Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №4. Техническая революция в последней трети XIX в.
Бурное развитие науки и техники в последней трети XIX в., названное Ф. Энгельсом «Электротехнической революцией», изменили энергетическую базу производства. На смену «веку пара» пришел «век электричества», началась электрификация производства, транспорта и быта (первую динамо-машину изобрел В. Сименс — Германия, 1867 г., первый современный генератор — Т. Эдисон - США, 1883 г.), были изобретены трансформаторы для передачи электроэнергии на расстояние, электромотор для вращения агрегатов. Были изобретены электрическая железная дорога — трамвай (В. Сименс, 1879 г.), лампа накаливания (П.И. Яблочков — Россия, 1876 г., Т. Эдисон -США, 1886 г.), электрическая плавильная печь (1877 г.), электрическая сварка металлов (1887 г.) и т. д. Произошел технический переворот в пароэнергетике: был изобретен новый паровой двигатель — турбина (Г. Парсонс — 1884 г.). На роизводство электроэнергии были переключены и гидравлические двигатели; стала применяться водяная турбина. В 1898 г. появилась первая гидроэлектростанция (на р. Ниагаре в США). Огромную роль сыграли изобретения двигателей, 1893 г.) и бензина (Н. Отто — Германия, 1877 г.), мотор был усовершенствован в конце 90-х годов (Г. Драймлер и К. Бенц). Огромное технико-экономическое значение имели открытия в области производства химической продукции (синтетические способы получения органических соединений для производства красящих, лекарственных, парфюмерных и других изделий, внедрение высокопроизводительных способов получения серной кислоты и соды). Технический прогресс существенно изменил технологию металлургии, металлообработки и др. Были внедрены новые способы производства стали в конвертере под сильным дутьем (А. Бессемер — Англия) и в специальной печи (П. Мартен — Франция), в выплавке стали оказалось возможным применять железную руду с большими примесями фосфора (Г. Томас — Франция). Возникло современное сталелитейное производство. С расширением применения стали изменилась техника и технология металлообработки. Появился первый автоматический револьверный станок (США, начало 70-х годов), были усовершенствованы токарный станок и конструкции других металлорежущих механизмов. Важнейшие усовершенствования были сделаны в технической сфере легкой, полиграфической и других отраслей промышленности (автоматический ткацкий станок, автомат для производства бутылок, механический наборных станок — линотип и т. д.). В первой половине XIX в. изобретения и усовершенствования исчислялись десятками, в последней трети XIX в. и в начале XX в. — тысячами (только один Т. Эдисон запатентовал более 1000 изобретений). Весомый вклад в развитие мировой научно-технической мысли внесли русские ученые и инженеры, в частности, В. В. Петров, П. Л. Шиллинг, П. Н. Яблочков, А. Н. Ладыгин, А. Ф. Можайский, М. О. Доливо-Добровольский и др. Их открытия (магнитный телеграф, лампа накаливания, система передачи электроэнергии на расстояние, первый в мире самолет и др.) опередили подобные изобретения западных ученых. Однако в условиях социально-политического строя России эти изобретения не могли быть широко использованы. Сдвиги в развитии производительных сил привели к серьезным изменениям отраслевой структуры машинной индустрии. Возникли новые отрасли промышленности (производство электроэнергии и химической продукции, автомобилестроение, добыча и переработка нефти). К началу XX в. суммарная мощность электростанций в США, Англии, Германии и Франции превысила 2 млн..кВт. Быстро развивалось производство продукции органической и неорганической химии — серной кислоты, соды, красителей, лекарств. В машиностроительной промышленности особо динамичной оказалась новая отрасль машиностроения — автомобильная. Первый автомобиль в США был построен Г. Фордом в 1892 г. К началу 1900 г. его автозавод ежегодно выпускал более 4 тыс. автомашин. В черной металлургии резко повысилась доля сталелитейного производства. Техническая революция требовала укрупнения промышленного производства. Новая сталелитейная технология требовала перехода к крупным заводам с полным металлургическим циклом. Внедрение электрической энергии вместо пара позволило увеличить размеры промышленных предприятий. Передача электроэнергии на расстояние позволяла строить крупные предприятия вне непосредственной близости к источникам энергии и т. д. Крупное производство требовало крупных капитальных вложений, нужны были объединения отдельных капиталов привлечение свободных капиталов при помощи акционерных обществ, создание монополистических союзов капиталистов. Эти процессы были ускорены экономическими кризисами (1873, 1883, 1893, 1901-1902 гг.). В последней трети XIX в. капиталистический мир стал переходить к высшей стадии своего развития — к монополистическому капитализму. Вступление капитализма в монополистическую стадию было ознаменовано смещением центра мирового экономического развития из Европы в Северную Америку. Вместо Англии первой страной капитализма стали Соединенные Штаты Америки.
|