Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос. Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь). Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. • Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов: I этап - узнавание неречевых звуков. II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. III этап - различение слов, близких по звуковому составу. IV этап - дифференциация слогов. V этап - дифференциация фонем. VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.. Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д. Затем детям дается задание внимательно послушать и определить какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры. 1. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (" Ау! "), а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит " Ау! " то громко, то тихо, а дети отгадывают далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит " Ау! " то громко, то тихо - в зависимости от того, что скажет логопед (" Далеко ушел в лес". Или: " Близко зовет, от самой опушки" На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра. 1. Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: " Вагон". Затем объясняет: " Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши". Затем он произносит " Вагон - вакон - фагон - вагон- факон - вагом". и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: " Бумага - пумага - тумага - пумака- бумака". И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны1 хлопнуть в ладоши На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры. 1. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на~но-на; ка-На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.
|