Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иконоборчество. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Причины иконоборчества: 1) заповедь «не сотвори себе кумира и никакого изображения его», 2) борьба власти с господством церкви. 1 период (730-787) Пришедший к власти Лев III Исаврий (717-741) в 726 в специальном эдикте объявил почитание икон и мощей святых идолопоклонством, поддержав позицию части малоазиатского белого духовенства => попытка снизить авторитет монастырей в провинциях, скопивших в своих руках большие богатства. Цель этой политики заключалась в том, чтобы пополнить казну гос-ва для поддержания армии и гос. аппарата. Борьба иконоборцев и иконопочитателей сопровождалась ссылками, конфискациями, пытками и истреблением инакомыслия. Лев III проводил идеи цезаропапизма, в 729 году патриарх Герман I под его нажимом вынужден был сложить полномочия. Пришедший на его место патриарх Анастасия своим эдиктом осудил иконопочитание. Иоанн Дамасский написал «Три защитительных слова против порицающих святые иконы»: определены различая между «служением» и «поклонением» Богу. Константин V Копроним (741-775) продолжил политику отца. Но при нём патриарх Анастасий уже поддерживал иконопочитателей. Желая укрепить свою позицию в этом вопросе Константин позвал в 754 году иконоборческий собор, на котором не было представителей ни Рима, ни Антиохии, ни Александрии, ни Иерусалима. Константина V называли 13-м апостолом и провозглашали анафему защитникам икон: Герману Константинопольскому, Иоанну Дамаскину и Георгию Кипрскому. После 761 года Константин не только стал подвергать открытому гонению и мучениям отдельных представителей монашества (например, преподобномученика Стефана Нового, но преследовал, по-видимому, и самый институт монашества. Благодаря этому, усиливалась эмиграция греческого монашества, бежавшего, главным образом, в южную Италию и на северные берега Чёрного моря. Несмотря на усиление оппозиции (в которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), иконоборчество держалось не только до смерти Константина, но и в царствование его сына, более умеренного иконоборца Льва IV Хазара (775—780). С конца VIII иконоборчество стало ослабевать, т.к. монастыри были ослаблены и поставлены под контроль гос-ва. Это было связано ещё и с тем, что к власти пришла императрица Ирина – сторонница иконопочитания. Папа римский выступил резко против иконоборчества и проклял его проповедников. VII Вселенский собор 787 года осудил иконоборчество. 2 период (814-842): После неудачной осады столица Фомой Славянином в 812-823 иконоборчество навсегда сошло с исторической арены. Иконоборчество было лишь предлогом своего рода, используя который правительство закрывало наиболее крупные монастыри и конфисковала их имущество. Взятые в казну монастырские земли были распределены как бенефиции среди формировавшегося византийского рыцарства. -> Народные недовольства. 821г восстание Фомы Славянина (выдавал себя за сына Константина 6). Он провозгласил себя императором, пользовался поддержкой арабов, короновался в Антиохии, затем направился со своим сторонниками к Константинополю. Но он не провел никаких соц.реформ, не облегчил налоги-> по существу он хотел пробраться к власти. В 823г Фома потерпел поражение под Константинополем, был взят в плен и казнен. В 843г иконопочитание было оф.восстановлено (наладились отношения церкви и гос-ва).
33. Македонская династия. Македонская династия (867-1056) Ко времени правления Македонской династии Константинополь превратился в крупнейший торговый центр, игравший роль посредника в торговле Европы с Азией. В то же время арабская опасность перестала быть страшной для Византии, т.к.арабский халифат распался на отдельные княжества. При Македонской династии территория империи снова расширяется. На востоке у арабов были отвоеваны Крит, Кипр, большая часть Сирии с городом Антиохией. Одновременно борьба со славянским гос-вом (болагарами). Отношения Византии с Киевской Русью более миролюбивые, т.к. 1)оживленные торговые отношения(водный путь из варяг в греки); 2)упрочились культурные связи (988принятие христианства от греков, проникновение в связи с этим византийской образованности на Русь); 3) совместная борьба с общими врагами-печенегами, хазарами, половцами. Однако в 1051г Ярослав ослабил церковную зависимость Руси от Константинополя (в 1051г назначен русский митрополит священник Илларион). Окончательно русская церковь освободилась от верховенства в 1448г. Разделение церквей: В сер. 11 (1054) разрыв Константинополя с римским папой; рост политического могущества римских пап на Западе => разделение христианской церкви (западную (католическую) и восточную (православную) – (отличались обрядами, языком богослужения, системой управления (на западе-папы и кардиналы; на востоке-патриархи). Золотой век византийской государственности. Оформился пышный дворцовый этикет, упрочилась система соправителей (соправитель - сын) => ни один император не потерял власть через переворот, в провинциях фемная организация начала приходить в упадок => феодальное войско, ядро которого – тяжёлая конница – катафракты. Аграрная политика: направлена на то, чтобы помешать обезземеливанию крестьян – Василий II Болгаробойца (976-1025) велел возвращать крестьянам землю независимо от того, когда она была потеряна => участки объявлены неотчуждаемыми. Города: расцвет, ремесленники объединены в корпорации, главу которых назначает эпарх, расцвет торговли. Гос. управление: специализация и дробление ведомств, рост значения налогового ведомства, в-ва почты, дорог, разведки и тайного сыска; сановники делились на классы и разряды по табелю о рангах, каждый получал жалование и парадное одеяние. Лев VI (886-912) – ликвидация остатков самоуправления в городах. Синклит подчиняется воли императора, а он – евнухам. Императоры увеличивали полномочия провинциальных судей, опасаясь усиления стратигов => рост бесконтрольности провинций. Внешняя политика: патриарх Фотий (858-867) утверждал идею мирного обеспечения безопасности границ путём крещения соседних народов => миссии: 860-861 в Хазарию, 863 в Великую Моравию, на Русь, в Болгарию и Сербию. 893-896 и 913-919 – войны с Болгарией, посягавшей на византийским престол. Нашествие арабов – 904 – захватили Фессалонику => военная реформа Никифора II Фоки (963-969): отряды тяжеловооружённой конницы. 1018 – завоёвана Болгария (восстания в 1040-1041 и 1072), сербы и хорваты призвали зависимость от империи. 907 – нападение Руси, 911 – договор: Р + право беспошлинной торговли в К-ле и содержание купцов за счёт местной власти. 941 – нападение Игоря, 944 – договор. 967 – Никифор II Фока предложил Святославу одолеть болгар => 968 – одолел и пошёл на Византию => 971 – мирный договор. 987 – Василий II просит Владимира I прислать войско для борьбы с Вардой Фокой. 988 – крещение Руси. 1047 – Русь помогла Константину IX Мономаху (1042-1055) разбить очередного узарпатора. Особенности Византийского феодализма: 1) замедленное разложение рабовладельчества и длительное сохранение рабства; 2) в Византии были разные типы общин, большинство – митрополии (соседские общины), где крестьяне имели право частной собственности на земельный участок, но были ещё преграды к его отчуждению; 3) сохранение централизованного гос-ва и монархической формы правления, прочная экономическая база – значительный гос. земельный фонд; 4) наивысший расцвет городов пришёлся на ранний период феодализма, а не на конец; 5) вассально-ленная система не развита, дружин – свита, а не вассалы; 6) рыцарство как особое военно-служилого сословия так и не сложилось. Наиболее часто встречающейся фигурой в Византийской деревни был крепостной крестьян – парик, сидящий на земле феодала и платящий ему оброк – феодальную ренту. 34.западная римская церковь, папская доктрина. Христианство, еще в начале IV в. гонимое «извне» языческим обществом и государством, раздираемое «изнутри» сложнейшими богословскими спорами, встречает новое V столетие, будучи единственной официально признанной религией Римской империи. Свершение этого «чуда из чудес», как часто впоследствии называли «торжество христианства» в IV в., связано с именем императора Константина I (274—337).С издания Миланского эдикта (313) христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергается гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником, — не за нетерпимость к христианству, но за ограничение прав церкви и объявление веротерпимости к христианским неканоническим учениям (ересям) и язычеству. Христианство становится официальной государственной религией, а к концу столетия при императоре Феодосии I (379-395) объявляется религией нетерпимой и к язычеству, и к ересям. Основы феодально-церковного мировоззрения средних веков были заложены на рубеже IV и V вв. епископом города Гиппона (Северная Африка) Августином (354—430). К догматическим положениям христианства, в основном утвержденным на Никейском и Константинопольском церковных соборах