Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные западные направлении в соц.психологии
Личность в группе Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро– и микроуровне. Под макроуровнем имеется в виду «широкая» социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но, конечно, в первую очередь следует отметить роль социальных влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Микроуровень – это ближайшее социальное окружение личности – его семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи, т. е. люди, с которыми непосредственно общается личность в тех или иных ситуациях повседневной жизни. Наблюдаемые эффекты различных воздействий макро– и микросреды на психику и поведение личности дают богатую пищу для социально-психологического анализа. Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности. Личность в группе вырабатывает в себе готовность определенным образом действовать в различных ситуациях, оказывая влияние на характер своего поведения, восприятия и общения. В конкретной групповой деятельности формируются особо значимые психологические свойства и качества личности. Полнота сформированности значимых личностных качеств в значительной степени зависит от меры включенности личности в группу, то есть меры принятия каждой личностью в отдельности цели совместной деятельности.
Основные западные направлении в соц.психологии Первый этап- это этап становления социально-психологического знания, совпадающий с опытом построения первых социально-психологических теорий, таких как “психология народов” М. Лацаруса и Г. Штейнталя, “психология масс” Г. Лебона и С. Сигеле, теория “инстинктов социального поведения” У. Мак-Дауголла. Программа превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину положила начало второму этапу развития этой науки Третий этап развития социальной психологии на Западе и в России совпадает с периодом, наступившим после Второй мировой войны и продолжается по настоящее время. В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания. Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами: агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления: 1. Психоаналитическое; 2. Необихевиористское; 3. Когнитивистское; 4. Интеракционистское.
2.Межличностные отношения: понятия, динамика, класиф. Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. делятся на следующие виды: 1) официальные и неофициальные; 2) деловые и личные; 3) рацио- нальные и эмоциональные; 4) субординационные и паритетные. Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками. Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу Дружеские отношения имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т. д.
|