![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мятежи русско-украинского крестьянства против советской власти на Севере Кыргызстана.
Часть 44. Боромбая Бекмурат уулу верховный манап племени Бугу. (год рождении неизвестен, умер в 1858) - один из видных манапов рода бугу. В 1843 г. он возвел крепость Кызыл-Ункур на берегу реки Жууку и сделал эту крепость своей ставкой. В 1844 г. от имени рода бугу Боромбай Бекмурат уулу направил посольство в Западно-Сибирское губернаторство с просьбой о вхождении в русское подданство. В 1848 г. он еще раз обратился к русским властям. В 1853 г. получил чин русского полковника. Послы Боромбая 17 января 1855 г. в Омске дали клятву о вхождении в российское подданство. В 1855 г. в столкновении сарыбагышей и бугинцев Боронбай овладел Текесом. Для спасения рода бугу просил помощи у Китая, но результатов не добился. После этого повторно обратился с просьбой к русским властям. В 1856 г. ставку Боромбая на джайлоо посетил Ч. Валиханов и нарисовал портрет манапа. 45. Байтик батыр-видный манап рода солто. Байтик-Канай уулу - видный манап рода солто, Чуйской дилины, один из руководителей борьбы против гнета кокандского ханства В начале 1860г перешел под покровительство русских. За активное содействие при разгроме крепостей Пишпек, Токмок, Мерке русскими экспедиционными силами получил чин капитана, орден Станислава третьей степени и получил медаль с Аннерской лентой. В 1867г. в числе 17 представителей Ц А был приглашен на церемонию коронования Александра второго, ездил в Москву и Питер. Следует отметить, что антикокандские тенденции не были всеобщим явлением среди рода солто. Поднятое Байтиком восстание отражало настроение лишь одного крыла этого рода. К примеру, часть солто, возглавляемая манапами Жангшарачем, Маймылом, и Тына-алы, не захотели подчиниться русским властям и перекочевали в верховья Таласа. Кроме того манапы создавали свои дружины и открыто сопротивлялись русским войскам. Только 1864.г после смерти манапа Жанагарача его сыновья и манап Кокум начали устанавливать отношения с русскими властями. 46. Народное восстание 1873-1876 гг. в Кокандском ханстве. Завоевание Россией Южного Кыргызстана. Народное восстание 1873-1876гг. в Юж. Кыргызстана. Это всенародное восстание жителей Ферган-го региона в 1873 -1876 гг. известно в истории под названиями " народное движение", " восстание Полот-хана", " Кокандское восстание". Возглавлял это восстание Исхак Асан уулу под именем Полот-хан. Народное восстание 1873-1876 гг. можно разделить на 2 временных этапа. 1этап, охватывающий 1873-1874 гг. имел прогрессивные цели. Это было антифеодальное движение против узурпаторской власти хана Кудаяра и шло снизу вверх. Ни один кыр-ий или кыпчакский род не остался в стороне от восстания 1873-1874 гг., продолжавшегося 1, 5 года. Несмотря на сословные различия, в восстании принимали участие все слои населения, в основном кочевых кыр-ов и кыпчаков. Оседлое население - сарты, узбеки, таджики — хотя и проявляло сочувствие, в массовом порядке на 1ых этапах к восстанию не примкнуло. Весной 1875 г. начался 2ой этап движения, охвативший 1875-1876 гг. Увеличение ханом Кудаяром размера податей в 3 раза послужило новым толчком к развитию этого народного движения. В 1875 г. Полот-хан перешел из Чаткала в Лейлек, где продолжал руководить восстанием, которое к июлю переросло в Узгене во всенародное движение. В этих условиях Абдырахман-аптабачи с целью утверждения своей власти в Кокан-ом ханстве принял сторону хана Полота и с его согласия начал подготовку к провозгл-ию ханом сына Кудаяра. С переходом Абдырахман-аптабачи с большой группой своих последователей на сторону восставших, Кудаяру ничего не оставалось, как окончательно бросить орду и 22 июля перейти на сторону рус-их властей в поисках убежища. 24 июля 1875 г. в кишлаке Сары-Талап близ Коканда Насирдин-бек был объявлен ханом. Хана Полота феодалы-заговорщики во главе с Абдырахман-аптабачи арестовали и бросили в темницу. Позже Полоту удалось бежать и уйти в Чаткал. 27 сентября 1875 г. Полот-хана 2ой раз был провозглашен ханом. Теперь восстание было направлено на борьбу против хана Насирдина и рус-их колонизаторов. 9.10 Полот-хан занял Коканд. Насирдин-хан бежал в Ход-жент. В октябре повстанцы перешли к активному противодействию войскам рус-их. Кровавые столкновения продолж-сь с 25.12 1875 г. по 5.01 1876 г. Российские войска 8-10.01 взяли Андижан. Силы восставших были подорваны. Видя невозможность дальнейшего сопротивления Полот-хан был вынужден бежать в Чон-Алай. В результате 8.02 1876 г. русские войска под его командованием окончательно завладели Кокандской ордой. 19 февраля царь Александр II подписал указ о ликвидации Кокандского ханства. В 1865 г. Вслед-ии действий круп. военных сил рус-их, власть Кокан-го хан-ва огранич-сь лишь Ферган-ой дол-ой и кырг-ми кочевьями Памиро-Алая. Ограничение терр-ии вызвало и сокр-ие дох-в в казну, что побуждало хана увел-ть размер налогов и податей с оставшегося населения. В этих условиях юж-е кыр-ы также стали подумывать о присоед-ии к Рос-и. Весной 1874 г. часть воста-их во главе с кыр-ом Мамыром обратились к генерал-губернатору Турк-на с просьбой принять их в рус-ое подданство. 18.02 1876 г. Терр-ия Кокан-го ханства (и юж-ые кыр-ы) царским манифестом объяв-ся присоединенной к России и преобраз-ся в Ферган-ую обл-ть в составе Турк-ого генерал-губернаторства. 1ым военным губернатором новой обл-и стал ее завоеватель М. Д. Скобелев. Однако горн районы Юж.Кырг-на, в частности Алай, еще остав-сь непокор-ми. При продвиж-ии отрядов Скобелева в кырг-кие кочевья им оказывалось вооруж-ое сопротив-е, сын-ья Алымбека-датхи и Курманджан-датхи — начали борьбу против вступивших в их пределы рус-их войск.25.04 1876 г алай-ие кыргызы оказали упорное сопротивление росс-им войскам. Отряду Скобелева удалось вытеснить кыр-ов с заним-ых позиций, они понесли больш потери. Рус-им оказал значительную помощь сарыбагыш-й манап Шабдан Джантаев. Его джигиты активно действовали против алайских повстанцев, оказавших сопрот-ие росс-им военным отрядам. Курман-н-датха, откочевала со своими аилами в пределы Кашгара. Однако здесь беззащитные аилы Курман-н были разгромлены. Джигиты Шабдана 29.07 вышли на Курман-н-датху, на границе и пленили ее. Роль личности Курманджан в ист-ии Кыр-на велика вместе с тем неоднозначна. Будучи круп. феодалом, она в то же время на определенном этапе была выразителем полит-их интересов масс. Вынужденная смириться с пораж-ем повс-цев, Курман-н перешла на службу к царю, призвала к этому своих сын-ей и все население Алая. К 1876 Алай был прис-нен к России. На этой терр-рии было образовано 5 волостей. Ими стали управлять сын-ья Курманджан-датхи.Полит-им завещ-ем звучит одно из ее писем ферган-му военному губернатору, суть кот-го в том, что ранее она воевала с Россией, но теперь весь ее народ, она и ее родные никогда не выступят против. 47. Исторический портрет Шабдан батыра. (1839-1912) - манап рода тынай - одного из ответвлений племени сарыбагыш, сын хана Жантая. С молодых лет активно участвовал в политической жизни. Примкнув к воеводе Кокандского ханства Канаат-Ша, в конце 1860 г. уехал в Ташкент, Участвовал в сражении против русских войск близ Узун-Агача. За проявленное геройство при защите Ташкента Кудаян-хан назначил его беком города Туркестан. Однако под влиянием отца Шабдан оставил эту должность, перешел к русским и до конца жизни состоял на царской службе. Шабдан поддерживал тесные отношения с уездным начальником Токмока и военным губернатором Жети-Суу. Участвовал в подавлении мятежа, который поднял манап рода саяков Осмон, выступивший в 1868 г. против вхождения в русское подданство. Активно содействовал акции присоединения алайских кыргызов к России во время похода генерала Скобелева в 1876-1877 гг. Во главе своих джигитов в 1878 г. сопровождал русский разведывательный отряд по югу Ат-Баши. За свою деятельность на царской службе Шабдан неоднократно поощрялся. Он участвовал в 1883 г. в торжествах по случаю воцарения Александра III, получил чин войскового старшины (подполковник), награжден золотыми часами. В 1884 г. ему была пожалована ежегодная пенсия в 300 рублей (лошадь стоила тогда 10 рублей). В 1909 г. был инициатором строительства в Чон-Кеми-не новометодного медресе. 48.Курамнджан-датка – правительница кыргызского народа. (1811-1907) -правительница алайских кыргызов, известная под именем " Алайская царица". Происходила из рода барга родового объединения мунгуш, населявшего окрестности Оша. Убежала от первого мужа, навязанного сватами, и 3 года проживала у родителей. В 1832 г. вышла по своей воле замуж за Алымбек-датка. правителя Алая. Прожила с ним 29 лет, родила 5 детей, была неизменной помощницей и советчицей мужа. В 1862г., после смерти мужа, павшего от рук дворцовых заговорщиков Кокандского ханства, взяла в свои руки бразды правления Алаем. Бухарский эмир Myзафар пожаловал ей титул датка. Прозорливая правительница, Курманжан-датка внесла значительный вклад в урегулирование внутриродовых споров и неурядиц горных кыргызов. Осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Эта же линии проводилась и в период интервенции русских войск в Ферганскую долину. Однако, учитывая сложившиеся обстоятельства, Курманжан-датка в 1876 г. объявила о присоединении алайских кыргызов к России. Царское правительство присвоило Курманжан чин полковника. Умерла она в 1907г в возрасте 96г. 49.Колониальная политика царской России: система управления, налоги, аграрная политика. Колонизаторская политика царского правительства в Кырг-не особенно ярко проявилась при решении земельного вопроса. Едва Кырг-тан был присоединен к России, как началось непрерывное переселение русских крестьян на его территорию. Для землеустройства переселенцев создавались специальные управления, проводились исследовательские работы. Царские власти определяли переселившихся русских и украинцев на самые удобные для земледелия угодья, низины и лощины, близ водяных источников и проездных путей, отнимая их у местного населения, в основном вдоль Сары-Узен-Чуя и вокруг озера Иссык-Куль. Особый размах крестьянское переселение приобрело в 90-е гг. Толчком к этому послужил и разразившийся в 1892 г. и 1898 г. голод в центральных областях России. Первые русские поселения были основаны в 1893 г. в Ошском и Покровском уездах. Отторжение земли у кыргызов получило особенный размах после Столыпинской аграрной реформы. Таким образом, 83 процента переселенцев укоренилось на землях казахов и кыргызов. Например, только в 1907 г. в Семиреченской области 289 тыс. десятин плодородной земли было выделено для крестьян-переселенцев. Уже к 1914 г. в этой области местное население лишилось более 4 млн. десятин земли. Кроме того, в Ферганской области было намечено отобрать у кыргызов еще пригодные для земледелия территории. Чтобы узаконить аннексию земель у местного населения, царское правительство в 1891 г. утвердило специальное, так называемое " Степное уложение", согласно которому все земли, на которых жили и кочевали кыргызы, надлежало считать госуд-ми. Более того, этот " документ" предусматривал право изъятия не только пахотных земель, но и пастбищ в любое нужное время. В результате всего этого страдало местное население, особенно бедняки, живущие за счет земледелия. С присоединением Кырг-на к России намечается стойкая тенденция к увеличению числа его жителей. По Всероссийской переписи населения 1897 г. по сравнению с 1865 г. прирост составил 21, 2%. Население Кырг-на увеличивалось, в первую очередь, за счет естественного прироста и, конечно, из-за наплыва переселенцев из губерний европейской части России и Западной Сибири. Кроме того, в Кырг-н, спасаясь от преследования, перешла часть уйгурских и дунганских повстанцев из подвластного Китаю Восточ.Турк-на. Количество перекочевавших дунган приближалось к 8 тыс. человек. В 1913 г.. по сравнению с 1897 г. число жителей Кырг-на увеличилось на 30%. 50.Андижанские восстание 1898 г. В восстании участвовали представители кыр-ой, узб-ой, тадж-ой национ-ей, различные соц-ые слои населения. Все участники восстания причисляли себя к мусульманам. Восстание было направлено на защиту интересов основ. массы населения. Оно носило нац-но-освобод-ый характер Андижанское восстание вспыхнуло в мае 1898 года. 17.05 под вечер в кишлаке Таджик (Мин-Дюбе) собралось около 200 узб-ов и кыр-ов. Возглавил их ишан этого селения Мадали Дукчи. Идейным руководителем этого восстания был Зиядин Максым уулу. Восставшие двинулись к Андижану, перерезая на пути телеграфные провода, соединявшие город с округами. К ним присоединились жители и др кишлаков. Вскоре число восставших достигло 2000 чел-к. Около 3х часов ночи повстанцы вошли в Андижан и напали на лагерь 20-го Туркестанского линейного батальона, где располагалось 2 роты. Но силы были неравны. Вооруженная палками и серпами толпа была рассеяна хорошо подготовленными и вооруженными рус-ми войсками. В ожесточенном сражении было убито свыше 20 царских солдат и офицеров. Но и повстанцы понесли большие потери. Перейдя Кара-Дарью, они отошли к Хаким-Абаду. В селе Чарбак, предводитель повстанцев Мадали был взят в плен и 12.06 1898 г. повешен.Однако восстание не утихло и распространилось в Ферган-ю долину. Активное участие в нем приняло население Андиж-го, Маргаланского, Ошского и Наманганского уездов. Для подавления восстания использовались многочисленные спец-ые отряды всего Турк-го военного округа. Было арестовано 777 ч-к, 415 привлечены к судебной ответственности. Повешено 18 ч-к, 362 приговоренным смертную казнь заменили длительными сроками каторги. Несмотря на поражение, это восстание было 1ым прояв-ем нар-ой борьбы против колон-ой националист-ой политики, насажда-ой царизмом в Турк-не. Это была борьба народа за незав-ть. 51. Общее народное восстание 1916 года. Глав-й причиной восстания была все расширяющаяся колонизация, безудержная и жестокая эксплуатация местного населения, изъятие лучших земель у кыр-ов в пользу переселенцев. В 1916г. рус-ие и укр-цы, составлявшие в Пржевальском уезде немногим более 24 %, имели свыше 67 % всей пахотной земли. Примерно такое же положение было и в Пишпекском уезде. Среди других народностей Турк-го края, как признавался турк-ий генерал-губернатор Куропаткин, кыр-ы были наиболее бесправными в пользовании землей. Столь же остро стоял земельный вопрос и в среде труд-го коренного оседлого насел-я в рай-х на юге Кырг-на. Началом восстания на всей терр-ии Ср. Азии и Казах-на послужили волнения жителей в Самарк-ой обл-и 4.07 1916 г., решительно отказавшихся выполнять царский указ о мобилизации. Глухое недовольство, зревшее в народ-х массах в соседних районах, прорвалось открытыми выступлениями горожан — коренных жителей края в уездных и областных городах Ферган-ой обл.. Восстание 1916 г., охватившее весь Турк-н, не имело единого центра и общего руководства, но в ходе его из народных масс выдвинулся целый ряд способных организаторов. Восстание 1916г. сопровождалось, рядом кровавых межнацион-ых столкновений, от кот-х пострадала часть переселен-го и коренного населения края. Нападения сопровождались убийствами и избиениями без различия возраста, пола и занятия, насилиями и надругательствами над женщинами. В ходе подавления и после разгрома восстания роли поменялись. Теперь страдающей стороной стало кыр-ое и др мусул-ое население. Переселенцы, провоцируемые царскими властями, жестоко расправлялись с коренными жителями, не разбираясь особо: участвовали они в восстании или нет. Расправы над повстанцами выдавались за акты справедливого возмездия. По подсчетам турк-их чиновников, корен-е население Сев.Кырг-на после восстания 1916 г. уменьшилось на 42 %. Тысячи чел-к бежало в Китай, было убито или пропало без вести. Наряду с тяжелейшими последствиями кровавых событий 1916 г. во многих рай-х Турк-на в док-тах и памяти свидетелей восстания 1916 г. зафиксированы факты сочувствия и проявления добрососедства труд-го люда. Так, отдельные рядовые общинники-кыр-ы нередко тайно предупреждали своих соседей, знакомых и друзей из переселенцев о грозивших бедах, укрывали рус-их женщин и детей от расправы. А русские крестьяне, рискуя головой, спасали жизнь кыр-им семьям. 52. Твор-во акынов-письменников XIXв. Молдо Кылыч Шамыркан уулу, Молдо Нияз. Известно, что в XVIII в. кыргызы, хотя и изредка, но пользовались новой письменностью, о чем свидетельствуют послания глав родов Атаке-бия, Бооромбая-баатыра российским властям. В то время кыргызы использовали чагатайское письмо на арабской графике. Из акынов, впервые начавших писать свои произведения на исконно кыргызском языке, самым видным был Молдо Нияз (1823 - 1896). Родился акын в айыле Кызыл-Булак в окрестностях Оша. Образование получил в местном медресе, а затем в учебном заведении такого же типа в г. Кашгаре. Его произведения знали не только южные, но и северные кыргызы; высоко ценилось собственное исполнение автора. Молдо Нияз с философских позиций суфизма писал в своих изящных произведениях о близких людям понятиях - добре и зле, жизни и смерти, сущности бытия. Содержание его творчества объяснялось хорошим знакомством с восточной поэзией. В творчестве Молдо Нияза отражались мировоззренческие представления различных социальных слоев о морально-этических нормах. До нас дошли только три из семи его рукописей " Санат ырлары" (" Поэтические наставления"). Они представляют для нас интерес и ценность как по своей художественной ценности, а так же и как одно из первых письменных наследий кыргызской поэзии. Молдо Кылыч Шамыркан уулу (1868-1917). Получив начала образованности у муллы, далее он учился самостоятельно. Интересовался восточной поэзией, историей литературы, философией. В 1911 г. издал в г. Казани сборник газелей " Зилзала" (" Стихия", дословно -" Землетрясение"). Это было первое печатное произведение кыргызской поэзии. В своем творчестве Молдо Кылыч, как и другие мыслители нашего народа, стремился отразить наиболее злободневные вопросы общественной жизни. Понятно, что его философские и мировоззренческие позиции во многом определялись условиями феодально-патриархальных устоев, социального неравенства, существующими в обществе. С присоединением Кыргызстана к Кокандскому ханству на местное население усилилось влияние исламской религии. В связи с этим в творчестве Молдо Кылыча довольно явственно проявлялись и религиозные мотивы. В эпоху главенствования религиозной идеологии развитие духовной культуры в русле религии — закономерное явление. С этой точки зрения можно понять установления Молдо Кылыча о соблюдении всех без исключения правил ислама. Даже такие философские понятия, как " добро" и " зло", он пытался объяснить, исходя из религиозных канонов. Однако это не дает никакого основания считать его произведения реакционными. Молдо Кылыч проповедовал, что счастье человека не в материальном богатстве, что истинное счастье зависит от духовного мира и широты его сердца, и особо подчеркивал, что злой, ленивый, скупой, мстительный человек никогда не сможет быть счастлив. Молдо Кылыч призывал к добру, воздержанности, скромности, здравомыслию и, наоборот, — избегать честолюбия, зазнайства, аморальных намерений. Говоря о добре и счастье, их основой он считал семейное благополучие. Он говорил, что хорошая жена - свет в доме, опора в жизни, а плохая — предвестница несчастья, печаль в семье. Основу творчества Молдо Кылыча составляло стремление, в первую очередь, воспитать его духовные и моральные качества, раздвинуть границы мировоззрения человека, его отношение к обществу. 53. Акыны-заманисты Кулыгула Бай уулу, Арстанбек Байлаш уулу. Калыгул Бай уулу (1785-1855 ) талантливый акын представитель течения так называемого заманизма – историко-философского учения о бренности мира и его неизбежном трагическом конце. Родился в местности Караой Иссык. Обл. в зажиточной семье являлся близким родст-ом и другом манапа Ормон-хана. Его считают видным представителем феодально-байской идеологии. Основное произведение «Акыр заман» (конец света). Калыгул воспевал ушедшие времена, прославлял хороших и добрых родоправителей, якобы заботящихся о благе бедных сородичей. В тоже время он осуждал феодальные междоусобицы, призывал манапов к мирной жизни. Поэзию пронизывают гражданственность, патриотизм. Некоторые его стихи глубоко лиричны. Все они пользовались большой любовью среди самых различных слоев населения. С таких же позиций выступал младший современник Калыгула акын Арстанбек Буйлаш (Бойлош) уулу (1824-1878) В сочинении " Тар заман" (" Эпоха безысходности") он тосковал о безвозвратно ушедшей «эпохе дедов», характеризующейся якобы социальной справедливостью, и призывал сохранять лучшие проявления духа предков. Родился в семье бедняка. Со временем разбогател и стал воспевать патриархальный уклад жизни предков, когда, на его взгляд не было различий м/д бедняками и богатыми. В " Тар заман" основным мотивом является идеи обреченности, угнетенные массы смиренно и терпеливо должны нести свое рабство, ибо таково незыблемое божественное установление. Его произведения имеют познавательную ценность, они отражают исторические события и перемены в кырг. Обществе. 54. Первые кыргызские историки Осмоналы Сыдык уулу, Белек Солтоноев. Осмонаапы_Сыдык уулу (1875-1940) -ученый-генеалог, историк, просветитель начала ХХв. Родился в Кочкорской долине в семье крупного сарбагышского манапа Абайылда. Первоначальное образование получил у себя на родине. В 1899 г. приступил к учебе в высшем мусульманском учебном заведении - медресе в Уч-Турфане (Синьцзян), тогда же приступил к сбору исторических генеалогических сведений о кыргызах. Свое обучение продолжил в мусульманских центрах учености начала XX в. г.г.Бухара и Уфа, жил среди уйгурских, узбекских, татарских, казахских просветителей, изучил русский язык, был знаком с европейскими научными достижениями (знал об открытиях Эдисона). В своих трудах призывал к ликвидации безграмотности, к просвещенному обществу. И после установления большевистской Советской власти он продолжил просвещать население, учительствовал в Бишкеке. В конце 20-х годов, в разгар кампании против потомков бай-манапов и раскулачивания, он вынужден был спастись бегством в Восточный Туркестан, где и умер вдали от семьи в 1940 году. При его жизни и благодаря его собственным усилиям были опубликованы два его исторических сочинения - «Мухтасар тарых-и кыргызийа» - «Краткий свод кыргызской истории» (Уфа, 1913) и «Тарых-и кыргыз шадманийа» -«История кыргызов (в честь Шабдана)» (Уфа, 1915) на кыргызском языке в арабской графике. В 1986 году «Синьцзяцское юношеское издательство» опубликовало эти труды воедино под редакцией Анвара Байтура. Солтоноев Белек Солтонкелди уулу (1878—1938) — историк, просветитель, литератор, по праву признанный как ученый-самоучка, попытавшийся написать книгу по истории кыргызского народа на основе синтеза местных этнографических, генеалогических сведений и материалов европейской кыргызовед-ческой литературы. Родился в Чон-Кеминской долине. Стал грамотным в 7-8 лет. Учился в русско-туземной школе Каракола, в Пишпеке (Бишкеке) в Садоводческой школе для кыргызов. В 1916 г. был избран волостным управителем Атакинской волости. Принял участие в национально-освободительном восстании 1916 года и вместе с другими повстанцами бежал в Китай, откуда вернулся в 1917 г. Принял участие в укреплении Советской власти в Семиречье. В 1920-1924 гг. занимался просветительской деятельностью в Северном Кыргызстане. В 1924 году был в Восточном Туркестане по делам кыргызских беженцев (г.Кульджа). В 1927-1937 гг. работал научным сотрудником в различных должностях в Совнаркоме Кыргызской АССР. В 1937 г. безвинно арестован и в 1938 г. расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1955 г. Его уникальный труд «Кызыл кыргыз тары-хы» (другое название — «Кыргыз-казак тары-хы»), написанное между 1895 и 1934 гг. на кыргызском языке в арабской графике, был введен в научный оборот благодаря Кенешу Жусупову, затем издан в двух томах (Бишкек, «Учкун», 1993). 55. Великие манасчи Сагынбай Орозбек уулу. (1867-1930). Великие сказители при исполнении " Манаса" до того входили в образы героев и эпическую ситуацию, что сами становились как бы соучастниками событий. Одним из таких манасчи был Сагымбай Орозбак уулу. Сагымбай-манасчи был родом из айыла Кабырга, что на Иссык-Куле. Познал эпос от современных ему сказителей-мастеров. Записанный в его исполнении вариант эпоса " Манас" характеризуется высокохудожественным содержанием, законченной композицией и патриотической направленностью и вошел в духовную сокровищницу кыргызского народа как высокий образец монументального художественного творчества. Вариант Орозбакова отличали богатая фактографическая насыщенность, красочное фольклорное обрамление. Все это свидетельствовало о его большой творческой индивидуальности и высоком мастерстве. Саякбай Каралаев (1894-1971). (1894, местность Уч-Кой-Су, ныне Иссык-Кульской области, - 7.05.1971, г. Фрунзе), киргизский советский сказитель, народный артист Киргизской ССР. Хранил в памяти более полумиллиона строк эпоса " Манас" и др. народных преданий и легенд. От него был записан полный вариант " Манаса". Этот великий творец, когда рассказывал о Манасе, то настолько увлекался, что ничего вокруг не замечал. Он мог не видеть слушают его или нет, потому что переносился воображением в те далекие времена, которые становились его временем жизни. О его магическом воздействии на слушателей и говорить не приходится. Порой казалось, что он сам участник воспеваемых им событий. Саякбай прожил 77 лет, а 60 из них он рассказывал о Манасе. Он мог беспрерывно в течении 2-х месяцев по памяти рассказывать полмиллиона, а если точнее 700 тыс строф. Он очень обижался на тех людей, кто относился к эпосу как к сказке. Для него эпос был религией. 56. Акыны-демократы Т.Сатылганов, Б.Абдрахманов. Традиции письменной кыргызской поэзии, заложенные Молдо Ниязом, уже после присоединения к России продолжили другие приобщенные к грамоте мастера слова. Один из них - Байымбет Абдыракманов (Тоголок Молдо, 1860-1942). Родился в местности Куртка в Нарыне, к поэзии приобщился через своего дядю по отцовской линии - песенника Музо-оке, грамоте обучился у муллы. Творчество Байымбета Аб-дыракманова было неразрывно связано с устным народным творчеством, переживавшим в ту пору небывалый расцвет. Сопровождая знаменитого манасчи Тыныбека, молодой поэт заучивал целые фрагменты эпоса " Манас". Манасчи Тыны-бек высоко оценил его грамотность и дал ему творческое имя Тоголок Молдо. Как наставник, он всячески способствовал развитию таланта ученика. Тоголок Молдо сочинял разножанровые мелодичные песни, творчески перерабатывал народные обрядовые песни, предания и сказы. Кроме того, он оставил нам целый ряд собственноручно записанных эпизодов из эпоса " Манас". Т.Сатылганов (1864-1933гг) заслужил широкое признание за то, что пел о тяжелой судьбе своего народа. Он был виртуозом-импровизатором, сказителем дастанов и народным мыслителем. 57. Начало распр-ния демокр. и револ.-х идей в К.Табалды Жукеев. Жукеев Таабалды (псевдоним — Пудовкин Александр Александрович; 1882, Караколский уезд, Жети-Огузская волость — 1930, г. На-рын) — первый кыргызский профессионал революционер. Член РСДРП(б) с 1905 г. С детских лет батрачил у местных баев и русских купцов. В 1899 г. Таабалды перегонял скот русского купца в г. Андижан, после этого его хозяин оставил его там без средств к существованию. После чего Жукеев перебрался в г. Ташкент, где устроился рабочим в железнодорожное депо, с этого времени и началась его революционная деятельность. За активную ревоюл-ционную деятельность с 1906 г. по 1917 г. он несколько раз был осужден и находился в тюремном заключении. Был освобожден после Февральской революции 1917 г. В 1918 г. он добровольно вступил в ряды Красной Армии. На Южном фронте был комиссаром мусульманского полка. Участвовал в боевых действиях по освобождению Крыма и Кавказа. В 1924—1926 гг. в Пишпеке, а в 1926—1930 гг. в Нарыне работал на различных должностях Советской власти. Жизнь и деятельность Жукеева отражена в повести писателя К. Бектенова " Таабалды Пудовкин". 334 58. Февр.революция в К. Образ-е полит.партий и общ-х орг-ций. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. стала важнейшим событием в истории населявших Россию народов. Революция, свергнув царскую власть, дала народам политические свободы. Вышли из подполья политические партии, получило свободу печатное слово. Весть о победе Февральской революции достигла К-на только в начале марта. В Пишпеке, Оше и других уездных центрах, на угледобывающих, ирригационных и т.п. предприятиях с большой концентрацией рабочего пролетариата проходили массовые митинги и демонстрации, на к-ых выдвигались требования о ликвидации царской власти, введении 8 часового рабочего дня, прекращении войны, освобождении политических заключенных. 11.03. в Пишпеке после проведенного у здания тюрьмы митинга получили свободу 130 полит-ких узников. В Оше после митинга, прошедшего 10 марта, было освобождено 300 человек, в Караколе - 34. 6.03.1917 г. в Кызыл-Кие шахтеры образовали Совет рабочих депутатов. Свой Совет 16 марта выбрали шахтеры Сулюкты. Наряду с рабочими Советами в городах К-на и в воинских частях создавались Советы солдатских депутатов, к-ые начали объединяться с Советами рабочих депутатов. Буржуазия и феодалы-манапы, поддерживающие Временное правительство, параллельно Советам начали создавать свои органы власти, так называемые исполнительные комитеты, общественные комитеты безопасности. 7.03. в Пишпеке был образован Исполнительный комитет, большинство мест в к-ом заняли представители буржуазии и царские чиновники. В его состав вошли также меньшевики и эсеры. Подобные комитеты создавались в Ферганской области, Оше, а позже и при волостных и сельских управах, их членами становились бывшие царские чиновники, баи и манапы, кулаки. Февральская революция, хотя и сыграла важную роль в истории России, предоставив политические свободы, вместе с тем не решила основных вопросов - о земле и мире, 8часовом рабочем дне и народной власти, к-ые требовали решить рабочие и крестьяне. Система царского национально-колониального угнетения в Ср-ей Азии, как и в др-их национальных регионах, в том числе и в К-не, не была ликвидирована. Более того, глава Временного правительства Керенский особо распорядился относиться к Тур-ну только как к колонии. Представители местного населения создавали свои орг-ции, объединяли силы, к-ые выступали за ликвидацию колониального гнета, нац-ное освобождение и равноправие. Н-р, в апреле 1917 г. в Пишпеке был создан Кыргызский общественный комитет. Такие комитеты образовывались и в др-их городах Сев-го Кыр-на. Как правило, возглавляли их ранее служившие царизму баи и манапы. В августе в Оше образовался Совет депутатов мусульманских рабочих и батраков, поэтому кардинальных мер с их стороны не принималось. Т.о., в К-не, в отличие от Центральной России, образовалось 3 власти, состоявшие из Советов рабочих и солдатских депутатов, комитетов Временного правительства и националистических по характеру кыргызских общественных комитетов. Вместе с тем, предпринимаемые той или иной стороной попытки наладить и закрепить конструктивные взаимоотношения для осущ-ния совместного руководства действенных результатов не достигли. Реальная власть оставалась в руках Временного правительства. В России, несмотря на победоносное свершение буржуазно-демократической революции, соц-но-эк-кие проблемы страны остались нерешенными. Трудящиеся не получили подлинной свободы. Продолжающаяся I мировая война, антинародная политика Временного правительства ухудшали бедственное положение населения. Февральская революция не решила важные и для К-на национальные и аграрные вопросы. Последовавшие в результате восстания 1916 г. хозяйственная разруха К-на и обнищание народа обострили продовольственный кризис. Все возрастающее недовольство проводимой Временным правительством политикой усилило призывы к саботажу продолжавшейся мобилизации населения на тыловые работы. В результате этих волнений 490 ошских кыргызов, работавших на московских фабриках " Проводник" и " Тушино", большая группа рабочих с лесоповалов Минской губернии, множество мобилизованных на предприятия Турк-на и Сибири трудоармейцев стали самовольно возвращаться на родину, игнорируя запреты Временного правительства. К осени 1917 г. вернулось около 30 тыс. человек. Привлеченное к работам на Чуйской оросительной системе население разошлось по домам. Приказ заново направить 1000 рабочих не был выполнен, из собранных 300 человек только 120 были отправлены на строительство. Для организованного саботажа политики Временного правительства тыловые рабочие Ташкента 2.06.1917 г. провели с участием 800 человек большое собрание, на к-ом создали организационное бюро. Военный губернатор Жети-Сууйской области в своем докладе за июнь 1917 г. был вынужден признать, что приближается новая волна противоборства. Прослышавшие о падении царизма в России беженцы-кыргызы начали возвращаться из Китая в родные места. Испытавшие нечеловеческие страдания на чужбине, они на обратном пути подверглись новым испытаниям, многие из них погибли. К маю 1917 г. на родину вернулось около 64 тыс. человек. Они надеялись, что новое правительство вернет их земли, защитит права. Но только Советы, рабочих и солдатских депутатов выступили в поддержку вернувшихся беженцев. Что касается Туркестанского комитета Временного правительства, то он принял специальное постановление, запрещающее возвращение беженцев на свои земли. Весной и летом 1917 г. все слои населения К-на стали активно включаться в политическую жизнь. В марте в Сулюкте, в апреле-июне в Пишпеке, Оше и Кызыл-Кие образовались различные группы социал-демократического толка. Члены этих групп не совсем ясно осознавали политические взгляды своих лидеров, к-ми, как правило, были меньшевики и эсеры. Такое положение объясняется низким уровнем социально-эк-кого развития региона, несформированностью политических взглядов населения, малочисленностью большевистских организаций и их слабым влиянием на массы. Летом 1917 г. в Пишпеке под руководством Абдыкерима Сыдыкова было организовано местное отделение нац-ной партии " Алаш". В партию входили представители казахской и кыргызской интеллигенции, демократически настроенные мелкая буржуазия и баи, нек-ая часть рабочих и дехкан, служители религии. Основной целью нац-ной партии " Алаш" было создание независимого гос-ва казахского и кыргызского народов. В 1918 г. " Алаш" была ликвидирована. В Южном К-не был создан местный филиал партии " Шуро-и-ислам" (Исламский кенеш), объединившей узбекских и кыргызских баев, служителей мусульманской религии и представителей интеллигенции. Партия была создана в марте 1917 г. в Ташкенте, преследовала цель создания в составе буржуазной России Туркестанской национально-мусульманской автономии и имела нек-ое время определенное влияние среди населения. После разгрома " Кокандской автономии" (1918 г.) филиал был ликвидирован. Существенным влиянием на русских сельских переселенцев и некоторую часть кыргызских земледельцев обладала партия левых эсеров. Она выступала с идеей равного разделения земли и в случае прихода к власти обещала каждому крестьянину выделить по 30 гектаров земли. Под этим лозунгом местные ячейки партии осущ-ли свою деят-ть на местах. Начинали создаваться и такие союзы, целью к-ых была защита коренных интересов трудящихся и простого народа. Н-р, в мае 1917 г. была основана демократическая организация — союз " Букара", объединивший бедняков и крестьян-середняков Пишпекского уезда. Союз " Букара" был создан на интернациональной основе в мае 1917 г. по инициативе Имаша Кобекова и Бакретдина Саипбаева. Членами его, помимо кыргызов, стали и бедняки др-их национальностей — казахи, татары и др. Программа союза предусматривала защиту интересов трудового народа, повышение политического сознания кыр-го народа, установление демократических принципов во всех сферах жизни кыргызского общества. В мае 1918 г. союз " Букара" был преобразован в " Совет кыргызских пролетариев". Весной 1917 г. в Пишпеке был создан " Союз рабочих и кустарей", объединивший рабочих и строителей Чуйской ирригационной системы. Соответственно, в Кызыл-Кие и Сулюкте — " Союз рабочих горняков", крупное объединение бедняков " Союз рабочих и батраков". Под руководством этих политических орг-ций народные массы на митингах и демонстрациях выдвигали требования дать свободу порабощенным народам, прекратить империалистическую войну, вернуть землю крестьянам, принять меры против разрухи и голода, установить 8часовой рабочий день и др. Временное правительство не решило ни один из этих вопросов. В результате — недовольство и городского, и сельского населения неуклонно возрастало. В революционные волнения активно вовлекалась кыргызская беднота и батраки-переселенцы. В условиях образовавшейся в К-не сложной политической обстановки инициативу в руководстве массами сумели взять большевики. Ближе к осени все Советы вели активную подготовку ко II-му Всероссийскому съезду Советов. Из Сулюктинского совета на Самаркандской областной конференции делегатами на съезд были избраны Д. Деканов - от рабочих, А. Фролов — от солдат. Избиратели поручили им передать съезду свои наказы - всю власть отдать в руки пролетариата, конфисковать помещичьи и частные земли, установить рабочий контроль над производством, демократизировать общественно-политическую жизнь. Т.о., буржуазно-демократическая революция в России стала важным событием в истории всех населяющих ее народов. Свергнув единоличную царскую власть, революция открыла путь к республиканскому устройству. 59. Установление советской власти в Кыргызстане. К осени 1917 г. в России существенно возросла роль партии большевиков. Рост ее влияния особенно отразился в деятельности Советов. Разгром корниловщины, пытавшейся установить военную диктатуру, поднял авторитет большевиков, ослабил контрреволюционные силы. 24 октября (6 ноября) 1917 г. в Петрограде началось вооруженное восстание. На другой день 25 октября (7 ноября) восставшие рабочие, солдаты и матросы заняли все важные объекты столицы, и Военно-революционный комитет объявил о падении Временного правительства. Становление Советсвкой власти в К. проходило с большими трудностями и в специфических условиях. Слабое развитие производственных сил, малочисленность промышленного пролетариата, недостаточное влияние партии большевиков, враждебными отношения между кыргызами и русскими, возникшие как следствие колониальной политики царизма - все это оказало негативное воздействие на процесс становления новой власти. На территории Кыргызстана первыми советскую власть объявили Сулюкта и Кызыл-Кия. На процесс ускорения становления Советской власти на юге Кыргызстана большое влияние оказал Ферганский областной 6-й съезд Советов. На съезде, проходившем 6-7 декабря 1917г, большевики имели численное преимущество. В северном К. советская власть впервые была установлена в Таласе в начале декабря 1917г при активном содействии рабочих-железнодорожников линии Ташкент - Алма-Ата, и солдат гарнизона Аулие-Ата. В установлении сов. Власти на территории северного К-на большую роль играл Пишпек. Однако в октябре 1917 года большевики Пишпека еще не представляли собой единую власть и продолжали сотрудничать с левыми эсерами. Установление сов. Власти в Пишпекском уезде встретило ожесточенное сопротивление контрреволюционных сил. Поворотным этапом в ходе революционных событий стал митинг, проведенный 31 дек, в дубовом парке при участии более 1000 чел.. Митинг объединил все революционные силы и принял решение о создании отрядов Красной Гвардии. 5 января 1918г. состоялся съезд советов Пишпекского уезда, который объявил об установлении советской власти во всем регионе.. В Пржевальске и в Нарыне установление советской власти проходило в сложной и напряженной обстановке, жители этих уездов сочувствовавшие советской власти обратились за помощью в Жети-Сууйский областной и в Пишпекский уездный Советы. В ответ на это обращение из Токмока выступил отряд красногвардейцев, под командованием Дубовицкого, который разгромил местные контрреволюционные силы. Съезд советов Нарынского региона 8 апреля 1918г объявил об установлении советской власти на своей терр-ии. Борьба с контрреволюционными силами в Иссык-кульской котловине продлилась до лета 1918г. Прибывший из Верного красногвардейский отряд в конце июня 1918г ликвидировал в Пржевальске власть временного правительства, и оказал содействии в созыве 26 июня уездного съезда советов, был распущен старый и избран новый его состав. Т.о к середине 1918г. Советская власть утвердилась на всей терр. К. 60. Причины Гражданской войны. Басмачество. Установление советской власти в центре и на местах породило вооруженное сопротивление свергнутых эксплуататорских классов. Война началась во второй половине 1918 г. и продолжалась вплоть до конца 1920 г. На юге Кыргызстана гражданская война была направлена в основном на борьбу с басмачеством. Началось массовое вступление добровольцев в Красную Армию. Для борьбы с басмачами из дехкан Андижанского и Ошского уездов была создана так называемая Крестьянская армия. 7 декабря 1919 г. в селе Беловодское под руководством левых эсеров был поднят мятеж. Советская власть была свергнута, а ее представители повешены. Но уже 29 декабря уезд был очищен от контрреволюционеров. Для укрепления советской власти в Туркестане правительство 14 августа 1919 г. организовало Туркестанский фронт. Командующим был назначен наш земляк М.В. Фрунзе. Связь между Ташкентом и Россией была восстановлена. Но затем в г. Нарыне был совершен новый контрреволюционный переворот и взято в плен командование дислоцированного там 23-го полка. Советские руководители были убиты, 47 партийных и советских работников арестованы. Была объявлена царская власть и начата подготовка к походу на Токмок и Пишпек. После ожесточенного сражения 16 ноября враг был разгромлен. Остатки мятежников бежали в Китай. К концу ноября Нарынский уезд был полностью очищен от контрреволюционеров, советская власть восстановлена. Таким образом, гражданская война в Кыргызстане была в конце 1920 г, завершена. В истории сущ.2 подхода трактовки этого движения: Советский - басмачи разбойники и головорезы, полностью не поддерживающие местное население. Выходцы из бай- манапских семей, боровшихся за право распределения ресурсов. В бытность советской истории это движение освещается негативно. А сточки зрения современного подхода басмачи - это борцы за независимость, передовые умы, предвидевшие суверенный путь развития государства. Мятежи русско-украинского крестьянства против советской власти на Севере Кыргызстана. Политические и экономические мероприятия Советской власти в К. встретили яростное сопротивление свергнутых эксплуататоров. Весной—летом 1918 баи, манапы и мусульманское духовенство в южных районах К. организовали басмаческие, установили связи с иностранными империалистами и, опираясь на их помощь, начали вооруженную борьбу против Советской власти. Крупные банды басмачей грабили села и города, зверски расправлялись с партийными работниками и советскими активистами, разрушали предприятия, связь, транспорт. Их поддерживала кулацкая «крестьянская армия» К. Монстрова. В северных районах баи и манапы выступали вместе с русскими белогвардейцами и кулаками. Трудящиеся К. поднялись на защиту революционных завоеваний. Создавались сельские, уездные и городские ревкомы. 29 августа 1918 кулаки и белогвардейцы подняли мятеж в селе Дмитриевском (Таласская долина), подавленный с помощью прибывшего из Чимкента красноармейского отряда. 6 декабря 1918 вспыхнул антисоветский мятеж в селе Беловодском (Чуйская долина). Мятежники стремились захватить Пишпек. 28 декабря они были разгромлены отрядами добровольцев и прибывшим с Семиреченского фронта 1-м Пишпекским советским полком, В 1918—20 в район Пржевальска неоднократно вторгались из Синьцзяна отряды белоказаков; в июле 1919 их вылазка была поддержана кулацким мятежом в Тюпе. В конце июля добровольческие отряды Пржевальска и прибывший с фронта Токмакский отряд нанесли мятежникам сокрушительный удар. В сентябре 1919 банды Мадаминбека и Монстрова на юге К. захватили Ош, Джалал-Абад. Отряды Красной Армии разгромили объединённые силы контрреволюции. В освобожденных районах была восстановлена Советская власть. В ноябре 1920 подавлено одно из последних крупных контрреволюционных выступлений в Северном К. — эсеровский мятеж в г. Нарыне. К этому времени были разбиты и основные силы басмачей. Однако их остатки действовали и в 1921—23. 62. М.В. Фрунзе – командующий Туркестанским фронтом. Фрунзе Михаил Васильевич (1885—1925) — советский партийный, государственный и военный деятель. Родился в г. Пишпеке в семье военного фельдшера. В 1904 г. окончил с золотой медалью гимназию в Верном и поступил на экономический факультет Петербургского политехнического института, откуда его исключили за революционную деятельность. В 1907 г. участвовал в организации революционного движения в Иваново-Вознесенске. В 1907 г. арестован в Шуе, в 1909-1910 гг. дважды приговорен к смертной казни, замененной сначала 10-летней, затем пожизненной каторгой. В 1915 г. бежал из ссылки, занимался революционной деятельностью в Иркутске и Чите. В 1916 г. по заданию партии проводил агитацию в воинских частях г. Минска. После Февральской революции продолжал активную деятельность в Минске, с сентября — в Шуе. В годы гражданской войны командовал южной группировкой Восточного фронта, при разгроме армии Колчака — Восточным фронтом. В 1919—1920 гг. — командующий Туркестанским фронтом, в 1920г. назначен командующим Южным фронтом. В 1921 — 1924 гг. — командующий Крымскими войсками. С 26 января 1925 г. — председатель Революционного Военного Совета СССР. Был Народным комиссаром по делам армии и флота. Руководил проведением военных реформ в Красной Армии. 63.Основы советской аграрной политики. Земельно-водные реформы в К. Согласно принятому совеет-й властью декрету " О земле", все земли объявлялись гос-ой собственностью. Декрет определил следующие основные направления аграрной политики советской власти: - ликвидация частной собственности на землю, конфискация земель у крупных землевладельцев; - раздел земли между хозяйствами равноценными долями по принципу " землю тем, кто ее возделывает"; - закрепление прав хозяйственников на землю; - аннулирование всех долгов крестьян кредиторам и арендодателям, ликвидация натуральных и денежных податей; - оказание материально-технической и финансовой помощи крестьянам для создания своего хозяйства; - организация первичных сельскохозяйственных кооперативов по совместной обработке земли. С первых дней советской власти в Кыр-не аграрные отношения начали претерпевать коренные изменения. Крестьяне-бедняки и середняки освобождались от натуральных и денежных налогов. Их долги кредитным организациям и ростовщикам-банкирам аннулировались. Земли, не состоявшие в индивидуальном пользовании, объявлялись гос-ой собственностью и передавались под надзор местных органов власти. Особую помощь советская власть оказала крестьянам в восстановлении и строительстве ирригационных систем. Проводимые в начале 20-х гг. земельно-водные реформы ставили своей целью исправить существующее с царских времен неравенство м/у кыр-ми дехканами и рус-ми крестьянами по отношению к земле и воде. Для этого необходимо было провести ряд мероприятий по изъятию излишков земли у русских крестьян, перемещению русских хуторов и сел, обосновавшихся у водоразделов и на пересечениях скотоперегонных путей. Предстояло передать беднякам и безземельным беженцам принадлежавшие местным баям пастбища и угодья. Помимо обеспечения пастбищами, ставились еще задачи по наделению кочевого народа пахотными землями, оказанию денежной помощи, предоставлению сельскохозяйственных орудий, семян и др. Основные мероприятия земельно-водной реформы были осуществлены в 1921-1922 гг. Реформы проводились в регионах, наиболее подвергнутых царско-помещичьей колонизации: Верненском, Пишпекском, Каракольском уездах и т.д. В итоге земельно-водной реформы 1921-1922 гг. (1ый этап) и социалистической политики распределения земель были уравнены земельные площади, занимаемые кырг-ми и русскими крестьянами. Увеличилось число кыр-их хозяйств, осевших на земле. Все это привело к расширению пахотных земель и улучшению их обработки. Весной 1923 г. начался 2ой этап реформы и проведение всеобщего землеустройства населения Жети-Сууйской области. Реформа 1923-1926 гг. имела социалист-ую направленность и преследовала цели переориентации крестьян с индивид-го землепользования на коллективное хозяйствование. По решению Сов-го правительства каж. крестьянин был волен в выборе индивидуальной или коллективной формы землепользования. Кроме того, земледельцам предоставили право использовать наемный труд. Населению, перешедшему к оседлому хозяйству, сроком на 10 лет предоставлялись сельскохоз-ые орудия, тягловый скот, семена, бесплатно передавался строит-ый материал для возведения дома и хозпостроек. Оседлые крестьяне на 5 лет освобождались от гос-ых и местных налогов. В результате реформы были ликвидированы феодально-помещичьи владения, что коренным образом подорвало патриархально-феодальные отношения. Основную часть сельского населения стали составлять крестьяне-середняки. Тогда в ходе реформы было организовано 65 колхозов. 64. Образование и развитие Кырг-й советской госуд-ти. Еще на учредительном съезде, провозгласившем Кара-Кырг-ую автономную область (март 1925г) кырг-е делегаты обратились к союзному правительству с просьбой о переименовании Кара-Кырг-ой автономной области в Кырг-ую автономную область. Постановление Всероссийского ЦИК от 25.05.1925г. область получила наименование Кырг-ая автономная область 1.02.1926г Всероссийский ЦИК, учитывая достаточность терригории Кырг-ой автономной области, наличие собственной экон-ки, развитые язык и культуру принял постановление о преобразовании Кырг-ой автономной обл-ти в Кырг-ую автономную Советскую Социалистическую Респуб-ку. Т/обр. Кыр-ан вступил на новый этап развития своей госуд-ти в составе РСФСР. Это событие было узаконено на проходившем 7-12 марта (1927г) первом съезде Советов Кыр-ой АССР. В соответсвующей декларации было определено право кырг. народа на самоопределение, утверждены основные принципы взаимосогласия проживающих в Кырг-не народов. Кроме того в декларации были намечены основные направления деят-ти правит-ва К-на по подъему с/хоз-ва, промыш-ти, политич-го и культур-го уровня респуб-ки. Коренные соц-ые и экон-ие изменения происшедшие в стране за годы советской власти необходимо было отразить в конституциях СССР, союзных и автономных республик. 1-ая конст-ция СССР, принятая в 1924г., а т.же конст-ция кырг-ой АССР во многом устарели и уже не соответ-ли новым историч-им условиям. После необход-ых историч-их мероприятий на чрезвычайном 8-ом Съезде Советов СССР 5.12.1936г. была принята 2-ая конституция СССР. С этого дня Кыр-ан, преобразованный в Кырг-ую ССР, стал равноправным членом СССР. В истории госуд-ти кырг-го народа это событие стало большим достижением. Образование КССР в кач-ве итога суверенной воли кырг-го народа было подготовлено всем предыдущим ходом историч-го развития. Правит-во неоднократно обращалось к высшим органам СССР о представлении Кырг-ну всесоюзного статуса. Большой вклад в образование кыргызской СССР внесли председатель ЦИК КАССР Орозбеков, Абдрахманов и др. патриоты нашей родины. 65.Насильственная коллективизация и индустриализация в К. и ее особенности. Коллективизация в КР проводилась под непосредственным руководством сталинского адм-но-командного аппарата. Это обуславливало быстрые темпы коллективизации в респ-ке в янв. – февр. 1930г. Из некоторых рай-ов с кочевым нас-ем стали поступать рапорты о полном охвате животноводов колхозами. Однако это не соответствовало действительности. Созданные в спешке колхозы быстро разваливались. Для реализации политики колл-ции, под предлогом оказания помощи в села были мобилизованы горожане, особенно из среды рабочего класса. Отдельные города, заводы и фабрики брали под свое шефство близлежащие села. При привлечении крестьян в коллект-ые хоз-ва полностью нарушался принцип добровольности, а крестьян нежелающих вступать в колхоз объявляли кулаками и лишали избирательных прав. Усиление произвола и насилия при проведении коллект-ции приводили к разорению с/х, к подрыву и развалу животноводства. Нас-е нежелающее отдавать скот в общественное хоз-во продавало его за бесценок и резало сверх всяких нужд. По реш-ю кырг-го обкома ВКП(б) в 1931 г. была проведена сплошная коллект-ция в Аламединском, Рыбачинском, Каракольском, Кара-Балтинском, Кировском, и Чуйском районах. Это позволило рапортовать, что основная масса крестьян К-на уже перешла к колхозному строит-ву, но перегибы повторились снова. В колхозы и совхозы входили 98% крестьян. Процесс коллект-ции, предусм-ый третьим и пятилетним планом был завершен до начала ВОВ. Индустр-ция в К-не и ее особенности. На начальном этапе политики индустр-ции в К-не имелось незначительное кол-во маломощных п/п, отраслей легкой пром-ти, и несколько хлопкоочист-ых заводов. В апр.1925г с помощью чехословацких рабочих - коммунистов в Пишпеке было орг-но интернац-ое кооперативное товарищество «интергельпо». Пр-во К-на для этой цели около станции Пишпек выделило 43га земли. Интергельповцы построили и ввели в эксплуатацию кирпичный, лесопильный, и кожевенный заводы, суконную фабрику, ряд мастерских, электростанцию. К-ан продолжал оставаться аграрной страной. В 1926г. доля пром-го произв-ва составляла по отношению к валовой продукции народного хоз-ва респ-ки всего 3%, остальные 97% продукции были произведены в полеводстве и животноводстве. Проходивший в декабре 1925г. 14-й съезд ВКП(б) определил курс на индустр-цию страны. В соотв-вии со всесоюзными планами в К-не начиналась работа по превращению страны в аграрно-индустр-ый регион. 10.12.1929г. 2-ая сессия Верховного Совета КАССР приняла 1-ый республик-ий 5-летний план, разработ-ый на основе всесоюзного плана. План 1-ой 5-летки основывался на принципах новой экон-ой политики. Но реализация задач индустр-ции была сопряжена с большими трудностями. Кочевой образ жизни, отсталость соц-го уклада, все это тормозило темпы инд-ции. Сов. прав-во для развития пром-ти К-на выделило средства. Это дало возможность построить и ввести в экспл-ции ряд важных промыш-ых объектов. С 1930г. принципы новой экон-ой политики стали корд-но пересматр-ся. Усилились бюрократизм, навязывание субъект-ых планов и требование их исполнения. В янв.1935г. 4-ый съезд принял 2-ой 5-летний план. Согласно плану выделялись крупные капиталовлож-ия в пром-ть республики. Во 2-ой 5-летке в отличие от 1-ой основное внимание уделялось введению в экспл-цию новых п/п, основ-ых на использ-нии новых техн-гий. Т/обр, промыш-ть К-на за годы 1-ой и 2-ой 5-леток поднялась на новую ступень и приобрела кач-но новое содержание. Параметры развития пром-ти К-на намеченные на 3-ий 5-летний план тоже в основном были достигнуты. Введено в строй 40 пром. п/п. В 1940г. объем выработанной продукции в 1, 5 раза превысил показатели 1937г. 66. Массовые репрессии в К. В ходе идейной борьбы по определению перспектив пятилетнего плана и принципов коллективизации сельского хозяйства бухаринский блок в свою очередь был разгромлен, а его члены подверглись преследованиям. В это время советское правительство проводило активную политику отмежевания кулаков. 27 дек. 1929г. Сталин провозгласил лозунг «о ликвидации кулачества как класса». С этого момента в стране начались массовые репрессии по отношению к целому слою крестьянства На насилие и произвол учиняемые в ходе коллективизации, крестьяне отвечали уничтожением скота и имущества, поджогами, бегством в Китай и др. В свою очередь советская власть усиливала репрессии в кишлаках и аилах. Только в августе 1931г. На Украину и Сев Кавказ было выселено 6 тыс. семей, а в 1933г в республике было репрессировано 2113 хозяйств, т.о. борьба с кулаками и баями в ходе коллективизации сопровождалась ликвидацией их как класса. В соответствии политикой центра началась охота на троицкистов, правых и левых оппортунистов среди советских партийных руководителей и интеллигенции. Например: исполнительное бюро ЦК КП(Б) 4 сентября 1937г. Нашло творчество видпого ученого Тыныстанова «буржуазно-кулацко-националистическим» подвергло его резкой критике и объявило «врагом народа». В июне разоблачается националистическая «контрреволюционно-повстанческая антисоветская» орг-я Сыдыкова. В сентябре Абдрахманов был обвинен в национализме и снят с работы, на самом же деле его наказали за критические замечания в своем дневнике в Адрес Сталина.. Областная партийная орг-я К. за 8 лет своей региональной самостоятельности прошла 4 чистки во всесоюзных компаниях В результает чего множество талантливых людей и преданных гос-ву руководителей были исключены из партии и сняты с занимаемых должностей. По примеру центра противников сталинской линии необходимо было ликвидировать и в К. и чтобы показать свою активность органы безопасности вновь возбуждают дело о «Социал-Туранской Партии». К этой так и необразованной партии были причислены совершенно невинные люди приговорены к расстрелу., среди которых были многие очень талантливые и известные люди как Абдрахманов, Тынынстанов, Тынаев и т.д. По республике было репрессировано свыше 40 тыс. человек, в то время когда численность К составляла 1.4 млн. чел. В результате тотальных чисток и массовых репрессий партийная организация К. только за период с января по апрель сократилась с 14 тыс. чел до 6 тыс. 68. Юсуп Абдрахманов (1901-1938). - советский, партийный деятель. Родился в айыле Чиркей, Кун-гей Ак-Суйской волости Каракольского уезда. В 1911- 1916 гг. учился в русско-туземной школе с. Сосновка, затем в начальном учебном заведении г. Каракола (Пржевальск). В 1916г. был в числе беженцев во время исхода кыргызов в Китай. После возвращения вступил в Красную Армию и участвовал в установлении советской власти в Кыргызстане. В 1919 г. учился на командирских курсах в г. Верный. До мая 1920 г. был вторым секретарем партийного бюро Кара-Кыргызской автономной области. Затем работал в Ташкенте, в Москве. С марта 1927 г. - председатель Совета Народных Комиссаров Кыргызской АССР. В 1933 г. по ложному обвинению был снят с занимаемой должности и направлен на работу в г. Самару, затем в Оренбургскую область. В 1937 г. по клепетс в принадлежности к контрреволюционной организации " Алаш-Ордо" арестован и доставлен из Оренбурга во Фрунзе. 5 ноября 1938г. расстрелян за " преступное" членство в " Социал-Туранской партии". Реабилитирован в 1958
69. Касым Тыныстанов- языковед, акын, общ.деятель и профессор. (1901 — 1938).Родился в айыле Чырпыкты на Иссык-Куле. Начальное образование получил в 1909— 1912 гг. в местной мусульманской школе. В 1913—1914 гг. учился в новометодной школе, а затем в 1914—1916 гг. — в русско-туземной школе г. Пржевальска. В 1924 г., после окончания Ташкентского Казахско-кыргызского института просвещения, работал секретарем, затем председателем Кыргызского областного отделения Академического центра (Научная комиссия) Туркестанской республики. С 1925 г. — редактор газеты " Эркин Too". В 1927—1930 гг. — комиссар Народного просвещения Кыргызской АССР. В 1930—1937 гг. — научный сотрудник, затем директор Кыргызского института культурного строительства. К. Тыныстанов внес неоценимый вклад в разработку кыргызской национальной письменности. При его непосредственном участии проводилась работа по приспособлению арабского алфавита к кыргыз-скому языку, затем по переводу кыргызской письменности с арабской графики на латинскую, с латинского — на русский алфавит. Им были разработаны основные принципы кыргызской орфографии и кыргызские лингвистические термины. К. Тыныстанов - автор первых учебников на кыргызском языке: " Окуу ките-би" — 1924; " Чоцдор учун алиппе" — 1926; первой грамматики кыргызского языка " Биздин тил" — 1927; на латинской графике — книги для чтения " Эне тилибиз" — 1928; " Кыргыз тилинин морфологиясы" — 1934; " Кыр-гыз тилинин синтаксиси" — 1936 и др. К. Тыныстанов проявил себя и как талантливый переводчик, поэт, драматург. В 1925 г. в Москве был издан его поэтический сборник " Касым ырларынын жыйнагы". Он перевел на кыргызский язык " Интернационал", басни И. Крылова. За пьесу " Акаде-миялык кечелер" и ряд других произведений К. Тыныстанов был подвергнут гонениям. В 1937 г. по надуманному обвинению в бай-манапской приверженности, буржуазном национализме был арестован и в 1938 г. расстрелян. Полностью реабилитирован в 1988 г. 70. Ишеналы Арабаев – видный представитель кыргызских просветителей 20 в. (1882—1934) родился в айыле Кюн-Батыш Кочкорского округа. Получив первичное образование у муллы. В 1900—1910 гг. занимался учительствованием. В 1910 — 1913 гг. повышал свое образование в городах Оренбург, Уфа, Казань. И. Арабаев — автор ряда учебников и учебных пособий: " Алип-бээ жана тетэлз окуу" — Уфа, 1911 г.; " Жазуу ернектерг" — Оренбург, 1912 г., " Кыргыз алип-бээси" — Москва, 1925 г.; " Саа-малык" — Москва, 1925 г.; " Баштооч мектептердин эсеп хйретИ жолу" — Москва, 1925 г.; " Кыргыз алип-бээси" — Москва, 1928 г. и др. Кроме того, занимался переводами и изданием общественно-политической литературы на кыргызском языке. Внес большой вклад в собирание фольклора. По ложному обвинению в национализме и членстве в социал-туранской партии в 1933 г. был арестован, умер в Ташкенте в 1934 г. Посмертно полностью реабилитирован. Его имя в 1999 г. присвоено Кыргыз. Гос. Пед. универу. 71. Культура Кыр-на 20-40гг. В Кырг-не на рубеже 20-30-х гг. сформировалась социалистическая система народного образования. В 1930 -1931 учебном году в республике было введено всеобщее обязательное начальное образование. В результате действий советской власти, направленных на повышение грамотности населения, особенно молодежи, к концу 30-х гг. работа по всеобщему обязательному начальному образованию была успешно завершена. На основе этих достижений началась деятельность по введению в сельской местности всеобщего обязательного 7-летнего образования, а в городах - 10-летнего.В 30-е гг. в Кырг-не получили развитие также среднеспе-циальные и высшие учебные заведения. В 1937 г. в республике. работало 12 техникумов и 5 медицинских школ, в которых обучалось 3 тыс. человек. По сравнению с 1932-1933 учебным годом это было в два раза больше. Во второй пятилетке средне-специальные учебные заведения подготовили 1, 4 тыс. специалистов.В 1932-1933 учебном году впервые в истории Кырг-на вступило в строй высшее учебное заведение – Кырг-кий гос-ный педагогический институт. Большую помощь в становлении и развитии этого учебного заведения оказали прибывшие из Москвы, Ленинграда и других городов ученые-педагоги. В 1936 г.. институт закончило 46 специалистов, 13 из них были девушки. На базе Фрунзенского сельскохозяйственного техникума в 1933 г. был открыт Кырг-кий зооветеринарный институт. А в 1938-1939 учебном году начал функционировать Кырг-кий государственный медицинский институт в г. Фрунзе и несколько ВУЗов в других городах республики. Таким образом, в 1940-1941 учебном году кырг-кие юноши и девушки получали знания в 6 высших и 34 средне-специальных учебных заведениях. В высших учебных заведениях началась подготовка научных кадров республики. В 1937 г. при правительстве Кырг-на был образован комитет по науке, ставший научным центром республики. Основание национальной письменности и печати было особым событием в культурной жизни народа. В 1924 г. на основе арабского алфавита была разработана кырг-кая письменность и 7 ноября вышла первая газета на кырг-ком языке "
|