в 325 и 381 гг., он добавил разработанное им учение «о единоспасающей роли церкви». Августин вел ожесточенную борьбу против различных еретических течений, догматически обосновал право частной собственности, объявил богатство и бедность «божественным установлением». В своем главном сочинении «О государстве божьем» («De civitate Dei») Августин дал христианское представление о мировой истории. Согласно его концепции, «земному государству» — миру (civitas terrena), которое является порождением дьявола, противостоит, хотя и сплетаясь с ним в реальной жизни, «государство божие» (civitas Dei). Представителем последнего является церковь; ее задача — одолеть «царство дьявола» путем распространения христианской веры, искоренения ересей и обращения в «истинную веру» всего человечества. Августин считал, что история развивается по божественному плану и, в конечном счете, по восходящей линии — к блаженному состоянию человечества. Церкви удалось сохранить свои владения во время варварских нашествий и умножить свои богатства. Она содействовала процессу феодализации. Уже в раннее средневековье в большинстве стран Западной Европы в руках монастырей, епископов, соборных капитулов была сосредоточена значительная часть земельной площади; церковь жестоко эксплуатировала труд зависимых крестьян. Церковные феодалы занимали видное место в складывающейся феодальной иерархии. Являясь вассалами королей и других светских государей, сами они имели многочисленных не только духовных, но и светских вассалов. Крупные церковные феодалы располагали широкими иммунитетными правами. Большое значение в укреплении экономического и социального влияния церкви имели монастыри. Основанный около 529 г. Бенедиктом Нурсийским монастырь Монтекассино (Италия) положил начало первому монашескому ордену — ордену бенедиктинцев. Его устав широко использовался при дальнейшей организации раннесредневековых монастырей, большинство которых принадлежало к бенедиктинскому ордену. Монастыри и епископские владения уже в VII—VIII вв. обычно были средоточием экономической жизни — рядом с ними устраивались ярмарки, на принадлежащих им землях трудом зависимых крестьян — колонов и сервов — велось обширное хозяйство. Обогащаясь, они еще шире развертывали свою хозяйственную деятельность, округляя владения за счет разоряющихся общинников, а также за счет освоения, конечно с помощью своих крестьян, лесов, болот и пустошей. Наиболее крупные и богатые монастыри (аббатства) оказывали влияние и на политическую жизнь стран Западной Европы. Церковь все более приобретала характер мощной централизованной и вместе с тем иерархической организации. Низшей ячейкой церковной организации на Западе и на Востоке был приход во главе с приходским священником (пресвитером). Пресвитеры входили в состав иерархии, возглавляемой епископом. Епископ, ставший единоличным главой «общины верующих» каждой епархии, приобретал в церкви особое значение. Ряд епархий объединялся в митрополию, во главе которой стоял митрополит на Востоке и архиепископ на Западе. На Востоке еще в V в. возникли церковные объединения более высокой ступени — патриаршества (в Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме). На Западе равное с патриархами признание (а затем и более высокое, чем они) получил римский епископ — папа. Большое значение приобрели в управлении церковью соборы (съезды) епископов. На местные (или поместные) соборы собирались епископы отдельной провинции или нескольких провинций; «вселенские соборы объединяли всех епископов церкви, на них решались вопросы догматики, культа, организации церкви (до IX в. они созывались византийским императором). Большую роль в усилении церкви в Западной Европе сыграло возникновение папства. В конце IV — начале V в. римские епископы присвоили себе исключительное право называться папой, т. е. главой церкви. Используя отсутствие на Западе, в частности в Италии, сильной светской власти, папы в V—VI вв. быстро возвысились, Совокупность земель, находившихся в руках папы, стала рассматриваться как «вотчина Св. Петра».К концу VI в. папство в Западной Европе стало выдвигать претензии на полное верховенство в христианской церкви. Папа Григорий I (590—604) энергично выступил против константинопольского патриарха, отрицая за ним право на титул «вселенского» владыки. В целом между церковью и государством в Западной Европе в период раннего средневековья существовал тесный союз. Церковь выступала «в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя». В борьбе с врагами этого строя, так же как и с теми, кто в чем-либо посягал на авторитет церкви, она использовала тщательно разработанную систему церковных наказаний: «отлучение», которое ставило человека вне церкви; «интердикт», когда всякое отправление культа запрещалось на территории какой-либо области или даже целой страны; «анафема» — торжественное публичное предание проклятию; разного рода церковные покаяния и т. д. Раннефеодальное государство, в свою очередь, защищало и поддерживало интересы церкви. Пипин Короткий активно участвовал в создании Папского государства в Италии. Карл Великий узаконил церковную десятину (decima) как обязательную подать, которой облагалось все население. В середине IX в. при папе Николае I (858— 867) столкновения между западной и восточной церковью приобрели особую остроту. Территориальные домогательства папства и появление в Болгарии папских легатов вызвали конфликт между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. На созывавшихся обеими сторонами церковных соборах выявились догматические, канонические и обрядовые разногласия между восточной и западной церквами, сохранившиеся до нашего времени. На Западе считали, что «святой дух» исходит в равной степени от «бога-отца» и от «бога-сына» (латинское filioque), тогда как на Востоке признавалось исхождение «святого духа» только от «бога-отца». Главные обрядовые расхождения заключались в том, что у католиков духовные лица причащались хлебом и вином, а миряне — Только хлебом; у православных же все верующие без различия получали причастие и вином, и хлебом. На Западе крестное знамение совершалось пятью пальцами, на Востоке — тремя. В западной церкви служба повсюду велась только на латинском языке, в православной же — на местных языках. На Западе церковь требовала безбрачия от всех духовных лиц, на Востоке безбрачие требовалось только от монахов. Западная церковь в отличие от византийской не допускала выхода из духовного звания, запрещала мирянам читать и толковать Священное писание, утверждала первенство папы в христианской церкви и институт кардиналов, не признаваемый на Востоке. В борьбе с восточной церковью папа Николай I впервые использовал сборник папских посланий, ложно приписанный епископу Исидору Севильскому (VI—VII вв.). Этот сборник («Лжеисидоровы декреталии») включал свыше ста вымышленных папских посланий, водложные документы о решениях церковных соборов, «Константинов дар» и другие фальшивки, целью которых было обоснование папского примата в церкви и миродержавных притязаний папства. С этих пор «Лжеисидоровы декреталии», позднее официально включенные в свод канонического права, стали общепризнанной в средние века основой папского владычества, пока в XV—XVI вв. не была доказана их подложность. Летом 1054 г. присланные в Константинополь легаты папы Льва IX предали проклятию византийского патриарха Михаила Керуллария. Последний, в свою очередь, созвал церковный собор и проклял папских легатов. Так совершилось окончательное разделение ранее формально единой христианской церкви на западную — римско-католическую, и восточную — греко-католическую, или православную. Разделение церквей и дальнейшее развитие каждой из них определялось особенностями социально-политического развития Византии л западноевропейских стран. В Византии церковь была полностью подчинена императорской власти, на Западе она в ходе борьбы со светской властью отстояла свою самостоятельность и долго сохраняла притязание на политическое верховенство. Становление доктрины папства. Параллельно с институтом Вселенских соборов складывается другое представление об общецерковном авторитете: в случае сомнений или разногласий следует обращаться к апостольским епископским кафедрам. Главной из кафедр была римская, основанная «князем апостолов» ПетромОбоснование общецерковного примата (верховенства) кафедры апостола Петра стало основным направлением деятельности папства в IV—V вв. Наиболее полно эту доктрину выразил папа Лев I Великий (440—461). Он рассматривал римского епископа как полноправного наследника Петра, как его викария (наместника) на Земле, принявшего от Петра высшую власть над церковью всего христианского мира и ключи от царства небесного. Однако на востоке империи первенство римского епископа признавали лишь формально. Сначала к нему были приравнены по положению епископы крупнейших богословских школ христианского мира - Александрии и Антиохии, а затем и Константинополя — новой столицы империи. Почетное место занимала древнейшая Иерусалимская церковь. На Халкидонском соборе 451 г. окончательно складывается пентархия, т.е. система пяти вселенских патриархатов, каждый из которых управлял церковью определенной части христианского мира. Римскому патриарху отводилась роль главы только западной церкви. Притязания же папы Льва Великого встать над самими Вселенскими соборами, которые продолжали считаться высшим церковным авторитетом, были отвергнуты. Вместе с тем, среди восточных патриархатов уже в V в. лидирующее положение занял Константинополь. Халкидонский собор утвердил почетное первенство среди остальных патриаршеств не только за Римом, но и за Константинополем, который фактически являлся проводником императорской церковной политики. Вселенские же соборы, созывавшиеся по инициативе императоров и проходившие под их председательством, стали важным инструментом осуществления императорской власти над церковью Если на востоке империи церковь оказалась под жестким контролем императора, активно вмешивавшегося в решение догматических вопросов, то на западе папство стремилось отстоять автономию духовенства, а соответственно, и своей власти. Этому немало содействовал перенос столицы империи из Рима, а затем и ликвидация Западной Римской империи. Папа Геласий I в конце V в. сформулировал так называемую теорию двух властей. Он строго разграничил компетенцию светской и духовной власти, считая безусловным злом любое вмешательство империи в дела церкви. Правда, полностью реализовать эту теорию папство смогло лишь в XI в.
35. клюнийское движение. Со второй половины IX в. наступает почти двухсотлетний период упадка папства. После раздела Каролингской империи Италия оказалась политически раздробленной. Как феодальный государь папа являлся далеко не самым могущественным среди итальянских феодалов. Будучи не в состоянии подчинить их своему влиянию, он стал орудием, а иногда и жертвой в междоусобной борьбе различных феодальных группировок. Распад Франкской империи временно нарушил еще недостаточно укрепившиеся в предшествующий период связи папства с духовенством в других странах и областях Европы. Этим были отчасти подорваны общеевропейское влияние и финансовая база папства. Пользуясь упадком папства, крупные феодалы перестали считаться с ним, захватывали принадлежавшие папам земли. После образования при Оттоне I так называемой Римской империи папский престол в течение почти столетия занимали ставленники германских императоров. На местах же церковь все более оказывалась в зависимости от отдельных светских правителей. Упадок папства способствовал усилению власти епископов и архиепископов, которые превратились в феодальных князей, подчинявших общецерковные интересы своим политическим целям и стремлению к обогащению. Церковь все более «обмирщалась», все дальше отходила от идеала бедности и аскетизма, что подрывало ее авторитет и влияние на массы. В связи с этим в среде монашества возникло движение, направленное на укрепление морального престижа церкви и ее самостоятельности по отношению к светским властям, на создание сильной церковной организации, в частности на усиление папской власти. Это движение в начале X в. возглавил монастырь Клюни (Французская Бургундия), вскоре ставший центром крупного объединения монастырей (к концу XII в. в клюнийскую конгрегацию входило около 2 тыс. монастырей Франции, Германии, Италии, Англии и Испании). Клю-нийский аббат подчинялся непосредственно папе: строгий устав исключал подчинение монастырей не только светским властям, но и местным епископам. Он требовал от монахов строгого соблюдения обета безбрачия («целибата»). Клюнийцы выступали также против продажи церковных должностей («симония») и назначения епископов и аббатов светскими государями. Для успеха проповедей в монастырях создавались библиотеки и школы, проникнутые церковным духом. Монахам запрещалось заниматься физическим трудом. Клюнийское движение использовалось также частью крупной феодальной знати как средство в борьбе против королевской власти и поддерживавших ее епископов, с одной стороны, и против народных выступлений и усиливавшихся в это время еретических движений — с другой. Многие феодальные сеньоры X—XI вв. щедро одаривали клюнийские монастыри землями, сами нередко уходили в эти монастыри и энергично поддерживали клюнийскую реформу. В 1059 г. на Латеранском соборе в Риме один из главных вождей клюнийского движения монах Гильдебранд (впоследствии папа Григорий VII) добился решения о новом порядке выборов пап: папа должен был впредь избираться кардиналами без вмешательства императоров или других светских властей. Став папой (1073—1085), Григорий VII в своем трактате «Диктат папы» развернул программу папской теократии, утверждая верховенство папской власти над властью светских государей. Всю свою деятельность этот решительный и непреклонный политик направил на осуществление своей программы. Он вел ожесточенную борьбу с германским королем (впоследствии императором) Генрихом IV, поводом для которой послужил спор из-за инвеституры. Ему принесли ленную присягу и отдали в качестве «дара св. Петру» свои земли нормандские герцоги Южной Италии. Того же он требовал от венгерского короля и английского короля Вильгельма Завоевателя. Схожую политику Григорий VII проводил в Испании и Чехии, Дании и Далмации, на Корсике и Сардинии. Воспользовавшись междоусобной борьбой сыновей русского великого князя Ярослава Мудрого, папа пообещал одному из них, Изяславу, свою помощь при условии, что он, став киевским князем, признает себя вассалом римского престола. Григорий VII добился значительного укрепления авторитета папства и католической церкви. Однако его теократические идеи и планы создания универсальной папской монархии не были осуществлены. Его политика потерпела поражение во Франции и Англии, не увенчалась полным успехом и в Германии. В конце своей долгой борьбы с императором Генрихом IV папа вынужден был даже покинуть Рим и бежать на юг Италии, где и умер.
36. Культура Европы 5-12 вв. Наиболее яркие явления в культурной жизни V – VII вв. в Западной Европе были связаны с " Остготским возрождением" – периодом культурного подъема в Остготской Италии во время правления Теодориха (493 – 526 гг.). Крупнейшие деятели-Боэций и Кассиодор.Боэций (ок.480 – 524 гг.) сетовал на то, что римская свобода погибла, а в поэтических образах своего трактата " Об утешении философией" стремился выразить всю нестабильность своего времени и земного бытия. Он был автором ряда школьных трактатов, причем задачи образования определял в рамках чисто просветительских, светских. Его трактаты " Haставления к арифметике" и " Наставления к музыке", сочинения по логике и теологии, переводы некоторых трудов Аристотеля стали фундаментом системы средневекового образования. Флавий Кассиодор (около 490 – около 585 гг.) занимал высшие должности при дворе остготских королей. Кассиодор пытался соединить христианскую теологию и риторическую культуру. Он предложил набор трудов историков, которые позволяли правильно рассматривать христианство в контексте мировой истории. В Западной Европе IV – VI вв. получили распространение разнообразные справочники, энциклопедии. Одним из ведущих литературных жанров раннего средневековья была агиография на латинском языке, представлявшая собой " житие святых" – рассказы о жизни, чудесах и мученичестве за веру людей, признанных церковью святыми. Города Остготской Италии (Рим, Равенна, Милан) становятся в раннем средневековье центром развития искусства, продолжавшего традиции античной классики. Особо примечаными постройками Равенны были мавзолей Теодориха, мавзолей Галлы Плацидии. Храмы строились главным образом из дерева, а с ХI в. стали применяться каменные цилиндрические своды. В VI в. в Равенне была построена церковь, посвященная христианскому святому – мученику Виталию. Главная достопримечательность храма Сан Витале – великолепная мозаичная роспись. Мозаика была одним из основных видов искусства раннего средневековья. На севере Италии значительным культурным центром раннего средневековья был Милан. Из памятников остготской эпохи сохранилась церковь Сан Лоренцо Маджоре с фрагментами мозаик V в. Вестготия. Важнейшим истоком культуры V – Х вв. была духовная жизнь варварских племен, их фольклор, искусство, обычаи, особенности мировосприятия. В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в церковное искусство. Фольклор породил и народную поэзию, и сказки; он лежит в основе героического эпоса. Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного искусства: образцы вооружения, например, богато украшенные рукоятки мечей, культовая и бытовая утварь, разнообразные фибулы, пряжки, застежки и прочие, свидетельствующие о высокоразвитой технике обработки металлов. В произведениях искусства варваров предпочтение всегда отдавалось орнаменту. Представления о могучих германских богах и героях и их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты так называемого " звериного" (тератологического) стиля, который впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и романской архитектуре. Большой вклад в создание исторических трудов, освещающих деяния варваров, внесли Иордан, создавший в VI в. " Генетику", Григорий Турский, изложивший историю франков, Павел Диакон (около 720 – 799 гг.), написавший " Историю лангобардов". К VII в. относится некоторое оживление культурной жизни в англосаксонских королевствах, где возникают монастырские школы, библиотеки и скриптории. Культура англосаксов наибольших успехов достигла в области литературы, а также в искусстве книжной миниатюры. Англосаксы, подобно другим германским племенам, сохранили свой языческий мир, мир богов, воителей и героев. На этом большом пласте англосаксонской культуры основывалась народная поэтическая традиция. Там возникли знаменитый эпический цикл о легендарном британском короле Артуре, а также образец дружинной поэзии – " Поэма о Беовульфе" (сохранилась целиком). Англосаксонский король Альфред Великий (около 849 – 899 гг.) прославился своими переводами с латыни на древнеанглийский язык сочинений Беды Достопочтенного, трактатов Боэция. В истории раннесредневековой европейской культуры особое место принадлежит кратковременному культурному расцвету в империи Каролингов, который получил название " Каролингского возрождения". Особого могущества империя франков достигла при правительстве Карла, прозванного Великим. Он обратился к использованию классического античного наследия. Латинский язык в его империи стал средством государственного объединения, в школах империи широко изучались древние авторы и классические дисциплины тривиума и квадривиума. Культурные реформы во Франкском государстве проводились в тесном союзе с католической церковью, а его реформы были начаты с установления единого канонического текста Библии. Центром образования и культуры в империи Каролингов была столица – Аахен. Там работали Павел Диакон из Италии, Теодульф, ученый-гот из Испании. Англосакс Алкуин немало странствовал, видел крупнейшие города средневековья, был знаком с выдающимися людьми и был участником многих важных событий. Большой популярностью в Европе пользовались педагогические трактаты Алкуина, а сам Карл считал себя его учеником. Вместе с Алкуином в придворной Академии в Аахене работал личный биограф Карла – Эйнхард, автор " Жизнеописания Карла Великого". Тогда появились новые типы сооружений, бугри, представлявшие собой укрепленный военный лагерь, со временем превратившийся в резиденцию феодала. При Карле Великом велось большое строительство в Аахене. Один из самых знаменитых памятников – здание дворцовой капеллы. Капелла служила местом хранения государственных и церковных реликвий. Архитектуру каролингской эпохи отличало применение тяжелых арочных конструкций. В каролингский период большое внимание стали уделять сооружению крипт, ставших второй церковью в храме. Монументальная живопись каролингской эпохи почти не сохранилась. Однако известно, что в IX в. мозаики и фрески украшали стены императорских дворцов и епископских резиденций. На них изображены библейские персонажи, римские полководцы и императоры, а также каролингские монархи. Пространство в живописных полотнах этой эпохи не трехмерно – оно заменено плоскостью. Скульптура " Каролингского возрождения" в основном представлена статуэтками из слоновой кости. Каролингская культура заложила фундамент дальнейшей эволюции европейского художественного творчества, сделав его достоянием античную традицию. Но " Каролингское возрождение" оказалось поверхностным и недолговечным; оно пришло в состояние полного упадка сразу после смерти Карла. Во Франкском государстве закрылись школы и библиотеки. Совершенно особняком в культуре IX в. стоит выходец из Ирландии, один из крупнейших философов европейского средневековья Иоанн Скот Эриугена. Опираясь на неоплатоновскую философию, в частности на сочинения византийского мыслителя Псевдо-Дионисия Ареопагита, он пришел к оригинальным пантеистическим выводам. От расправы его спасло то, что радикальность его взглядов не была понята современниками, мало интересовавшимися философией. Лишь в XIII в. взгляды Эриугены были осуждены как еретические. IX в. дал весьма интересные образцы монастырской религиозной поэзии. Светская линия в литературе представлена «историческими поэмами» и «славословиями» в честь королей, дружинной поэзией. В то время были сделаны первые записи германского фольклора и его переложения на латинский язык, послужившие затем основой составленного на латинском языке германского эпоса «Вальтарий». В конце раннего средневековья на севере Европы — в Исландии и Норвегии расцветает не имеющая аналогов в мировой литературе поэзия скальдов, которые были не только поэтами и исполнителями одновременно, но еще и викингами, дружинниками. Их хвалебные, лирические или «злободневные» песни — необходимый элемент жизни двора конунга и его дружины. Откликом на потребности массового сознания эпохи было распространение такой литературы, как жития святых и видения. Они несли на себе отпечаток народного сознания, массовой психологии, присущих им образного строя, системы представлений. К X в. импульс, приданный культурной жизни Европы Каролингским возрождением, иссякает из-за непрекращающихся войн и междоусобиц, политического упадка государства. Наступает период «культурного безмолвия», продлившийся почти до конца века и сменившийся кратким временем подъема, так называемым Оттоновым возрождением. После него в культурной жизни Западной Европы уже не будет периодов столь глубокого упадка, как с середины VII в. до начала IX в. и на протяжении нескольких десятилетий в X в. Х1-Х1У века станут временем, когда средневековая культура обретет свои классические формы. Мировоззрение. Теология, схоластика, мистика. Христианство являлось идейным стержнем культуры и всей духовной жизни средних веков. Теология, или религиозная философия, стала высшей формой идеологии, предназначенной для элиты, образованных людей, в то время как для огромной массы неграмотных, для «простецов», идеология выступала прежде всего в виде «практической», культовой религии. Сплав теологии и других уровней религиозного сознания создавал единый идеолого-психологический комплекс, охватывающий все слои феодального общества.Средневековая философия, как и вся культура феодальной Западной Европы, еще с первых этапов своего развития обнаруживает тяготение к универсализму. Она формируется на базе латинской христианской мысли, вращающейся вокруг проблемы взаимосвязи Бога, мира и человека, обсуждавшейся еще в патристике - учениях отцов церкви II—VIII вв. Специфика средневекового сознания диктовала то, что ни один даже самый радикальный мыслитель объективно не отрицал и не мог отрицать примата духа над материей, Бога над миром. Однако трактовка проблемы соотношения веры и разума была отнюдь не однозначной. В XI в. аскет и богослов Петр Дамиани категорически заявлял, что разум ничтожен перед верой, философия может быть только «служанкой богословия». Ему противостоял Беренгарий Турский, защищавший человеческий разум и в своем рационализме доходивший до откровенных насмешек над церковью. XII столетие иногда называют веком «средневекового гуманизма», «средневековым ренессансом». Такие определения могут вызвать обоснованные возражения, но они фиксируют особое значение этого времени в духовной жизни и культуре западноевропейского средневековья. Именно тогда происходит рост интереса к античному наследию, упрочение рационализма, возникает европейская светская литература, меняется массовая религиозность в направлении к индивидуализации веры; зарождается особая культура поднимающихся городов. В философии нарастание интереса к греко-римскому наследию выражается в более углубленном изучении древних мыслителей. На латинский язык начинают переводиться их сочинения, прежде всего произведения Аристотеля, а также трактаты Евклида, Птолемея, Гиппократа, Галена и других античных авторов, сохранившиеся в греческих и арабских рукописях. С XI в. начинается устойчивый подъем средневековых школ, система образования совершенствуется. Школы подразделялись на монастырские, кафедральные (при городских соборах), приходские. С ростом городов, появлением все время увеличивавшегося слоя горожан и расцветом цехов набирают силу светские, городские частные, а также гильдейские и муниципальные школы, не подвластные юрисдикции церкви. Учащимися церковных школ были бродячие школяры — ваганты, или голиарды, происходившие из городской, крестьянской, рыцарской среды, низшего клира. Обучение в школах велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Средневековье не знало устойчивого деления школы на начальную, среднюю и высшую, учета специфики детского и юношеского восприятия и психологии. Религиозное по содержанию, по форме образование носило словесно-риторический характер. Начатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно, часто в фантастической интерпретации. Центрами обучения навыкам ремесла в XII в. становятся цехи.
|