Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика архетипов




Характеристика архетипов в концепции К.Г.Юнга (анима, старец). Архетип. Слово взято из античной литературы – Юнг ссылается на Филона Александрийского и Иустина Философа. У Августина в этом значении используется слово идея. Расхожее понимание – формы и образы, коллективные по свое природе, встречающиеся по всей земле как элементы мифов. Архетипы – древнейшие, изначальные, всеобщие образы. Неверно истолковывать архетип, как определённый мифологический образ или мотив. Архетип = образ + эмоция + импульс действия (мотив поведения). Архетип – манифестация инстинкта (близко к идеям МакДауголла). Включение определённого инстинкта связано с тем, что нас что-то волнует, мы склонны действовать определённым образом и нам снятся определённые сны. Для птицы архетип – это гнездо. Птица, чувствуя волнение, начинает складывать ветки, не зная, что создаёт. Для птицы гнездо – архетип дома. У Юнга также есть проблема взаимодействия материального и духовного. Живая материя активна, творчески реагирует на внешние условия. Архетип – способ реагирования живой материи на среду, процесс не простого отражения, а творческий, активный. Юнг проводит параллель. Реакция материи на природу, на факт существования света – глаз. Это не просто отражение, а комплиментарный ответ. Архетипы – такие же ассиметричные ответы, творческие продукты и сложные конструкции. Это – ответ материи. КБ также бесконечно, так и физиологический мир – поэтому архетипов бесконечное множество. Архетип может иметь социальную природу – им может быть одержим не только отдельный человек, но и целый народ. Это Юнг наблюдал в Германии. 1. Анима – многоликий архетип. И идеал возлюбленного, и опасна, и разрушительные идеи, и колдовство. Это – первое обличье, в котором человек встречается со своим бессознательным. Смотрящий в воду (здесь можно про образ воды говорить) видит, конечно, собственное лицо (т.е. Тень), но вскоре на поверхность начинают выходить и живые существа; да, ими могут быть и рыбы, безвредные обитатели глубин. Но озеро полно призраков, водяных существ особого рода. Часто в сети рыбаков попадают русалки, женственные полурыбы-полулюди. Русалки представляют собой еще инстинктивную первую ступень этого колдовского женского существа, которое мы называем Анимой. Известны также сирены, мелюзины, феи, ундины, дочери лесного короля, ламии, суккубы, заманивающие юношей и высасывающие из них жизнь. Анима - это не душа догматов, не anima rationalis, т.е. философское понятие, но природный архетип. Только он способен удовлетворительным образом свести едино все проявления бессознательного, примитивных духов, историю языка и религии. Анима - это " фактор" в подлинном смысле этого слова. С нею ничего нельзя поделать; она всегда есть a priori настроений, реакций, импульсов, всего того, что психически спонтанно. Она живет из самой себя и делает нас живущими. Это жизнь под сознанием, которое не способно ее интегрировать - напротив, оно само всегда проистекает из жизни. Психическая жизнь по большей части бессознательна, охватывает сознание со всех сторон. То, что не принадлежит " Я" (а именно мужскому " Я"), является, по всей видимости, женским. Так как " не-Я" не принадлежит " Я" и преднаходится как нечто внешнее, то образ Анимы, как правило, проецируется на женщин. Каждому полу внутренне присущи и определенные черты противоположного пола. Из огромного числа генов мужчины лишь один имеет решающее значение для его мужественности. Небольшое количество женских генов, видимо, образует у него и женский характер, остающийся обычно бессознательным. И в случае Тени, и в случае Анимы недостаточно иметь о них понятийное знание или размышлять о них. Невозможно пережить их содержание через вчувствование или восприятие. Бесполезно заучивать наизусть список названий архетипов. Они являются комплексами переживаний, вступающих в нашу личностную жизнь и воздействующих на нее как судьба. Анима выступает теперь не как богиня, но проявляется то как недоразумение в личностной области, то как наше собственное рискованное предприятие. Когда рушатся все основания и подпоры, нет ни малейшего укрытия, страховки, только тогда возникает возможность переживания архетипа, ранее скрытого в недоступной истолкованию бессмысленности Анимы. Это архетип смысла, подобно тому как Анима представляет архетип жизни. Смысл кажется нам чем-то поздним, поскольку мы не без оснований считаем, что сами придаем смысл чему-нибудь, и с полным на то правом верим, что огромный мир может существовать и без нашего истолкования. Но каким образом мы придаем смысл? Откуда мы его берем? Формами придания смысла нам служат исторически возникшие категории, восходящие к туманной древности, в чем обычно не отдают себе отчета. Придавая смысл, мы пользуемся языковыми матрицами, происходящими, в свою очередь, от первоначальных образов. 2. " архетип старого мудреца" или " архетип смысла". Как и все архетипы, он имеет позитивный и негативный аспекты. Образ старого мудрого человека может появляться так органично не только в снах, но и в мысленных образах (то, что мы называем " активным воображением"), что он берет на себя роль гуру, как часто происходит в Индии. Старый мудрец появляется в снах в облике мага, доктора, священника, учителя, профессора, дедушки или любого авторитетного человека. Архетип Духа в образе человека, карлика или животного всегда возникает в ситуации, когда необходимы понимание, самоанализ, хороший совет, планирование и т.д., но человеку не хватает на это своих ресурсов. Архетип Мудреца компенсирует это состояние духовного дефицита неким содержанием, призванным заполнить пустоту. Хороший пример этого - сон о черном и белом магах, который скомпенсировал духовные проблемы студента теологического факультета. Я не знал сновидца лично, что исключает возможность моего влияния на него. Вот что ему приснилось: Он стоит перед тонкой высокой фигурой, называемой " белым магом", которая тем не менее одета в длинное черное одеяние. Маг только что закончил долгую дискуссию словами: " Поэтому нам требуется помощь черного мага". Тогда внезапно отворилась дверь и появился другой старей, " черный маг", который тем не менее был одет в белую одежду. Он также выглядел благородным и возвышенным. Черный маг, очевидно, хотел заговорить с белым, но его останавливало присутствие сновидца. На это белый маг сказал, указывая на сновидца: " Говори, он невинен". Тогда черный маг поведал странную историю о том, как он нашел потерянные ключи от рая и не знает, как их использовать. Он пришел к белому магу за объяснением тайны ключей. Он сказал ему, что король страны, в которой он живет, ищет для себя подходящую могилу. Его подданным удалось выкопать старый саркофаг, который содержал останки девушки. Король открыл саркофаг, выбросил кости и закопал пустой саркофаг, чтобы впоследствии его использовать. Но лишь только на кости упал дневной свет, существо, которому они принадлежали, - девушка - превратилась в черную лошадь, которая ускакала в пустыню. Черный маг преследовал ее до песков, и далее, после многих превратностей и трудностей, он нашел ключи от рая. Это был конец рассказа и, к несчастью, всего сна. Здесь идея компенсации оправдывает себя, так как сновидец желал бы, чтобы решение ему поднесли на блюдечке с голубой каемочкой; это решение касается проблемы, о которой я уже упоминал, а именно относительности любых моральных ценностей, удивительного взаимодействия добра и зла, причинной цепи вины, страдания и воздаяния и их оценки, не содержащей угрызений совести. Это прямой путь к изначальному религиозному опыту, но многие ли могут его распознать? Он подобен тихому голосу, звучащему издалека. Он двусмыслен, сомнителен, неясен, он предвещает опасности и неожиданные приключения; это путь по лезвию бритвы, по которому можно идти только во славу Бога, без уверенности и без подтверждения правильности пути.

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал