Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политико-правовое учение Ч.Беккариа
Родоначальник классической школы в науке уголовного права, автор знаменитого труда «О преступлениях и наказаниях». Беккариа полагал, что когда-то постоянные войны и произвол вконец утомили индивидов и они, пожертвовав некоторой долей принадлежащей им свободы, соединились, чтобы спокойно и в безопасности наслаждаться остальной ее частью. Сумма частиц пожертвований на общее благо свободы образовала верховную власть нации, которая должна была обеспечить людям нормальное существование под сенью справедливых законов. Но мира и правды нет, разрушаются все понятия о справедливости и долге и на их место ставится право сильного. Большая часть законов — не что иное, как привилегия, т. е. подать, наложенная на всех в пользу немногих. Беккариа писал, что существуют три источника нравственных и политических начал, управляющих людьми: Божественные откровения, естественные законы и добровольные общественные соглашения. Но даже представления об откровении и естественном законе, несмотря на их божественность и неизменность, тысячи раз искажались по вине людей ложными религиями и произвольными понятиями развращенных умов о порядке и добродетели. Беккариа выступал за справедливость, соразмерность наказания тяжести совершенного преступления. Порицая какие бы то ни было сословные привилегии, он категорически заявляет, что там, где знатные и власть имущие отделываются пустяками, а простой народ несет всю тяжесть суровых кар, «разрушаются все понятия о справедливости и долге и на их место становится право сильного». Главной причиной несправедливости наказаний Беккариа считал экономическое неравенство, деление общества на богатых и бедных. Богатство, частная собственность позволяют имущим классам устанавливать законы, защищающие их интересы. По этой причине богатый и бедный за совершение одного и того же преступления подвергаются разным наказаниям. Для предотвращения преступлений и оздоровления общества Беккариа не предлагает переустройства жизни на совершенно новых принципах. Он ведет речь «о восседающих на престолах Европы благодетельных монархах, покровительствующих мирным добродетелям, наукам и искусствам, отцах своих народов». Он предпочитает говорить об Устранении нищеты и постепенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах, доставляемых обществом; высказывается за всеобщее просвещение и хорошее воспитание; пишет о простых, мудрых законах и равенстве перед ними всех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении обязательных гарантий прав личности. Беккариа выступал против смертной казни, предлагая заменить ее пожизненными каторжными работами. Он считал, что, если люди будут видеть перед собой страдания каторжников, они устрашатся и воздержатся от совершения преступления. Идеи в труде «О преступлениях и наказаниях» защищают такие универсальные ценности, как свобода, честь и достоинство человека, общественный порядок, обеспечиваемый прежде всего не репрессиями, грубой силой, а справедливыми законами, самодисциплиной и высоким сознанием индивидов.
|