Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выводы по главе 2. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Таким образом, в практической части, нами была организована экспериментальная работа по проблеме использования игровых приемов для развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ детского сада № 19 г.Челябинска, в эксперименте принимало участие 6 детей 4-го года жизни. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: Констатирующий этап – оценка уровня сформированности словаря у дошкольников; Формирующий этап – коррекционная работа по формированию и развитию словаря на основе игровых приемов; Контрольный этап – повторная оценка уровня сформированности словаря у дошкольников. После реализации формирующего этапа, у дошкольников, также отмечается значительное увеличение активного словаря, обогащение его за счет прилагательных, образованных от существительных, некоторых наречий, глаголов, измененных приставочным способом. Дети активно используют в своей речи предлоги и другие союзные слова. Сложных предлогов в лексике детей еще нет. Возросло понимание многозначности слова. Дети легко справляются с заданиями по образованию прилагательных, глаголов от существительных. Проследив динамику формирования лексического запаса у детей, можно сделать вывод, что применение игровых приемов, дало положительные результаты.
Заключение Формирование лексической стороны речи в детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию словарного запаса дошкольников освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней. Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Считая возможным развитие словарного запаса детей дошкольного возраста в ходе применения дидактических игр, экспериментальное исследование было посвящено выявлению эффективности применения дидактических игр. Так как уровень развития словарного запаса у детей повысился, из этого следует, что игровые приемы, подобранные и использованные нами в ходе коррекционной работы оправдали поставленные цели и задачи. Гипотеза исследования была доказана в ходе проведенной работы.
Список литературы 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. 2. Арушанова А.Г., Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. – М.: «Мозаика – Синтез», 2004.-296 с. 3. Ашикова С.Г. Совместная с детьми творческая деятельность // Ребенок в детском саду. – 2001. – №2–3. С. 4-6. 4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М: 2002. 5. Ветчинкина Т.В., Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. – №3. – С. 14–15. 6. Громова О.Е. Стандартизация нормы речевого развития: исследование начального детского лексикона в логопедии // Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20–21 апреля 2006). – СПб., 2006. – 450 с. 7. Громова О.Е, Методика формирования начального лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003 – 176. С. 54. 8. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сера, 2004. – 430 с. 9. Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О.А. Степановой. – ТЦ Сфера, 2006. – С 123. 10. Клюева Н.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – 2-е изд., перераб. и доп / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с. 11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с. 12. Колунова Л. Ушакова О. Работа со словом в процессе развития речи дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – №9. С. 15-19. 13. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 – №1. – с. 26–34 14. Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. -94 с. 15. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у детей. – Санкт – Петербург: Издательство «Союз» 2001 г. - 220 с. 16. Логопедия. Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. 17. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. 18. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. – Ростов Н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002. 19. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Изд. 5-е. – ростов на Дону: Феникс, 2006. – 356 с. 20. Родовская Н.А. Занятия по развитию речи // Ребенок в детском саду. – 2004. – №2. С. 16. 21. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова Н.А. Современный русский язык: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Рольф; Айрис – пресс, 2001. 448 с. 22. Сековец Л.С., Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006. -368 с. 23. Семихватская С.В. Диагностика речевого развития учащихся начальных классов: Учеб.-метод. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 77 с. 24. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003. – 340 с. 25. Ткаченко Т.А., Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. / Т.А. Ткаченко, М.: Эксмо, 2005 – 134 с. 26. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Дошкольное воспитание. – 1988 – №4 27. Ушакова О.С. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1998 – №9 28. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 2001 29. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – С. 180–181, 196–199 30. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с. 31. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с. 32. Цаплина О.В., Речевая готовность ребёнка к школе. // Детский сад от А до Я. №2 2005.-С. 84. 33. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 60. 34. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 35. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь, 2006, №8, с. 39–43.
|