Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защитные механизмы сознания по З.Фрейду






Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий, позволяет " уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми " псевдопроблемами".

Фрейд выделял семь защитных механизмов:

1. подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его " нельзя" удовлетворить; Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности;

2. отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как " неправды". " Этого не может быть" – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3. рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;

4. инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5. проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств,

6. изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному " Я";

7. регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

Основные понятия транзактного анализа

Основатель трансактного анализа - американский психиатр Эрик Берн

Цель ТА -понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия.

Как теория личности ТА показывает, как устроен человек и как он взаимодействует с другими. Для этого используется модель эго-состояний, лежащая в основе структурного и функционального анализа личности. Кроме того, как теория развития личности ТА занимается анализом жизненных сценариев, раскрывая многие загадки поведения, имеющие саморазрушительные и болезненные результаты.

Как теория коммуникации ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия. ТА является своего рода философией, в соответствии с которой каждый человек представляет собой позитивную ценность. Он основан на трех основных идеях:

все люди хорошие;
каждый человек обладает способностью думать;
каждый сам определяет свою судьбу и вправе изменять свои решения.

С этими идеями связаны два основных принципа практического ТА: контрактный метод и открытая коммуникация.

Все люди хорошие. Человеческие отношения во многом обусловлены представлениями о самих себе, других людях и о том, как эти другие люди к нам относятся.

Создавая ТА, Э. Берн выдвинул идею о том, что уже в раннем детстве человек имеет определенные представления о себе и об окружающих его людях. Когда у малыша появляется способность замечать разницу между собой и другими, он вырабатывает свою основную жизненную позицию, которая определяет его отношение к другим людям. Эта позиция оценивает его самого: " Я хороший или плохой" - и других людей: " Ты хороший или плохой" (в английском варианте для обозначения экзистенциальной позиции используются выражения: " Я - ОК, Я - не ОК", " Ты - ОК, Ты - не ОК").

Главная идея ТА - все люди хорошие - означает, что ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди. Я принимаю себя таким, какой я есть, и тебя я принимаю таким, какой ты есть. Временами мне не нравится то, что ты делаешь или то, как ты себя ведешь. Однако я принимаю тебя как человеческое существо, и в этом смысле ты - в порядке, ты хороший. Э.Берн рассматривает позицию " я хороший и ты тоже" как основную естественную установку человека. Отклонение от нее является источником множества проблем как социального, так и психического характера.

Каждый человек обладает способностью думать. На человеке лежит ответственность за принятие решений о том, что он хочет в жизни, поскольку каждый человек, за исключением людей, имеющих тяжелые травмы головного мозга, обладает способностью мыслить, разрешать проблемы, принимать решения. Вся жизнь человека в конечном итоге зависит от принятого им решения о том, какой она может быть и какой ее человек хочет видеть.

Каждый человек сам определяет свою судьбу. Эта идея о том, что каждый - хозяин своей судьбы и любые решения, малые и большие, могут быть изменены, тесно связана с первой и второй. Ты и я хорошие. Иногда наше поведение бывает не совсем правильным, потому что мы следуем стратегиям, принятым в детстве. Эти детские стратегии помогли нам выжить. Но даже когда мы были маленькими, никто не мог заставить нас развиваться в каком-то одном направлении. Родители и другие взрослые оказывали на нас сильное давление, однако мы сами принимали решение о том, подчиниться этому давлению, восстать против или игнорировать его. Именно мы сами несем ответственность за наши чувства, поведение и решения. Приняв решение однажды, мы можем изменить его впоследствии. Это особенно справедливо для детских решений. Если некоторые из них приводят к нежелательным последствиям, то, став взрослыми, мы можем изменить их.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал