Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная среда организации






Управление социальным развитием представляет собой организационный механизм планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, которая формируется под воздействием многообразных факторов (рис. 3).

 

Рис. 3. Факторы, формирующие социальную среду организации

 

Социальные факторы, применительно к организации, выражают содержание изменений в условиях, образующих ее социальную среду, и адекватные этим изменениям последствия. Их различают прежде всего по направленности и формам воздействия на персонал как в пределах самой организации, где осуществляется совместный труд, так и в ближайшем ее окружении, где работники организации и их семьи живут.

 

Рассматривая понятия внешней и внутренней среды организации, мы отмечали, что внутренняя среда - это часть внешней, заключенной в рамки организации. Естественно, что эти рамки оказывают на нее свое воздействие. Внутреннюю среду, связанную с взаимоотношением сотрудников между собой, воздействием сотрудников друг на друга, взаимодействием руководителей и подчиненых можно назвать социальной средой организации. Эта среда в организации имеет сложный характер; она включает в себя еще и лидерство, политику и правила в организации, присущие данной организации нормы и ценности и многое другое.

На поведение людей в организации влияет каждый из аспектов ее социальной среды. Это дает основание рассматривать организацию как сложную открытую систему. (Открытая система - это система, которая влияет на свое окружение и испытывает влияние с его стороны, то есть она с ним взаимодействует). Понятие открытой системы рассматривалось более подробно в курсе «Введение в специальность»).

В системе социальной среды взаимодействуют пять основных подсистем:

• Техническая подсистема: техника, оборудование процессы и вспомогательные средства, используемые при производстве товаров и/или услуг;

• Подсистема целей и ценностей: стратегические цели, методы их достижения, философия, миссия и обязательства организации по отношению к внешней среде и к своим сотрудникам;

• Структурная подсистема: формальные описания работы, правила и процедуры, формальные властные и коммуникативные связи, система кадровой работы и функциональные обязанности работников:

• Психологическая подсистема: действия конкретных работников, ролевая и должностная иерархия, групповая динамика и схемы влияния внутри организации;

• Управленческая подсистема: управленческие цели, планирование, организационная деятельность, контроль и осуществление связи организации с ее внешней средой.

Взаимодействие этих подсистем показывает, что поведение людей на работе обусловлено множеством взаимовляющих факторов. Применительно к конкретному работнику можно определить переменные, влияющие на его жизнь в организации:

• Техническая подсистема определяет уровень требований к профессиональной компетенции работника и к его стремлениям к овладению новаторскими методами работы;

• Подсистема целей и ценностей определяет уровень овладения работником организационной культурой и степень соответствования его личных ценностей организационным:

• Структурная подсистема дает возможность работнику обозначить свое место в организации и отношение к этому месту;

• Психологическая подсистема создает организационный климат (общее мнение членов организации по поводу того, как она относится к своим членам и своему внешнему окружению);

• Управленческая система определяет политику руководства в вопросах оплаты труда, поощрений и наказаний для конкретного работника и позволяет ему ориентироваться на своем рабочем месте в организационном поведении.

Социальная среда — более сложное понятие, чем понятие «организация», ибо «социальное» может рассматриваться с широкой и узкой точек зрения: в первом случае это все, что отно­сится к обществу в целом, а потому «социальное» является си­нонимом «общественного» в его сопоставлении с природным; во втором случае это только часть общества, та его сфера, кото­рая непосредственно связана с взаимоотношениями и взаимо­действием людей, распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досу­га, предоставлением ему социальных услуг.

Как составная часть жизни общества социальная сфера охва­тывает широкий круг разнообразных отношений между людьми и их объединениями, социальными группами и слоями в том виде, как они складываются на тот или иной конкретный исто­рический момент. Эта сфера включает множество учреждений непроизводственных отраслей народного хозяйства и основные элементы социальной инфраструктуры, в том числе здравоох­ранение, образование, науку, культуру, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Она вбирает в себя систему социаль­ного обеспечения граждан, социальных прав и гарантий, уста­новленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны, все то, что определяет условия и образ жизни населения, формирование и удовлетворение его насущных потребностей.

Следовательно, социальную среду организации как микро­общества составляет совокупность материальных, общественных и духовно-нравственных условий, в которых работники организации трудятся, живут вместе с семьями и в которых происхо­дит распределение и потребление благ, складываются объективные связи между отдельными личностями и группами, находят выражение их морально-этические ценности.

Эту среду образует персонал организации, различающийся по демографическим и профессионально-квалификационным признакам — полу, возрасту, уровню образования и т.д., а так­же межличностными и межгрупповыми связями; объекты соци­ального назначения, обеспечивающие надлежащие условия труда и быта работников и отчасти членов их семей; слагаемые каче­ства трудовой жизни, которые в первую очередь определяются материальным и моральным вознаграждением труда, атмосфе­рой солидарности, сотрудничества и взаимопомощью, степе­нью сплоченности коллектива, социальным партнерством, пре­стижностью совместной работы.

Социальную среду прежде всего характеризует потенциал организации, т.е. ее материально-технические и социально-эко­номические возможности: размеры и территориальное располо­жение организации; численность и качество персонала, харак­тер ведущих профессий; отраслевая принадлежность и профиль предприятия, объемы производимой продукции — будь то това­ры или услуги; форма собственности; финансовое положение; состояние основных фондов и технический уровень производ­ства; социальная инфраструктура; содержание и организацион­ные формы трудового процесса; известность фирмы, ее тради­ции и имидж.

Фактор – это движущая сила развития, указывающая на причину и содержание изменений. Применительно к социальной среде организации этот термин выражает условия, определяющие характер и возможные последствия происходящих в ней перемен.

Основными факторами социальной среды организации являются:

- социальная инфраструктура организации;
- условия работы и охрана труда;
- социальная защита работников;
- социально-психологический климат коллектива;
- материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;
- внерабочее время и использование досуга.1

Рисунок 1 – Факторы социальной среды организации

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал