Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I.1.Пояснительная записка
Рабочая программа Старшей группы на 2015-2016 учебный год Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред., Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014г.
Составители: Евдокимова Л.В., воспитатель Николаева Л.Г., воспитатель
г. Чебоксары – 2015г. I. Целевой раздел образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» I.1.Пояснительная записка Рабочая программа по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» составлена для детей старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 96 «Аленушка» города Чебоксары Чувашской Республики. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учётом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы». При разработке программы учитывались следующие нормативные документы: • Закон об образовании РФ, • Закон об образовании ЧР, • Закон о языках ЧР. Реализация национально – регионального содержания обеспечивается путём реализации Программы художественного творческого развития ребёнка – дошкольника средствами Чувашского декоративно – прикладного искусства Л.Г. Васильевой, Чебоксары, 1994 г. Цели рабочей программы: 1. Обеспечение становления эстетического отношения к окружающему миру. Развитие личности, мотивации и способностей детей в изобразительной и конструктивной деятельности. 2. Обеспечение становления эстетического отношения к искусству чувашского народного орнамента и к окружающему миру. Для этого нужно решать следующие задачи: 1. Обеспечить развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного и музыкального искусства. 2. Обеспечить развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства. 3. Обеспечить развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы. 4. Формировать элементарные представления о видах искусства. 5. Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. 6. Стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений. 7. Обеспечить реализацию самостоятельной творческой изобразительной деятельности. 8. Обеспечить реализацию самостоятельной творческой конструктивно- модельной деятельности. 9. Воспитывать эмоционально – личностную отзывчивость и интерес к эстетическому восприятию искусства чувашского народного орнамента. 10. Формировать способность к созданию выразительного образа в декоративно – орнаментальной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 11. Обеспечить реализацию самостоятельной творческой декоративно – орнаментальной деятельности. 12. Развивать декоративно – игровое творчество. Принципы и подходы рабочей программы: • дидактический принцип - принцип развивающего образования (Л.С. Выготский: правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие; • принцип культуросообразности – учёт национальных ценностей и традиций в образовании, приобщение ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд); • принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); • принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»; • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно – образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • предполагает принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра; • принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, между детским садом и начальной школой; • принцип индивидуального подхода (трепетное и ответственное отношение к учету в воспитании индивидуальных особенностей и создание каждому ребенку своеобразных условий свободы выбора для проявления самостоятельности и творчества в деятельности); • принцип учёта этнокультурной ситуации развития, предусматривает воспитание в поликультурной среде; • принцип регионализации этнохудожественного образования. Рабочая программа выполняется в группе количеством 33 ребёнка. В группе имеется 6 детей с ЗПР. У детей шестого года жизни развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам, книгам, музыке. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребёнок подбирает необходимый материал, для того, чтобы воплотить образ). I.2. Планируемые результаты освоения программы - Проявляет устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. - Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. - Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура). - Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). - Знает особенности изобразительных материалов. - Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. - Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. - Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. - Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. - Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. - Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. - Создает изображения по мотивам народных игрушек. - Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги. - Умеет анализировать образец постройки. - Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения. - Создает постройки по рисунку. - Умеет работать коллективно. - Понимает значение термина «орнамент», различает чувашский орнамент по видам (геометрический, растительный, зооморфный, смешанный); по типам (в геометрической фигуре, ленточный, сеточный). - Выделяет, различает и называет смысловое содержание некоторых элементов чувашского орнамента. - Связывает цвета чувашских народных изделий с какими – либо образами и характеристиками предметов. - Владеет знаниями о характерных цветах чувашских народных изделий. - Передаёт в декоративной композиции образы предметов и изделий чувашского прикладного искусства на основе овладения способами рисования геометрических и геометризированных орнаментов. - Передаёт в своих работах внешние чувашские национальные признаки.
|