Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монетаризм в условиях России
В семидесятых годах, в условиях безудержного роста инфляции, началось наступление сторонников классической концепции на кейнсианство. Государственное вмешательство з рыночный механизм объявлялось главной причиной инфляции и снижения темпов роста. Во главе наступления стояла чикагская школа. Милтон Фридмен — бессменный лидер чикагской школы. Главная идея его теории: только деньги имеют значение, все зависит от количества денежной массы в стране. Деньги, по Фридмену, занимают главное место среди всех импульсов, воздействующих на хозяйство. М. Фридмен родился в бедной семье в Нью-Йорке. Во время учебы проявил хорошие математические способности, затем увлекся экономической наукой. Переехав в Чикаго, он познакомился с видными учеными Дж.Винером, Г.Саймоном, придерживающимися неоклассических взглядов на роль рыночных факторов в экономике. Из-за плохого финансового положения Фридмен вскоре оставил Чикагский университет и перешел в Колумбийский, где ему была представлена стипендия. Фридмена привлекают идеи свободного рынка. Он считает спрос и предложение наиболее мощными экономическими рычагами и потенциально наиболее полезными. Наилучшее, что может сделать государство для экономики — это не трогать бизнес и дать рынку делать свое дело. Главное, по Фридмену, не вмешиваться в стихийный механизм цен. " Механизм ценовой системы работает настолько четко и эффективно, что в большинстве случаев мы даже и не подозреваем о его существовании. Мы узнаем только тогда, когда что-то мешает его нормальной работе, но даже и в этом случае мы редко можем определить, в чем кроется причина разлада. Ярким примером такого разлада могут служить длинные очереди за бензином, внезапно возникшие в 1974 г., когда страны ОПЕК ввели эмбарго на нефть, повторившиеся весной и летом 1979 г. после революции в Иране. В обоих случаях все началось с резких перебоев в поставках сырой нефти из-за границы. Это не вызвало, однако, появления подобных очередей в Германии или Японии, хотя, эти страны целиком и полностью зависят от ввоза нефтепродуктов; очереди за бензином выстроились только в США (несмотря на то, что США добывают собственную нефть в больших количествах). Причина этого была одна и только одна: в результате административных мер искусственно удерживались цены ниже того уровня, который гарантировал бы, что количество бензина, имеющееся на автозаправочных станциях, будет в точности равно тому количеству, которое покупатели согласились бы купить по данной цене". " Цены играют роль стимула, заставляющего производителя реагировать на информацию не только о том, что касается повышения спроса на продукцию, но также и в отношении поиска наиболее экономичной производственной технологии (" Могучая рука рынка")". Важной функцией цены является передача информации. " Ценовая система устроена так, что она передает только существенную информацию, и только тем, кому она нужна. Производителям древесины, например, вовсе не требуется знать, по какой причине возник повышенный спрос на карандаши — то ли вследствие повышения рождаемости несколько лет назад, то ли потому, что 14.000 новых правительственных формуляров следует в обязательном порядке заполнять карандашом. Им даже вообще не нужно знать, что спрос на карандаши возрос. Все, что для них существенно, — это то, что кто-то готов платить больше за древесину и что более высокая цена, по всей вероятности, продержится достаточно долго, чтобы имело смысл постараться удовлетворить спрос. Оба вида информации были переданы рыночными ценами: первый — существующей ценой, второй — ценой товара с будущей поставкой. Одной из основных задач в эффективной передаче информации является обеспечение того, чтобы информация поступала именно к тем, кто может ее использовать, и не заваливала письменные столы тех, кому она не нужна. Ценовая система решает эту проблему автоматически". Рыночный механизм, по мнению Фридмена, наилучшим образом обеспечивает не только распределение ресурсов между отраслями, но и распределение доходов между владельцами ресурсов: капитальных благ, земли, человеческого капитала. Одни наследуют от родителей капитальные блага, другие — способности. Разве можно тут говорить о справедливости? Каждый действует в соответствии с тем, что имеет, и многое зависит от выбора, как применить свои способности или свой капитал. Фридмен приходит к выводу: вмешательство государства в экономику и социальную сферу должно быть минимальным и сводиться к контролю за денежным предложением. Если государство будет строго контролировать предложение денег, не допускать резких скачков в количестве наличности и кредитных денег, то стабильность экономического развития тем самым будет обеспечена. Особенно эффективна монетаристская концепция в борьбе с инфляцией. Предложенные монетаристами правила денежной политики. Монетаристы осуждают применение не только фискальной (бюджетно-налоговой) политики, но и кредитно-денежной. Милтон Фридмен и другие однозначно считают, что правительству и Центральному Банку не следует увлекаться не только фискальной, но и активной денежной политикой, пытаясь вывести страну из экономического спада. Они утверждают, что подобная политика, несмотря на хорошие намерения, слишком часто проводится неправильно, и в итоге может не уменьшить, а наоборот, усилить экономическую нестабильность и подтолкнуть инфляцию. Для того, чтобы избежать соблазна проводить активную денежную политику путем операций на открытом рынке или посредством изменения учетных ставок и резервных требований, приверженцы монетарной теории предлагают ЦБ неукоснительно следовать простому правилу — правилу поддержания постоянного темпа роста денежной массы. Правило поддержания постоянного темпа роста денежной массы состоит в необходимости поддержания постоянных темпов роста объема денег. Эти темпы должны быть в то же время достаточно низкими, чтобы избежать значительной инфляции (от 2, 5 до 8%). Но они не должны быть и ниже этих границ, иначе произойдет сокращение производства. Эта концепция стала применяться на практике в начале 80-х гг. во многих развитых странах. Центральные банки объявили в качестве главной цели обеспечение медленного и устойчивого роста денежной массы и даже начали устанавливать плановые цифры роста денежной массы на год вперед. Этого на практике не удалось сделать. Фактически рост M l и М 2, как правило, опережал установленные контрольные цифры. Конкретные обстоятельства противоречили выполнению намеченных темпов роста денежной массы. Угроза экономического спада и возрастание безработицы в условиях такой политики вызвала охлаждение к идеям монетаристов. Наиболее последовательно монетаристская политика проводилась в восьмидесятых годах в США и Великобритании. Результатом явилось значительное сокращение темпов инфляции. Одновременно возросла социальная неудовлетворенность части населения, поскольку были значительно урезаны расходы на социальные программы. Ряд положений программы не удалось выполнить, например, не удалось справиться с дефицитом бюджета. Результаты проведения монетарной политики показали, что " денежная политика, хотя может быть и бессильна против глубоких спадов, вполне способна оказывать благоприятное воздействие на экономику во время неглубоких спадов". (П.Хейне " Экономический образ мышления"). Монетаризм в условиях России начала 90-х гг. Монетаризм представляет неоклассическое направление и предполагает, что цены обладают абсолютной гибкостью и могут автоматически возвращать экономику в равновесное состояние. Монетарное регулирование возможно лишь в определенных условиях. Монетарная политика предполагает наличие развитого рынка и рыночных институтов: банки и банковские финансовые организации, биржевой и не биржевой рынок, разнообразные средства платежа: наличные, чеки, депозиты, векселя; рынок капитала, курс валюты, отражающей ее реальную покупательную способность. Ряд экономистов считают монетарную политику неприемлемой для России. " Говорить о монетарном регулировании в экономике, в которой нет ни рынка капиталов, ни развитого цивилизованного государственного долга, на деле значит называть монетарным регулированием прямое ограничение платежеспособности хозяйства, искусственно доводящее его до банкротства". (Проф. РАН В.Маневич, " Бизнес и банки"). Монетарная политика применима лишь в высокоразвитом товарном капиталистическом хозяйстве, обладающим мощными рычагами саморегулирования, постоянно выводящим на уровень максимальной занятости ресурсов. Но и здесь она имеет ограниченный диапазон применения — в основном, для борьбы с инфляцией в условиях отсутствия глубокого спада экономики и падения курса национальной валюты. Сжатие денежной массы ведет к падению покупательского спроса населения и нехватке платежных средств у предприятий. В условиях умеренной инфляции такая политика привела бы к стабилизации цен, сопровождающейся некоторым спадом производства и структурной перестройкой. В условиях же многократного роста цен и при неполной загрузке мощностей это грозит коллапсом экономики. С 1991 по 1995 г. спад производства в России превысил 50 %. Падение производства более чем на 50 % грозит технологическим распадом. " Можно смело утверждать, что ни у кого из нас не вызывало сомнений, что переходный период окажется нелегким, потребует адского труда и терпения. Но никто, мне думается, и в дурном сне не мог видеть такой глубочайший спад производства, который продолжается в России уже несколько лет. И дело не просто в масштабах спада. В последнее время меняется сам характер кризиса, который перерастает в технологический распад экономики. Наши романтики монетаризма, обладая завидным " олимпийским спокойствием", зациклились только на финансовой псевдо стабилизации, а по сути дела — на бесперспективном и безнадежном для российских условий решении проблем колебания " экономического маятника" между инфляцией, спадом производства и безработицей". Такую точку зрения высказал президент Российского союза промышленников Аркадий Вольский (газета " Труд").
|