Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика спроса экскурсионной тематики.
Ответы к экзамену по экскурсоведению. 1. Основные этапы развития экскурсионного дела в России. Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа: I) конец XVIII – начало XX вв. – возникновение и становление экскурсионного дела в России; II) 20-е – 30-е гг. XX в. – становление экскурсионного дела в CCCР; III) 50-е – 80-е гг. XX в. – развитие и совершенствование экскурсионного дела в СССР; IV) конец XX – начало XXI вв. – развитие экскурсионного дела в Российской Федерации.1.1. Развитие экскурсионного дела в конце XVIII- начале XX вв. Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Во второй половине XVIII в. передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. В «Уставе народных училищ» 1786 г. и в «Школьном уставе» 1804 г. было рекомендовано устраивать экскурсии на природе, посещать мануфактуры, другие предприятия. В методике преподавания русского педагога XIX в. К.Д. Ушинского так же важную роль занимали природоведческие экскурсии. Передовые педагоги отдельных российских школ, частных гимназий, особенно коммерческих училищ во второй половине XIX в. начинают организовывать экскурсии-прогулки на природу и посещение предприятий. Кроме школьных экскурсий, экскурсия как способ познания мира начинает привлекаться членами российских научных обществ. Во второй половине XIX в., в Петербурге, было создано «Общество любителей естествознания». Позднее оно возникло Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах. Его члены изучали природные богатства окружающих территорий и проводили экскурсии для интересующихся природой края. В Ялте в конце 80-х гг. XIX в. был организован «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Кружок организовывал экспедиции, походы, путешествия и экскурсии, его деятельность привлекала значительное внимание любителей природы из других городов. В конце XIX в. в крупных городах России стали создаваться художественно-промышленные выставки и музеи. Начинает формироваться методика музейной экскурсии. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей. В 1882 г. открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В музеях организовывались экскурсии для студентов и учащейся молодежи. В 1899 г. в Петербурге, при Педагогическом обществе создается «Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий», которая организовывала экскурсии для учащихся гимназий, коммерческих, реальных училищ, школ. В 1895 г. был организован Русский тур. клуб, ставший позднее Российским обществом туристов (РОТ). Общество так же организовывало путешествия по России и за границей, экскурсии по достопримечательностями русских городов, паломнические поездки. 2. Разработка основ экскурсионной методики В.А Герд, Б.Е. Райков. Н.П. Анциперов, А.Ф. Родин.. Разработка основ экскурсионной методики. Вклад В. А. Герда, Б. Е. Райкова, Н. П. Анциферова, А. Ф. Родина и других ученых в развитие экскурсионной методики. Все вышеперечисленные профессоры, учёные внесли огромный вклад в экскурсоведение. Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии. Анциферов говорил: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.). Профессор Б. Е. Райков в книге «Методика и техника экскурсий» писал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода». Он называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов. Таким образом, Каждый из них создал экскурсию такую какая она есть в настоящее время. 3. Современное состояние и перспективы экскурсионного дела в стране. Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты, в том числе и сферу экскурсионного туризма. Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в настоящее время, как и вся туристическая сфера, переживает глубокий кризис. Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались: ярко, выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами стали школьники; резкое сокращение тематики экскурсий; дефицит квалифицированных экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество экскурсии; растет число «подпольных» экскурсоводов. Еще одна серьезная проблема в развитии Российского экскурсионного туризма- несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг. Спрос на экскурсионно-туристическое обслуживание формирует всю совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуг) потребительских стоимостей, способных удовлетворить запросу экскурсантов и туристов, и классифицируются как категория потребительского спроса. Сегодня туристу мало купить просто тур и получить оплаченное обслуживание. Ему необходимо иметь возможность пользоваться дополнительными услугами, в том числе и услугами экскурсовода. Кроме того, проблема межсезонья, как в крупных туристических центрах и курортах, так и в малых, решается сегодня также при помощи огромного разнообразия местных программ, в которые включены экскурсионные маршруты. Реализация развития экскурсионного бизнеса возможна при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых: - перспективное планирование развития и размещения материально-технической базы как целостного комплекса туристско-экскурсионного обслуживания; - создание единой методики статистического учета всего контингента туристов и экскурсантов; - ориентация финансово-хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций на повышение экономической эффективности функционирования материально-технической базы посредством дифференцированных нормативов фондоемкости, фондозатрат, фондоотдачи. - кооперирование инвестиционных потенциалов организаций, ведомств и частных лиц, заинтересованных в развитии материально- технической базы туризма. В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта – культурно исторический потенциал — в России есть. В настоящее время в стране на государственном учете находятся более 150 тыс. памятников - недвижимых объектов. Кроме того, в музеях страны находится более пятидесяти миллионов экспонатов, которые получили название движимых объектов, то есть являющихся или способных быть объектами музейного показа. Многие памятники истории и архитектуры, центры народного искусства представляют хорошую базу для разработки обзорных и тематических экскурсий и экскурсионных транспортных туров. Второе условие, которое обеспечит создание экскурсионного продукта, - наличие кадров, способных решить эту задачу, подготовка которых ведется в РМАТ и других высших учебных заведениях страны. Однако только наличие этих важных условий не может обеспечить развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства. Возрождение же экскурсионного туризма, нормирование спроса на экскурсии, как на внутреннем, так и на внешнем рынке невозможно без активного воздействия рекламы. Эта аксиома не требует каких-либо доказательств, а предполагает необходимость разработки грамотной рекламной стратегии на внешнем и внутреннем рынке, адаптированный к каждой стране и способной привлечь в Россию экскурсантов как из стран ближнего и дальнего зарубежья, так и пробудить потерянный интерес местного населения к экскурсиям. В данной ситуации она должна стать составной частью государственной политики в области развития экскурсионного туризма.
4. Роль и место экскурсионного обслуживания в деятельности современных тур фирм. Под экскурсионным обслуживанием понимается деятельность экскурсовода во время экскурсии.В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «точка зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также уверенность экскурсовода в собственной правоте. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания материала и отношение к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанныхТаким образом экскурсионное обслуживание играет важную роль в деятельности современных турфирм. Это стало наиболее заметным в последнее время, когда повысилась конкурентность турфирм между собой. 5. Преимущество русской школы экскурсоведения перед западной школой гидизма. Очень часто между понятием гида и экскурсовода ставят знак равенства. Но отличия есть, и они существенны. Многие ошибочно полагают, что слова «гид» и «экскурсовод» – синонимы. Ничего подобного. «Экскурсионное дело и гидизм – два разных понятия, – объясняет один из кандидатов исторических наук. – Задачи гида и экскурсовода разные. Экскурсовод об объекте рассказывает: «Лувр построен в таком-то году, в таком-то стиле, архитектор такой-то и т.д.». Гид же поверхностно сообщает обо всем, что попадается на глаза. К примеру: «Справа Лувр, слева Нотр-Дам-де-Пари, впереди площадь Конкордия». При этом работа гида ни в коем случае не является халтурой, просто мы имеем дело с двумя разными походами. Причем школа гидизма характерна для Западной Европы». Задачи и роли Если задача экскурсовода – подготовить и провести качественную экскурсию, то гид в нашей стране – это профессиональный работник туризма, который, кроме ознакомления туристов с достопримечательностями, еще занимается приемом и экскурсионным обслуживанием иностранных туристов. Как правило, работа гида совмещается с работой переводчика, и на него ложится множество вопросов организационного характера: встретить группу, разместить, накормить, обеспечить транспортом и т.д. Таким образом, гид совмещает функции руководителя тургруппы и экскурсовода.В Европе, если гид попробует работать без лицензии, его могут оштрафовать или даже посадить в тюрьму. Во Франции даже професор, закончивший Сорбонну, всю жизнь посвятивший истории, должен пройти двухгодичную подготовку на специализированных курсах, чтобы получить разрешение на проведение экскурсий». 7. Орагнизация и содержание работы экскурсионного учреждения. В плане любой фирмы всегда присутствует организационный этап, т. е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция управления обеспечивает регулирование технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности экскурсионной фирмы. Она конкретизирует и упорядочивает работу менеджера и исполнителей. Управление производственными отношениями должно целенаправленно проводиться через организаторскую деятельность, т. е. через распределение и объединение задач и компетенций. С экономической точки зрения организационная деятельность ведет к повышению эффективности работы фирмы; с точки зрения управления персоналом она передает смысл работы и распределяет ее по исполнителям. Таким образом, функции планирования и организации тесно связаны между собой. В широком смысле под структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, т. е. функционирование их как единого целого. Структура экскурсионной фирмы зависит от целей и задач, стоящих перед ней, и определяется пространственным размещением видов деятельности, которые расположены на одной территории и объединяются в единое целое, подчиняясь общему руководству. Кроме этого структура может формироваться выпуском определенного продукта, ориентированностью на конкретного потребителя, использованием тех или иных технологий и т. д. Иногда структура современных экскурсионных фирм подчиняется инновационным заказам. В этом случае одни подразделения занимаются текущим производством, дающим прибыль, а другие - разработкой и освоением новой продукции, приносящей в первое время убытки. Организация структуры современных фирм, как правило, определяется сразу несколькими принципами и является многомерной. Наряду с территориальными и другими принципами присутствует и функциональный, в соответствии с которым структура фирмы находится в прямой зависимости от таких видов ее деятельности, как производство, сбыт, финансы и т. д. В структуре управления выделяют звенья (отделы), уровни (ступени) и связи (горизонтальные и вертикальные). К звеньям управления относятся структурные подразделения (отделы - в крупных фирмах), а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления или часть их (менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер. 8. Задачи методического кабинета: Создать необходимые условия для системного информационного обеспечения методической работы с педагогическим коллективом колледжа. Создать условия для совершенствования профессионального мастерства, стремления к творчеству, самореализации, самообразованию преподавателей. Усилить взаимодействия с информационными, научно-методическими образовательными и медицинскими учреждениями на основе социального партнерства. Содержание методической работы. Содержание методической работы формируется на основе следующих источников: документы, положения, дающие общую целевую ориентацию всей методической работы; достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследований, в том числе, исследований по проблемам самой методической работы в учебном заведении: инструктивно-методические документы Министерства образования Республики Беларусь по вопросам организации воспитательной работы в учреждениях образования; информация о передовом, новаторском и массовом опыте; данные конкретного анализа состояния уровня воспитанности и развития учащихся, помогающие выявить первоочередные для данного учебного заведения темы и проблемы методической работы и самообразования. Выбор содержания методической работы – дело творческое. Организация методической работы. Организация методической работы включает в себя обширный круг функций, действий: · изучение, анализ состояния воспитательной работы; · целеполагание – выбор цели, задач; · планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей; · создание рациональной организационной структуры управления; · постановка воспитательных задач; · инструктирование, стимулирование, оказание помощи педагогам; · контроль; · анализ и оценка результатов и т. д. Компоненты организаторской деятельности заместителя директора по воспитательной работе: · выступления с разъяснениями актуальности и сущности работы по избранной проблеме; · подготовка документации; · деятельность педагогического совета, методического объединения и творческих групп классных руководителей (кураторов) по избранной теме; · создание творческих групп по обмену педагогическим опытом; · организация самообразования; · открытые внеучебные мероприятия; · личный пример зам. директора; · оперативная помощь; · подведение итогов и постановка новых задач; · поощрение. 8. Задачи, организация и содержание работы методического кабинета. Методический кабинет это: форма интерактивного общения учителей, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу; возможность организовать методическое пространство для учителей, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток; оперативная методическая помощь молодым учителям; возможность опытным педагогам принять активное участие в виртуальных педагогических чтениях, поделиться опытом работы. Задачи методического кабинета является: 1. организация совместной работы преподавателей по разработке образовательных ресурсов, 2. организация обсуждения важных вопросов, 3. коллективный поиск решения проблем, 4. написание коллективных статей, 5. проведение сетевых конференций и конкурсов. Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель должен помнить главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе и творческой работе. Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать прежде всего как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. 9. Задачи, организация, и содержание работы методического совета. Методический совет является общественным совещательным органом по вопросам методической работы. В экскурсионной фирме рекомендуется создать методический совет, который является общественным совещательным органом по вопросам методической работы. Основные задачи совета — содействовать улучшению организации и содержания методической работы. Совет принимает участие в подготовке и проведении теоретических, методических и научно-практических конференций, семинаров, совещаний и других мероприятий, вносит предложения по вопросам методической работы. В методический совет могут входить местные краеведы, работники музеев, главный архитектор города и другие специалисты. Члены совета участвуют в подготовке новых экскурсионных тем, учебных экскурсий, проводят консультации по методической документации фирмы, привлекаются к проведению контроля за качеством экскурсий и прослушиванию экскурсоводов на маршруте, дают рекомендации при разработке нового продукта и рецензируют тексты экскурсий. Председателем совета избирается один из его членов, секретарем - экскурсовод или методист. Секретарь ведет документацию совета - планы работы, протоколы заседаний, списки его членов. Рекомендации совета приобретают обязательный характер после их утверждения директором фирмы. 10. Задачи, организация и содержание работы методической секции экскурсоводов. Основным организационным звеном в работе экскурсоводов является методическая секция, которая создается по тематическому принципу (историческая, искусствоведческая, литературная и т. д.). Работа секции строится согласно годовому плану и включает основные направления деятельности: разработку новых тем экскурсий и их вариантов; совершенствование содержания действующих экскурсий; обновление и дополнение «портфеля экскурсовода» и т. д. Занятия секции носят учебный характер. Используются также такие формы, как подготовка и коллективное обсуждение докладов и рефератов, проведение лекций и бесед, творческих дискуссий и диспутов. Важным аспектом работы методической секции является изучение опыта лучших экскурсоводов. Для экскурсовода занятия в секции являются основным средством повышения квалификации. Значительное место в работе секции занимают семинары, на которых раскрываются такие темы, как «Наглядность экскурсии», «Использование методического приема зрительного сравнения», «Логический переход». 11. Экскурсия, ее сущность и фун-ии. Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Сущность экскурсий. Экскурсия представляет собой целенаправленный, наглядный процесс познания окружающей среды. Этот процесс строится с использованием заранее отобранных объектов, находящихся в естественных условиях, и проходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода согласно заранее определенной тематике. Фун-ии: Информационно-познавательная функция. Экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое. Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Эстетическая функция. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств. Коммуникативная функция. 12. Педагогическое руководство экскурсионной группы. Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика - наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов воспитания человека, формирования его мировоззрения. Понятие " педагогическое мастерство экскурсовода" включает в себя: знания по специальности; способности к анализу, образному мышлению; понимание психологии экскурсанта; умение управлять группой; знания и умения в области педагогической техники; интуицию; уважение личности экскурсанта, а также искусное использование педагогических средств в целях воспитания. Педагогика отводит важное место требовательности воспитателя, которая стимулирует, а в нужных случаях затормаживает деятельность экскурсантов, обеспечивает необходимую активность в проявлении их деловых и нравственных качеств. Основываясь на требованиях педагогики, экскурсовод использует пять уровней перехода от прямого дедуктивного объяснения, возможного при наличии достаточных знаний, к вероятному объяснению при отсутствии достаточных знаний - первый - объяснение фактов из известных теоретических знаний; - второй - объяснение фактов на основе перестройки ранее усвоенных знаний и их комбинирования;
15. Отличительные признаки экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются: 1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией. Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки: – у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников; – у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах; – у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии. 17. Основные этапы подготовки экскурсии Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления: - разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения); - подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии. Первое направление – процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии. Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В состав включится 3-7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы в большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д. Обычно каждому из учасников творческой группы поручается разработка одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроляза работой выбираеться руководитель творческой группы. Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени: Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будетпостроена экскурсия. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. - Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.Этапы подготовки экскурсии. 1. Определение цели и задачи экскурсии. 2. Выбор темы. 3. Отбор литературы. 4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев. 5. Отбор и изучение экскурсионных объектов. 6. Составление маршрута экскурсии. 7. Подготовка текста экскурсии. 8. Комплектование " портфеля экскурсовода".9. Составление методической разработки.10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.
17. Профессиональные качества экскурсовода. Этапы становления мастеров. Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа. Требования профессии. К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края. Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода. Пути повышения экскурсоводческого мастерства. Важным участком работы любого экскурсионного учреждения является постоянное совершенствование профессионального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели могут быть рекомендованы различные пути: 1) улучшение организации методической работы всех ее звеньев: методиста, менеджеров методического отдела, методической секции экскурсоводов, методического кабинета и методического совета; 2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута; 3) разработка технологии методических приемов рассказа и показа с учетом особенностей экскурсионных тем; 4) отработка техники ведения экскурсии и организационных вопросов; 5) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики. 18. Профессиональные качества экскурсовода. Этапы становления мастерства. Экскурсовод – центральная фигура экскурсионного дела. В довоенный период работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий экскурсантов, в первую очередь педагогов. Иногда обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных областей без отрыва от своей основной деятельности. Профессия экскурсовода представляет собой род трудовой деятельности, который требует от человека определенных знаний, умений и навыков, приобретаемых как путем общего или специального образования, так и в ходе повседневной практической деятельности людей. Каждый экскурсовод должен обладать хорошо развитым воображением и уметь мыслить образами. К примеру, экскурсовод должен так описать ненаблюдаемый объект, чтобы экскурсанты начали его «видеть». Основой воображения экскурсовода являются знания, впечатления, ранее накопленный опыт. Они служат исходным материалом для создания достаточно четких мыслительных образов. Характер проводимой экскурсии зависит от темперамента экскурсовода, который проявляется в его поведении, в уровне жизненной активности. В зависимости от типа темперамента экскурсовода его поведение характеризуется определенной глубиной эмоций: вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражители. Неотъемлемым качеством экскурсовода как личности является его тенденциозность, или убежденность. Тенденциозность проявляется в четкой направленности его взглядов и действий, в стремлении довести свою точку зрения до экскурсантов и убедить их в ее правильности. Во время экскурсии экскурсовод направляет внимание группы на те стороны объектов, явлений и событий, которые должны быть отражены в их сознании, одним словом, помогает им увидеть то, что видит сам. Речь экскурсовода рассчитана на понимание другими людьми, поэтому должна представлять собой изложение готовых, логично и грамотно сформулированных мыслей. Приоритетной формой изложения материала экскурсоводом является монолог. Монологическая речь по сравнению с диалогической более развернута по содержанию, сложна по структуре и имеет четкое грамматическое оформление. Не менее важная задача экскурсовода – добиться заинтересованного отношения группы к теме экскурсии, постоянно активизируя их внимание. Для активизации внимания группы экскурсовод должен умело и своевременно применить такие методические приемы, как прием заданий, прием вопросов, прием новизны, наконец, прием взаимодействия интересов. Этапы становления профессии экскурсовода. I Формирование склонности к ведению культурно-массовой работы с людьми Общеобразовательная школа, клубное учреждение II Овладение системой знаний по специальности Вуз, курсы, самостоятельная подготовка III Усвоение основ профессионального мастерства Курсы подготовки экскурсоводов, высшие учебные заведения туристской специализации IV Совершенствование знаний по специальности, профессиональных умений и навыков Курсы повышения квалификации, методические секции экскурсоводов.
19. Структура профессиональной деятельности экскурсовода, ее компоненты. 20. Квалификационная характеристика и профессиограмма экскурсовода. Должностные обязанности. Составляет на основе методических разработок научно-просветительских подразделений музея тексты экскурсий, рассчитанных на различные группы посетителей музея и различную продолжительность времени. В установленном порядке представляет руководству музея составленный текст экскурсии, при необходимости дорабатывает его. Проводит экскурсии по постоянным экспозициям музея и временным выставкам. Разрабатывает и представляет руководству научно-просветительских подразделений музея индивидуальные планы подготовки экскурсий. Осуществляет работу по организации экскурсий. Проводит экскурсии по объектам показа в музее, экспозициям и выставкам, организуемым в музее. Осваивает новые экскурсионные темы, вносит дополнения и изменения в тексты экскурсий в соответствии с новыми материалами. Готовит и представляет для прослушивания и утверждения методическим советом музея тексты экскурсий. Принимает участие в подготовке методической документации, в прослушивании экскурсий, организации и проведении культурно-просветительных мероприятий. Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность музеев; научные, технические достижения в сфере обслуживания посетителей; основы экономики и управления в сфере культуры; основы психологии, риторики; виды современных коммуникативных технологий; нормативные и методические документы и рекомендации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Экскурсовод I категории - высшее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства) и стаж работы в должности экскурсовода II категории не менее 2 лет. Экскурсовод II категории - высшее или среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства) и стаж работы в должности экскурсовода не менее 1 года. Экскурсовод - высшее или среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы. Профессиограмма (от лат. professio – специальность, gramma – запись) – это подробное описание психофизиологических, психологических, эргономических, производственных, технических требований к данной специальности, профессии, которое позволяет оценить соответствие работника этим требованиям. В профессиограмме указываются функции профессии, затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Профессионализм экскурсовода заключается прежде всего в умении сделать свой рассказ и показ объектов интересным, увлечь им слушателей, а не только сообщить им факты. Этот специалист может работать в музее, знакомить туристов с достопримечательностями города, пригородов, страны. Чтобы экскурсия была содержательной и интересной, а многочисленные вопросы слушателей не ставили в тупик, экскурсоводу необходимо проделывать большую предварительную работу. Для этого он изучает книги и статьи по теме, разыскивает архивные документы, собирает интересные факты и истории. После чего составляет тексты экскурсий, пытаясь снабдить их интересными подробностями, неизвестными ранее фактами, красивыми легендами. В зависимости от темы и цели экскурсии разрабатывает маршрут, определяет вид и количество объектов показа. Определяет время поездки, длительность экскурсии, частоту и продолжительность остановок и т. д. Рабочий день обычно проходит в движении: в хождении по музею или в поездках с группами. Поиском нужной информации чаще всего приходится заниматься в свое свободное время. Соответствующие рабочие места имеются в туристических фирмах, музеях, тематических фабриках (где демонстрируются различные народные промыслы) и тому подобных местах. 21. Технология отбора материала для экскурсионного рассказа. В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: " Основная литература" и " Дополнительная литература". Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках. Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн экспонатов.
22. Основные виды экскурсионного рассказа. Экскурсионный рассказ – условно принятое название частной экскурсии, когда сообщение и пояснение происходят в ходе экскурсии. Виды: Повествовательный рассказ – экскурсовод комментирует, дополняет увиденное. Реконструктивный рассказ – экскурсовод реконструирует, восстанавливает то, что нельзя увидет. Рассказом или реквизитом, который имеется в портфельчике.
23. Основные примы экскурсионного рассказа. Приём экскурсионной справки Приём описания. Чем большей весомостью обладает объект как памятник культуры, тем больше аспектов можно выделить для описанияРазъяснительный приём – раскрытие внутренних логических и структурных связей объекта с его информационно-семантическим полемКомментирование – репортажЦитирование. Для создания выразительного зрительного образа используют описание объектов художественной прозы и поэзии, для воссоздания картины событий и для ознакомления с чьим то авторитетным мнениемПриём литературного монтажа – набор открывков из литературных произведений, статейПриём Вопросов и ОтветовПриём отступления – прерывания рассказа (случаем из жизни, стихотворением и т д.
24. Основные виды экскурсионного показа. Примеры. Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа: 1) на ходу автобуса из окон при скорости 50—60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации 2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами 3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена 4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта. Существуют варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии. Вариант первый. Осмотр объекта носит беглый характер. Например, во время следования человека на работу или по другим делам. Более глубокому знакомству с встречающимися в пути объектами, даже при наличии интереса к ним, мешает отсутствие необходимого времени и навыков. Вариант второй. Осмотр объекта более подробный. Такой осмотр имеет место во время воскресной прогулки человека по городу. Происходит самостоятельное знакомство человека со зданиями, историческими памятниками, улицами и площадями, жизнью города. Более глубокому наблюдению объектов препятствует отсутствие у «экскурсанта» знаний о них и событиях, с ними связанных, отсутствие навыков, а также лиц, способных оказать квалифицированное содействие в осмотре. Вариант третий. Осмотр объектов происходит во время групповой прогулки по городу, когда один из ее участников, не будучи профессиональным экскурсоводом, имея поверхностные знания о городских достопримечательностях, берет на себя его функции. Получаемые экскурсантами сведения отрывочны и не всегда достоверны. Рассказ «экскурсовода» по своему построению и содержанию напоминает путевую экскурсионную информацию, имеет справочный характер. А теперь посмотрим, как происходит это взаимодействие на экскурсиях: Вариант первый. Происходит осмотр заранее подобранных объектов. Сообщаемые в рассказе знания направлены на освоение темы экскурсии. Руководит осмотром специалист-экскурсовод. Использование методических приемов рассказа активизирует взаимодействие человека и объекта. В основе осмотра лежит план. Повышению эффективности данного варианта экскурсии мешает превалирование словесного начала (рассказа). Вариант второй. Происходит показ объектов, зрительное восприятие которых и пояснения экскурсовода раскрывают названную тему. Ведущее место занимают методические приемы показа, экскурсионный анализ объектов. При наблюдении экскурсантами объектов используются элементы изучения. Экскурсовод использует внеречевые формы воздействия на аудиторию и изобразительную наглядность. Вариант третий. При показе объектов активно используются различные виды экскурсионного анализа. В деятельности экскурсантов появляется элемент исследования объектов. Методика показа достигает кульминационной отметки. Экскурсовод апеллирует к образному мышлению экскурсантов, помогая им «увидеть» события прошлого, действия людей, которым посвящена экскурсия. 25. Основные приемы экскурсионного показа. Примеры. Прием предварительного осмотра. Этот методический прием используется, когда экскурсанты находятся непосредственно у памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта и может реализовываться в двух вариантах. В первом случае экскурсанты самостоятельно осматривают объект с одной или нескольких сторон, составляют общее впечатление о нем, а затем слушают рассказ экскурсовода и приступают совместно с ним к детальному изучению объекта и его анализу. Во втором случае началом использования этого приема служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно необходимо увидеть в ходе осмотра, а затем уже следует самостоятельное наблюдение объекта. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам с панорамной площадки наблюдать вид местности. В качестве панорамной площадки могут выступать башни, колокольни, крепостные стены, мосты, природные возвышенности и другие точки, откуда открывается панорама какой-либо местности. Во время панорамного показа в поле зрения попадает много объектов, поэтому экскурсоводу следует решить, какие объекты показать Существует несколько принципов построения и организации панорамного показа. Можно показывать объекты слева направо или наоборот (географический принцип); можно показывать объекты, доминирующие с точки зрения высоты или размеров, то есть самые высокие или крупные (градостроительный принцип); можно начать показ с наиболее значимых объектов в историко-культурном отношении (тематический принцип); Прием зрительной реконструкции дает возможность по сохранившимся частями или письменным источникам мысленно восстановить экскурсионный объект в его первоначальном виде или событие, которое произошло. Сущность этого приема заключается в том, что первоначальный облик чего-либо или события восстанавливается словесным путем, однако делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Если объект сохранился частично, то произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части, детали, фрагменты. Если объект вообще не сохранился, то на помощь экскурсоводу приходят наглядные пособия из «портфеля экскурсовода». Здесь в основном используются различные изображения (фотографии, рисунки) объекта в прошлом. Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема зрительной реконструкции. С его помощью экскурсовод составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также отдельных их частей. При этом активно используются материалы «портфеля экскурсовода». Прием локализации событий дает возможность отграничить рассматриваемое событие от общего процесса или других событий, приковать взгляды экскурсантов именно к тому месту, где произошло событие. Другими словами, с помощью этого приема устанавливается связь события с определенным местом. Прием локализации помогает экскурсоводу зрительно воссоздать конкретное событие и способствует появлению у экскурсантов чувства причастности к нему. Наиболее эффективно использование рассматриваемого приема в экскурсиях на исторические и производственные темы». Прием зрительного сравнения построен на зрительном сопоставлении разных объектов или их частей, находящихся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. Задача этого методического приема – выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность и неповторимость. Использование данного приема дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта, например высоту памятника, длину крепостных стен, позволяя сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов, время, затрачиваемое на объяснение. Прием зрительной аналогии призван облегчить восприятие нового путем сравнения с чем-то хорошо знакомым и основан на сравнении наблюдаемого объекта с тем, который известен экскурсантам, но в данный момент не находится в поле зрения экскурсантов. Экскурсионная группа могла наблюдать его на экскурсии, проведенной ранее, а также в начале данной экскурсии. Таким образом могут сравниваться объекты, находящиеся в разных городах. Задача приема зрительной аналогии – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление об аналогичном объекте. Поэтому прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения, где сопоставляются объекты, в данный момент находящиеся перед глазами экскурсантов. Методический прием движения следует отличать от движения как признака экскурсии. Этот прием заключается в движении экскурсантов вблизи объекта для наиболее полного раскрытия художественного облика объекта или выявления значимых деталей, одним словом, лучшего его наблюдения. Некоторые объекты художественного творчества по замыслу своего создателя (архитектура или скульптура) предназначены для восприятия с разных точек, желательно в движении, что придает статичному объекту динамичность, внутреннее движение. Экскурсоводу движение вокруг объекта дает возможность вести многоплановый показ, позволяя выявить повторяемость деталей, а также их различие и характерные особенности. В то же время можно встретить памятники, при работе с которыми применение этого приема, наоборот, противопоказано. Другой вариант движения – это движение к объекту. Методически оно построено так, что в ходе приближения группы объект начинает постепенно вырисовываться, возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов. Методические приемы показа наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Обычно экскурсовод демонстрирует группе иллюстративный материал, держа его в руках. Если предмет мелкого формата, то, показав, можно отдать его в руки экскурсантов. Лучше всего делать это на остановке. В автобусе можно пройти по проходу между креслами, демонстрируя наглядное пособие сначала сидящим в одном ряду кресел, а затем – в другом. 26. «Портфелем экскурсовода» принято называть в профессиональной среде комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта. В «портфель экскурсовода» включаются фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции: картин, географические карты, картосхемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами. В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее: - необходимость и целесообразность их использования; - познавательная ценность, т.е. насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ б
|