![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приемы обследования детей, владеющих вербальными ср. общ.
1. Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. - позволяет выявить возможности ребенка соотносить предметное изображение с соответствующим ему словом. С помощью этого приема выявляется знание ребенком конкретной лексики. Для самостоятельного называния подбирается 50-60 картинок. С изображениями предметов, действий, качеств, встречающихся в обиходе часто и сравнительно редко (конура, бинокль, скачет и т.п.), должны быть изображения целого предмета и его частей, а также предметов и явлений, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью (конфеты — конверты, шьет - пришивает, вышивает). Картинный материал подбирается либо по тематическому (учебные вещи, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда и т.д.), либо по ситуативному признаку (мастерская, магазин, класс). При предъявлении картинок ребенку предлагается следующая инструкция: «Назови, кто (что) нарнсован(о) на картинке? > >, «Кто это делает?» или «Какой, какая, какое?..». Чтобы сделать обследование более экономным, один и тот же материал можно использовать для выявления у ребенка слов разных лексико-грамматических категорий. «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Кто это делает? (Что делает предмет?) Какой предмет? Сколько их?» И т.д. Более сложный вариант этого приема — самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, начатого обследующим. При этом ребенку предлагается следующая инструкция: «Я назову несколько слов, а ты продолжай». Например, обследующий произносит: тетрадь, ручка, учебник. Ребенок должен продолжить: карандаш, дневник и т.п. Еще сложнее называние предмета по его описанию, когда сам предмет отсутствует. Ребенку предлагается инструкция: «Назови, кто или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает...» 2. Для обследования понимания ребенком значения слов, имеющих абстрактное значение, универсальным является прием подбора синонимов, антонимов, родственных слов. С этой целью обследующий называет соответствующие слова, а ребенку дается инструкция подобрать к каждому слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить. Инструкцию можно пояснить, разобрав с ребенком один-два примера. Вот перечень слов, которым можно пользоваться: имена существительные — труд, храбрость, печаль; имена прилагательные — печальный, медлительный, смелый; глаголы — радоваться, выигрывать. 3. наличие в словарном запасе общих категориальных названий. Для этого можно использовать прием называния обобщенных слов по группе однородных предметов.Существует несколько вариантов этого приема: ребенку предлагается набор картинок, обозначающих видовые понятия, и задается вопрос: «Как все эти предметы можно назвать одним словом? (стол, стул, шкаф, кровать — это...)»; 4. изучение способов адекватного употребления слов в разных видах контекста. - самостоятельное составление ребенком предложения с заданным словом или по предметной картинке. - добавление к неоконченному предложению одного-двух слов («С тех пор прошло несколько...»). - выбор словиз числа данных для добавления в предложение. Слова для выбора логопед подбирает либо по смысловой, либо по звуковой близости. Например: Сирень начала... (слова для выбора: расцветать, рассветать). Вариант задания — подбор к прилагательным существительных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман) Весьма эффективным является также прием корректирования ошибочного употребления слов в предложении (Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздавался заразный смех). 5. Для изучения сочетательных свойств слова используется метод направленной ассоциации, который широко применяется при изучении различных форм речевой патологии. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание. С этой целью ребенку предлагают отдельные слова и инструкции: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? или «Что делает предмет?», «Что делается с предметом?». Подбор ассоциативных слов должен отвечать определенным требованиям, а именно: включать как слова конкретного значения, часто употребляемые, так и слова более обобщенного значения. Например: мальчик... (пишет, больной). Упрощенный вариант данного приема: ребенку предлагается не самостоятельно подобрать слова, а выбрать из предложенных в списке. Например: дано слово глухой и ряд слов в скобках (город, парк, старик, переулок, согласный звук). При количественном анализе результатов обследования следует обратить внимание прежде всего на слова, которые ребенок называл правильно. При этом выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов, что может иметь предварительное диагностическое значение. Так, если это соотношение равно 3: 1, то уже можно сделать предварительный вывод о том, что данный ребенок не овладел лексикой в степени, соответствующей его возрасту. Таким образом, на основании анализа правильно названных ребенком слов создается представление об объеме его активного словаря, т.е. о количественной характеристике, а также о некоторых качественных сторонах словаря. Суть многих ошибочных ответов состоит в несоответствии используемых ребенком слов изображаемому на картинках. установлено, что у детей с недоразвитием речи перенос названия одного предмета на другой может происходить на основе: — звуковой близости слов (куст винограда -- кисть винограда; клубок — колобок); отождествления наглядной ситуации — замещения на сходного назначения (тарелка — вилка); ситуационной связи предметов друг с другом (клумба — обозначения вместо предмета всей ситуации или пери расширения смыслового содержания (идет черепаха — сужения смыслового содержания (зашивает швея — зашивает платье); — смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (вместо приземлился — самолет заземлился; вместо смотрел — засмотрелся на интересный фильм) и т.д.
|