Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличие мышления человека от мышления животных






1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая. Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентированного манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно. Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща. Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.

3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями. И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.

С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.
4. Физиологическая основа мышления

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления имеют значение прежде всего те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда определяется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные связи в явлениях и предметах объективного мира.

Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и отношения (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления. Вначале, при первой попытке проникнуть в сущность того или иного явления, эти ассоциации имеют обобщенный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно - по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцирование временных связей; они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире. Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.

Мышление опирается не только на первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщенными раздражителями. Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать все, что люди непосредственно воспринимали, а употребляли их не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой. Их особенностью является то, что они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, это и составляет наше человеческое мышление.

При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т.е. нейронные коды. Они отражают определенную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определенных мыслительных операций человека.

При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, сопоставимых с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом и выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.
5. Речь как материальная основа мышления

Лев Семенович Выготский: «Мышление и речь». Значение слова, его обобщение – акт мышления в собственном смысле слова. Представляет собой неотъемлемую часть слова как такового; принадлежит царству речи в такой же мере как царству мысли. Значение может рассматриваться и как явление речевое по природе, и как отношение к области мышления.

Общение основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мысли и переживаний требует системы средств (человеческая речь, которая возникла из потребности в общении в процессе труда.)

Общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения, т.е. обобщение становится возможным при развитии общения. Высшие присущие человеку формы психологического общения возможны лишь благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.

Значение слова – единство мышления и речи, и единство обобщения и общения, коммуникации и мышления.

Пиаже: проблема речи и мышления ребенка.

Блейер: развитие речи создает благоприятные условия для аутистического мышления.

(вообще видимо стоит рассказать про то что у детей развитие речи подталкивает развитие мышления, как писали Пиаже и пр.)

У взрослого человека слияние мышления и речи есть частичное явление, имеющее силу и значение лишь в приложении к области речевого мышления, в то время как другие области неречевого мышления и неинтеллектуальной речи остаются только под отдаленным, не непосредственным влиянием этого слияния и прямо не стоят с ним ни в какой причинной связи.

Внутренняя речь развивается путем накопления функциональных и структурных изменений. Она ответвляется от внешней речи ребенка вместе с дифференцированием социальной и эгоцентрической функции речи, что, наконец, речевые структуры усваиваемые ребенком, становятся основными структурами его мышления.

Зависимость развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта ребенка. развитие внутренней речи определяется извне, развитие логики ребенка (Пиаже) это прямая функция его социализированной речи. Мышление ребенка развивается в зависимости от овладения социальными средствами мышления, т.е. в зависимости от речи.
6. Факторы, обуславливающие мышление

Под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве)

Индивид. Особенности мышления
Быстрота - способность быстро разбираться в сложной ситуации, быстро обдумывать и принимать правильное решение.
Гибкость - умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой.
Широта - возможность привлечения для решения данной задачи знаний из других областей. Способность охватывать большое количество вопросов.
Глубина - (
способность со знанием дела проникнуть в суть явлений) мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий.
Критичность
- способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления, объективная оценка себя и других.
Самостоятельность
- умение ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других.
Последовательность - умение придерживаться логической последовательности при вынесении суждений, их обоснованность.

В зависимости от степени новизны продукта мыслительной деятельности выделяют продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление.

Индивидуальные особенности мышления обусловлены прежде всего особенностями жизни человека, характером его деятельности, спецификой обучения и воспитания. Определенное влияние на особенности мышления оказывают такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной систем, возраст человека.
7. Изучение мышления в различных психологических школах

А)1.Ассоциативная психология:

Все законы протекают через ассоциации.

-понятие – ассоциативно связанная совокупность признаков.

-суждение – ассоциация представлений.

-умозаключение – ассоциация двух суждений, являющихся посылками с третьим, которое вытекает из них как вывод.

Отрицается мышление как специфический самостоятельный процесс.

2.Вюрцбургская школа. (О. Кюльпе, К. Бюллер, О. Зельц.)

Разработка мышления – их основная задача. Минусы: отделяли мышление от речи и чувственной основы.

3.Гештальт. (К. Коффка)

Мышление свершается в замкнутой сфере сознания. Мышление – это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций.

Мышление – интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры. Стали обращать внимание на интуицию и творчество.

4.Бихевиоризм. (Уотсон)

Стимул – реакция. Выщло определение практического мышления.

5.Психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер). Бессознательные формы мышления – заслуги, также к изучению зависимости от мотивов и потребностей человека.

6.Деятельная теория (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин)

Мышление – процесс, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая потом в свернутые формы.

7.Смысловая теория мышления Тихомирова.

Мышление – познавательная деятельность, регулируемая потребностями, мотивами, целями, эмоциями и смыслами личности.

Мышление: философия, кибернетика, логика, лингвистика, психология, физиология. Личностная регуляция – ведущий принцип.

Основные моменты теории: 1.эмоциональная регуляция мыслительной деятельности (эффект эмоционального решения; эффект эмоционального обнаружения проблемы; эмоциональное закрепление); 2.целеобразование мышления; 3. мотивация и мышление; 4. процессы смыслообразования мышления. Смысл – это то значение, которое человек придает отдельной задаче или её отдельным элементам.

Б)Ее появл-е было связано с появл-ем компьютеров, кот-е могли воспр-ть психич-е ф-ции чел-ка. Компьютерная метафора: мышл-е чел-ка можно изучать по аналогии с работой компьютера. Настоящая теория мышл-я это комп-ная программа. Была поставлена задача изучать мышл-е как процесс перераб-ки инф-ции. Изучались послед-но этапы перераб-ки инф-ции, выделялись фазы процесса перераб-ки инф-ции. Исслед-я Стенберга:

 

https://www.bibliotekar.ru/biznes-35/85.htm тут все стили написаны. Выбери что именно надо.

Вюрцбургская школа в психологии мышления

Представители: Кюльпе, Майер, Ах, Уотт, Зельц.

Вюрбургская школа - магильщик ассоцианизма. В.Ш. заявили, что мыслительная деятельность не подчиняется законам ассоциации, т.к. мышление имеет целенаправленный характер, который определяется задачей (целенаправленность, понятие задачи).

Представители ВШ спорили с ассоцианистами, но поддерживали связь с Вундтом (метод интроспекции-самоанализа)

Выводы на фоне исследований:

1.Идея безобразного мышления

2.Очень высокая степень целенаправленности

3.Мыслительный процесс ухудшается во время внутренней речи

4.Мышление - внезапное разумное решение. Понимание - мгновенный акт.

Эта идея оказалась несостоятельна. Любой акт мышления включает функцию визуального аппарата.

Уатт. Ввел понятие задачи. Показал, что на направление мышления влияет инструкция и самоинструкция.

Ах. Дифференцировал понятие задачи. Этапы влияния задачи:

-детерминирующая тенденция (бессознательный механизм)

-представление о цели (сознательный)

Использовали эксперименты с гипнозом, чтоб доказать детерминирующую тенденцию.

Основные проблемы:

-психическое содержание мышления.

-факты направленности и избирательности мыслительной деятельности

-мышление как процесс решения задач

-теория мыслительных операций отто-зельца

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями.

При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.

В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание.

Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность).

Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Навык - единица мышления.

Мышление - внутреннее поведение.

Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.

Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями.

Следуя методологии операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.

Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

Мышление - форма инструмент поведения.

Единица мышления - навык.

Навык: речевой навык.

4 речевых навыка по Фишеру:

1. н. ассоциирования

2. н. наименования (стимул - слово)

3. н. использования частных и общих слов. (ромашки - частное, цветы - общее)

4. н. трансформация значения слова (коса - волосы, коса - инструмент)

Влияние словестных формулировок. Изучение разнообразной вербальной ассоциации. Закономерно образование понятий. Если отсутствует вербальная деятельность, то процесс образования понятий - затрудняется. Чем активнее вербальная реакция, тем легче идет обобщение. Идея интеллектуального развития - Фейерштейн.
Понятие мышления в психоанализе.

Фрейд: рассматривал " энергетические компоненты"

Задача его: описать трансформацию энергетических процессов внутри организма.

мышление: разумное и символическое

РАЗУМНОЕ:

1. сознательный характер – осознание цели

2.адаптивность - приспособления к действительности

3.выраженная истинность и ложность оценки

4. вербальный характер, мысль выражается в речи - разумная мысль имеет социализированность.

5.объективированность.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ (аутическое)

1. бессознательный характер

2.неадаптивность

3символ мышления стремится к удовлетворению желаний

4. проявляется в образах

5. субъективированный характер

ТИПОЛОГИЯ ЮНГА:

Базовый мех-м - установка (на что ориентирована психологическая активность " вне" или " внутрь").

Экстраверсия - психическая установка, инициирующая психическую деятельность на объекты " вне"

Интроверсия - в себя.

Психоаналитические функции:

4 способа познания:

1. логическая информация

2. эмоции

3. интуиция

4. ощущения

2 КЛАССА ПОЗНАНИЯ

-рациональное (логическое, эмоциональное)

-иррациональное (интуиция, ощущение)

тут про экстравертированный мыслительный тип, экстравертир чувствующий тип.

экстравертивный ощущающ тип, экстравертивный интуитивный тип.

интровертир мысл тип, интроверт чувств тип.

интровертивн интуитивн тип, интровертир ощущ тип.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал