Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Охрана труда и техника безопасности
5.1. Охрана труда
К управлению бульдозером допускаются рабочие, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право управления бульдозером, а также прошедшие: - вводный инструктаж по охране труда; - первичный инструктаж по технике безопасности непосредственно на рабочем месте. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми вновь принятыми в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками, а также при выполнении работ на территории действующего предприятия. После первичного инструктажа и проверки знаний в течение первых 2-14 смен работы выполняется допуск к самостоятельной работе. Повторный инструктаж проводится для всех рабочих не реже одного раза в три месяца. Внеплановый инструктаж проводится при: изменении правил по охране труда; изменении технологического процесса; замене или модернизации бульдозера, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; нарушении машинистом бульдозера требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару; по требованию органов надзора; при перерывах в работе более чем на календарных дней. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (уборка территории, разовые работы вне предприятия и т.п.; ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы). Знания, полученные при инструктаже, проверяет работник, проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются.
5.2 Техника безопасности машиниста бульдозера
В процессе работы человек-оператор взаимодействует с производственной обстановкой и окружающей средой, формирующими условия труда. Условия труда представляют собой совокупность факторов, существенно влияющих на состояние организма человека, его работоспособность и производительность системы человек-машина в целом. В общем случае на организм человека оператора неблагоприятно воздействует ряд факторов: 1) отклонение от норм метеорежима; 2) производственный шум; 3) систематическое воздействие вибрации; 4) производственная пыль; 5) постоянное напряжение зрения при недостаточном освещении; 6) ограниченный обзор. Рассмотрим систему человек – машина - окружающая среда.
Рисунок 5.1. Взаимосвязь факторов техники безопасности Оператору необходимы постоянные сведения о состоянии и изменении внешней среды, переработка этой информации и составление программ жизнеобеспечения. Возможность получать информацию об окружающей среде, способность ориентироваться в пространстве и оценивать свойства окружающей среды обеспечиваются анализаторами (сенсорными системами). Они представляют собой системы ввода информации в мозг для анализа этой информации. Для оператора бульдозера такими анализаторами являются различного рода приборы, датчики, устройства, которые анализируют и выдают данные о внешней среде, а также о самой машине. Применительно к дорожным машинам установлены требования, которым соответствуют все выпускаемые на территории нашей страны и ввозимые машины. Следовательно, для эксплуатирующих организаций основная цель – поддержание техники в исправном состоянии, при котором она будет удовлетворять требованиям всех природоохранных норм. Нарушение указанных требований влечёт за собой приостановление до устранения недостатков, либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию вредных объектов в соответствии с предписанием на то уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора. На оператора воздействие шума должно соответствовать ГОСТ 12.1.003-83 «Шум. Общие требования безопасности» устанавливает допустимые значения шумовых характеристик машины и оборудования. В результате работы двигателя и трансмиссии, а также внешнего воздействия (ветер и работающая рядом техника) возникает шум, который вызывает притупление слуха, отрицательно сказывается на нервной системе человека – оператора, повышает кровяное давление. Также приводит к ослаблению внимания и нарушению координации движения. Шум в кабине строительных и дорожных машин имеет ярко выраженный низкочастотный характер. По ГОСТу уровень шума не должен превышать 80 дБ. Для предотвращения и уменьшения уровня шума от двигателя, трансмиссии необходимо проводить своевременный ремонт и техническое обслуживание всех систем и механизмов двигателя и трансмиссии. Для защиты человека-оператора в бульдозере приняты следующие меры: 1) двигатель оборудован глушителем выхлопных газов; 2) капот, закрывающий двигатель; 3) кабина, которая позволяет снизить уровень шума на 20..30 дБ в среднем и высокочастотном диапазоне. На оператора воздействие вибрации изложены в ГОСТ 12.1.012-90 «Вибрационная болезнь». Методы и средства вибрационной защиты изложены в ГОСТ 25 980-83. Для борьбы с вибрацией машин и защиты операторов от вибрации используют различные методы. Борьба с вибрацией в источнике возникновения связана с установлением причин появления механических колебаний и их устранением, например, замена кривошипных механизмов равномерно вращающимися, тщательный подбор зубчатых передач, балансировка вращающихся масс и тому подобное. Для ослабления передачи вибрации от источников её возникновения полу, рабочему месту, сиденью, рукоятке широко применяют методы виброизоляции. Для этого на пути распространения вибрации вводят дополнительную упругую связь в виде виброизоляторов из резины, пробки, войлока, асбеста, стальных пружин. В качестве средств индивидуальной защиты операторов используют специальную обувь на массивной резиновой подошве. Для защиты рук служат рукавицы, перчатки, вкладыши и прокладки, которые изготавливают из упругодеформирующих материалов. ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. Для предотвращения попадания пыли и газов в кабину через неплотности пола в области рычагов управления, педалей предусмотрены специальные кожухи. ПДК веществ в кабине CO – углекислый газ 10 мг/ ; NO – окислы азота 5 мг/ ; – сера 6 мг/ ; сажа – промышленная с содержанием бензина не более 4 мг/ ; Оптимальные и допустимые температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне установлены в ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху и рабочей зоне». Оптимальные нормы: температура воздуха от плюс 16 до плюс 25 , относительная влажность воздуха от 40 до 60%, скорость движения воздуха от 0, 2 до 0, 5 м/с. Допустимые нормы: температура воздуха от плюс 13 до плюс 25 , относительная влажность воздуха 75%, скорость движения воздуха от 0, 2 до 0, 5 м/с, в зависимости от времени года. Оптимальные показатели распространяются на всю рабочую зону, а допустимые устанавливают раздельно для постоянных и непостоянных рабочих мест в тех случаях, когда по технологическим, техническим или экономическим причинам невозможно обеспечить оптимальные нормы. Для обеспечения естественной вентиляции кабина бульдозера ДЗ-240С оборудована вентилятором и открывающимися боковыми и задним окнами. Для поддержания оптимального температурного режима в холодное время года кабина оператора оборудована отопителем. Для очистки стёкол в дождливую погоду, кабина оборудована стеклоочистителями лобового и заднего стёкол. В связи с большой застекленностью кабины очень тяжело поддержевать нормальный микроклимат для решения этой проблемы рассчитаем возможность установки кондиционера. СП 52. 13330.2011 СНиП 23.05-95 «Естественное и искусственное освещение» предусматривает нормированные значения освещённости на рабочих местах при естественном и искусственном освещении Естественное освещение в кабине оператора реализуется через оконные проёмы, расположенные на боковых, передней и задней стенках кабины. Для обеспечения нормальных условий эксплуатации механизмов и приборов внутри кабины освещённость должна быть не менее 50 лк. Освещение приборов и указателей не должно давать бликов на стёклах, не действовать раздражающе на глаза машиниста и исключать необходимость менять позу при обзоре. Величина освещённости приборов и указателей должна быть в пределах 0, 3..1, 1 ЛК. Для обеспечения нормальных условий работы в тёмное время суток кабина ДЗ-240С оборудована плафоном освещения, также предусмотрены фонари, обеспечивающие освещение рабочих органов бульдозера и обрабатываемой поверхности. Для обеспечения хорошей обзорности по ГОСТ 12.1.023-86 «Кабина. Рабочее место водителя». Кабина бульдозера оборудована с четырёх сторон окнами, а также с боков кабины установлены зеркала заднего вида.
5.3. Экологическая безопасность
В последние годы роль и значение экологической безопасности Российской Федерации как одной из составляющих национальной безопасности существенно возросли. Обеспечение экологической безопасности определено одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности, что отражено в действующих правовых актах, в том числе в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Для снижения воздействия на поверхность земель в период строительства предусмотрены следующие мероприятия: - рекультивация нарушенных земель; - строительство вдоль трассового проезда; - проезд строительной техники только в пределах полосы отвода земель; - своевременная уборка мусора и отходов для исключения загрязнения территории отходами производства; - планировка полосы отвода после окончания работ для сохранения направления естественного поверхностного стока воды; - запрещение использования неисправных, пожароопасных транспортных и строительно-монтажных средств; - применение строительных материалов; имеющих сертификат качества; - для исключения разлива горюче-смазочных материалов заправка техники осуществляется на временной площадке с твёрдым покрытием и обваловкой, площадка после окончания работ демонтируется; - размещение отвалов грунта в пределах границ полосы отвода; - выполнение работ, связанных с повышенной пожароопасностью, специалистами соответствующей квалификации. Для снижения суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предусмотрено: - запрещение разведения костров и сжигания в них любых видов материалов и отходов; - постоянный контроль соблюдения технологических процессов с целью обеспечения минимальных выбросов загрязняющих веществ; - прекращение использования техники, выбросы которой значительно превышают нормативно – допустимые; - исключение использования при строительстве материалов и веществ, выделяющих в атмосферу токсичные и канцерогенные вещества, неприятные запахи и т.д.; - допускать к эксплуатации технику в исправном состоянии, особенно тщательно следить за состоянием технических средств, способных вызвать загорание естественной растительности. В целях защиты поверхностных и подземных вод от загрязнения на период проведения строительства рабочим проектом предусмотрены следующие мероприятия - соблюдение правил выполнения работ; - оборудовании рабочих мест и бытовых помещений контейнерами для бытовых и строительных отходов для предотвращения загрязнения поверхности земли; - запрещение мойки строительной техники на строительной площадке; - категорически запрещается сливать отработавшие нефтепродукты на землю, в водоёмы и канализационную сеть. Большое внимание должно быть уделено охране природы в процессе земляных работ (ГОСТ 17.2.203-87). При подготовке трассы сооружения необходимо очищать её от леса и кустарника с максимально возможным сохранением лесного массива. Деревья ценных пород должны быть пересажены. По возможности следует избегать использования грунта из боковых резервов. Строительные организации, работающие на сельскохозяйственных землях и лесных угодьях, должны за свой счёт приводить эти участки в состояние, пригодное для дальнейшего использования. Работы выполняются в ходе строительства или не позднее чем в течение года после их завершения.
5.4. Расчёт кондиционера
Расчёт кондиционера начинается с выбора вентилятора. Определить количество вентиляционного воздуха L, м3/ч.
L = Q / C (t к - t н), (65)
где Q – выделение явного тепла, Вт, для ДЗ–240С принимаем Q =2098; t н - температура наружного воздуха, °С; t к - температура в кабине оператора, °С; С – теплоёмкость воздуха в кабине, кДж. Учитывая то, что бульдозер эксплуатируется в летнее время, принимаем t н =26°С, t к =24 °С Теплоёмкость воздуха в кабине определить из формулы:
С = С уд· q · V, (66) где С уд – удельная теплоёмкость воздуха, кДж/кг·°С, С уд =1, 01; q – плотность воздуха, кг/м3, q =1, 24; V - свободный объём в кабине оператора, м3, V =2, 4. С =1, 01 1, 24 2, 4=3 кДж.
В соответствии с формулой 65 определить количество вентиляционного воздуха:
L =2098/3(24-26)=-349 м3/ч.
Определить мощность двигателя вентилятора по формуле:
, (67)
где Р – давление задаваемое вентилятором, кПа, Р=2; h – кратность обмена воздуха, h =2; η в - КПД вентилятора, η в =0, 55;
=719, 43 Вт.
Определить установленную мощность:
N уст= N · K з, (68)
где K з - коэффициент запаса, K з =1, 3.
N уст=719, 43·1, 3=935, 262 Вт.
Выбираем прямоточный, центробежный вентилятор серии АЦ – 4, УХ 112. Для очистки воздуха от пыли существуют различные типы фильтров. При установке кондиционера на крыше кабины фильтр должен обладать эффективностью очистки Е, %, которая рассчитывается по формуле: , (69)
где С 1 – концентрация пыли в неочищенном воздухе, мг/м3, С 1=50; С 2 - концентрация пыли в очищенном воздухе, мг/м3, С 2=6.
=88 %.
Габариты площади очищения фильтра определить по формуле:
F ф= L / Q ф, (70)
где Q ф - удельная нагрузка фильтрующей поверхности, м3/мг ч.
Нормальная удельная нагрузка для выбранного фильтра Q ф=4000 м3/мг ч, тогда в соответствии с формулой 70:
= 349/4000=0, 0872 м2. Габариты масляной ванны определить по формуле:
, (71)
=0, 3 м.
При условии наработки фильтром 240 ч, то есть с периодичностью ТО-1, количество масла определяется из условия пылеёмкости – 15% от массы масла в ванне. m н = L · T · C 1·0, 15, (72) где m н - количество масла в масляной ванне, г; Т – периодичность ТО-1, ч, Т =240.
m н =349·240·0, 05·0, 15=628, 19 г. На рисунке 5.2 приведена схема расположения кондиционера на крыше кабины бульдозера ДЗ – 240С.
В соответствии с рассчитанными параметрами выбираем кондиционер радиальный АК-150 УХЛ.25.01, со следующими характеристиками: - теплопроизводительность 0, 8 кВт; - теплоноситель-антифриз; - температура теплоносителя на входе 80 ; - производительность по объёму воздуха 150 /ч; - потребляемая мощность при номинальной производительности по объёму воздуха 120, 12 Вт; - габаритные размеры 420× 360× 240 мм.
|