Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классифик-я ЭС






Признак клас-ии Виды ЭС
Назначение Общего назнач-я Специализир-е (проблемно-ориентир-е для задач диагностики, проектир-я, прогнозир-я и др)
Степень зав-ти от внешн. среды Статические (незав-е от внешн.среды) Динамич-е (учитыв-е динамику внешн. среды)
Тип использ-я Изолиров-е ЭС на входе/выходе др. систем Гибридные
Стадии созд-я Исследовательские образцы(разработ-е за 1-2 мес. С миним. БЗ) Демонстрацион-е (за 2-4 мес. На языке типа LISP, PROLOG и др) Промышленные (за 4-8 мес. На языке CLIPS с полной БЗ) Коммерч-е (за 1, 5-2 года на языке типа С++, Java с полной БЗ)

Назначение:

Экспертная система для оценки риска займа. В качестве примера разработки ЭС в области фин управления приведем пример ЭС " Советчик по одобрению займов", которая была разработана фирмой System Disiners для Бельгийского Кредитного Банка. Назначением ЭС была выдача более эффективных займов в отделениях банка в случаях, когда кредитная схема не дает конкретного ответа без обращения в штаб-квартиру банка.

 

35. Системы поддержки принятия решений (СППР): назначение и классификация. Основные компоненты СППР

СППР определяется как основанная на использовании моделей совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений. СППР определяется и как компьютерная информационная система, используемая для поддержки различных видов деятельности при принятии решений в ситуациях, где невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему, которая полностью выполняет весь процесс решения. В СППР объединяются подходы, характерные для следующих исследований: принятие решений, извлечения и представление знаний, построение человеко-машинных систем. Т.о., СППР – человеко-машинные системы, которые позволяют лицам, принимающим решения, использовать данные, знания, объективные и субъективные модели для анализа и решения слабоструктурированных проблем.

Исследователи по-разному определяют архитектуру СППР, чаще всего выделяются след.компоненты: система управления данными, система управления моделями, машина знаний, интерфейс пользователя и пользователи. Иногда архитектуру СППР представляют след.образом: 1)языковая система, 2)система знаний, 3)система обработки проблем.

СППР обладают след.характеристиками: 1)используют данные и модели; 2) помогают менеджерам при решении при решение слабоструктурированных и неструктурированных задач; 3) поддерживают, а не заменяют выработку решений менеджерам; 4) улучшают эффективность решений.

Классификация СППР по уровням

Уровень классификации Виды СППР Характеристика
Пользовательский Пассивные Помогают процессу принятия решения, не обеспечивают выбор окончательного решения
Активные Могут сделать выбор окончательного решения
Кооперативные Позволяют ЛПР(лицу, приним.реш.) изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой и посылать изменения в систему для проверки, которая вносит коррективы и посылает их ДПР, процесс продолжается до получения согласованного решения.
Концептуальный Управляемые: Сообщениями Поддерживают группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.
Данными Ориентированы на работу с данными, доступ и манипуляцию данными.
Документами Осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией в различных форматах.
Знаниями Обеспечивают решение задачи в виде фактов, правил, процедур.
Моделями Доступ и манипуляция моделями.
Технический СППР предприятия Обслуживают многих менеджеров предприятия, подключаются к большим хранилищам информации.
Настольные СППР Малая система, обслуживающая локального пользователя.

Процесс принятия решения включает: 1) Сбор данных; 2) Распознавание проблем; 3) Формулировка концептуальной модели; 4) Формулировка эмпирической модели; 5) Верификация; 6) Анализ; 7) Поиск допустимых решений; 8) Проверка правильности (обоснованности) решения; 9) Генерация решения; 10) Выполнение.

На рынке СППР предлагает след виды слуг: 1) создание хранилищ данных(ХД) и средства бизнес-аналитики; 2)прогнозирование архитектуры ХД; 3)создание для предметной области «витрин данных»; 4) интеграция систем СППР в корпоративные сети; 5)установка, настройка и адаптация OLAP и BI; 5)интеграция БД в единую сферу хранения информации; 6)обучение технологиям ХД аналитических систем.

 

36. Интеллектуальные агенты: назначение и классификация.

Агент - это аппаратная или программная сущность, способная действовать в интересах достижения целей, поставленных перед ними владельцем и/или пользователем. Выделяют: мобильные агенты, автономные агенты, персональные агенты, интеллектуальные агенты и др.

Интеллектуальный агент - это программная система, обладающая

·автономностью: агенты действуют без непосредственного участия человека и могут в некоторых пределах сами управлять своими действиями;

·социальными чертами: агенты взаимодействуют с другими агентами (и, возможно, человеком) посредством некоторого языка коммуникации;

·реактивностью: агенты воспринимают окружающую среду, которая может быть физическим миром, множеством других агентов, сетью Интернет или комбинацией всего этого, и реагируют на ее изменения;

·активностью: агенты могут демонстрировать целенаправл поведение, проявляя при этом инициативу.

Интеллектуальный агент — это программа, самостоятельно выполняющая задание, указанное пользователем компьютера, в течение длительных промежутков времени. Для выполнения некоторых задач агенты должны обладать след.свойствами:

1. способность к общению;

2. моделирование ситуации;

3. мобильность;

4. интеллектуальность;

5. привязка к среде.

По типу обработки воспринимаемой информации бываю: 1)агенты с простым поведением; 2)агенты с поведением, основанным на модели; 3)целенаправленные агенты; 4)практичные агенты; 5)обучающиеся агенты.

В задачи прогр.агента входит:

1. самостоятельная работа и контроль своих действий;

2. взаимодействие с другими агентами;

3. изменение поведения в зависимости от состояния внешней среды;

4. выдача достоверной информации о выполнении заданной функции и т.п.

Существует несколько типов субагентов:

· Временные агенты (для принятия оперативных решений)

· Пространственные клиенты (для взаимодействия с реальным миром)

· Сенсорные агенты (обрабатывают сенсорные сигналы — к примеру агенты, работающие на основе нейросети)

· Обрабатывающие агенты (решают проблемы типа распознавания речи)

· Принимающие решение агенты

· Обучающие агенты (для создания структур и баз данных для остальных интеллектуальных агентов)

· Мировые агенты (объединяют в себе ост классы агентов для автономн поведения)

Решаемые задачи:

Ø поиск в условно-бесконечных инф.гипертеч.сетевых массивах;

Ø проверка и сортировка почты по важности в соответствии с заданными критериями, оповещение пользователя;

Ø сбор новостей;

Ø закупка товаров и услуг;

Ø поиск информации в ХД; самостоятельное заполнение web-формы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал