за исключением случаев, когда он одобрил для управляющего принятие долгов от своего имени).
Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующие основные отличия контракта «мудараба» от ростовщических отношений:
- получение дохода для инвестора возможно только посредством участия в реальной коммерческой деятельности, приносящей прибыль;
- получение прибыли сопряжено с риском убытков.

Таким образом, контракт «мудараба», являясь исламской альтернативой ростовщическим отношениям, представляет собой срединную позицию между капиталистическим и коммунистическим отношением к капиталу. С одной стороны, собственник капитала получает возможность увеличивать его, благодаря чему существует стимул для того, чтобы капитал вкладывался в коммерческую деятельность, развивая, таким образом, экономику. С другой стороны, получение дохода возможно, только если капитал вложен в эффективное предприятие, приносящее прибыль, что к тому же сопряжено с риском убытков. То есть богатые могут богатеть, но только если их капитал эффективно вложен, развивая экономику. Если же капитал вложен не эффективно, его собственник, напротив, будет терять своё богатство, уступая место более эффективным собственникам. В результате на рынке капитала складывается полноценная конкуренция, благодаря которой люди им не обладающие, получают более широкие экономические возможности, выходящие за пределы роли наёмного рабочего в экономической системе.

Контракт «мудараба» известен в исламском праве с момента зарождения исламской религии. В сборнике хадисов имама аль-Байхаки (6/111) приводится, что Аббас ибн Абдель Муталлиб передавал деньги по договору «мудараба» и ставил условия управляющему, чтобы тот не путешествовал морем, не шёл долинами, не покупал (на полученные деньги) скот, и если ослушивался – отвечал за понесённые убытки. Эти условия были высказаны перед пророком, мир ему и благословение, и он утвердил их. Также существуют предания, в которых приводится, что контракт «мудараба» практиковали сподвижники (см. Зайлаи, «Насб ар-Райя» 4/114-115).

Со времён пророчества контракт «мудараба» был основной формой финансирования коммерческих предприятий среди мусульман на протяжении столетий. Такие государства, как Арабский Халифат и Оттоманская Империя на практике доказали возможность построения процветающей экономики без ростовщичества, будучи наиболее могущественными державами своего времени. Свидетельства достигнутой при этом социальной справедливости, когда в исламском государстве времён правления Умара ибн Абдель Азиза не могли найти бедных и нищих для выплаты закята, не имеют прецедентов в истории человечества.

Автор: Искандер Исхаков, руководитель отдела развития Финансового дома «Амаль»

Су́ кук (араб. ص ك و ك ‎, от «ص ك Сакк» — «юридический документ, акт, квитанция») — финансовый документ, распространенный в странах шариата, т. н. исламский эквивалент облигаций.

В связи с тем, что шариат запрещает ростовщичество, традиционные облигации с фиксированной доходностью недопустимы. Сукук обеспечивает негарантированный доход за счет прибыли финансируемого мероприятия, то есть является целевым.

В мире

В 2007 году объём размещения сукук в мире достиг 31 млрд долларов США[1].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал