Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственные займы, эмиссия денег как источники доходов бюджета.
Вторым источником доходной части бюджета являются государственные займы. Считается, что государственные ценные бумаги — самый ликвидный вид финансовых активов. Владелец такой бумаги, или инвестор, практически не несет риска, вкладывая деньги в такие бумаги. Но что касается нашего государства, то мы получили в наследство потенциальное недоверие населения к действиям государства на финансовом рынке. Государство не выполняло свои обязательства перед населением (инвесторами). Займы 1948—1956 гг. (осуществляемые на недобровольных началах) были заморожены, и только через 20 лет было принято решение о возврате этих займов. Облигации гасили в течение длительного времени. При этом деньги подвергались инфляции, и их покупательная способность не соответствовала первоначально выплаченным суммам. Следующей попыткой был выпуск внутреннего 3-процентного займа союзного правительства 1961 г., который затем был переоформлен в заем 1981 г. Значительная часть населения держала сбережения в трехпроцентных облигациях. Развал СССР привел к тому, что у них не оказалось единого эмитента. Каждая из республик приняла свое решение. В России была произведена конверсия займа в заем РФ 1991 г., по нему несколько раз повышались проценты, но их рост отставал от темпов инфляции. Доверие к государственным ценным бумагам снова было подорвано. В новых условиях Министерство финансов и ЦБ России приложили немалые усилия для создания рынка государственных ценных бумаг, обеспечения их высокой ликвидности, восстановления доверия к государству как заемщику. На рынке появились трех- и шестимесячные государственные краткосрочные обязательства ГКО—3 и ГКО—6 и золотые сертификаты. Этот рынок успешно развивается и дает легальную возможность абсолютно безрискового использования " коротких денег". Планируется размещение вновь имитируемых среднесрочных (1—3 года) облигаций с гибкой ставкой преимущественно среди населения. Государственные облигации закупаются банками, затем банки торгуют ими (занимаются размещением), получая от этих операций определенную прибыль, В 1995 г. выпущены государственные казначейские обязательства на 30 трлн. руб. Кроме того, выпущены в обращение сберегательные облигации для населения, пользующиеся большим спросом. Минфин планирует также эмиссию новой ценной бумаги — " золотого" сертификата. Сертификаты будут выпущены на 3 года, а в конце срока могут погашаться золотом. Каждый сертификат эквивалентен 1 кг золота. Выпуск казначейских обязательств, сберегательных облигаций стал постоянным источником бюджетных поступлений. Прорабатывается вопрос о государственном займе реконструкции экономики. Третий путь увеличения государственных доходов — это эмиссия денег, она ведет к тяжелым последствиям для экономики. Инфляционный налог. Использование эмиссии денег для пополнения казны является на самом деле формой налогообложения — инфляционным налогом. Инфляционный налог — это те потери, которые несут владельцы денег из-за инфляционного роста цен. Предположим, что вы получили зарплату 100 тыс. руб., норма инфляции 10% в месяц, следовательно, ваши потери будут составлять 10 тыс. руб. Это и есть инфляционный налог. Авторы " Экономики" С.Фишер и др. указывают, что сегодня в некоторых слаборазвитых странах правительства собирают до 5% валового национального продукта в виде инфляционного налога. Д.Кейнс по этому поводу писал: " Это такая форма налогообложения, ускользнуть от которой наиболее трудно. Даже самое слабое правительство в состоянии ввести его в действие в той ситуации, когда оно уже не способно ни на что другое".
|