Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение А.Н. Радищева о государстве и праве






Александр Николаевич Радищев свой личный долг перед отечеством усматривал в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Термин “ самодержавие ” Радищев начинает употреблять именно в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках монарха. Радищев ставит знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти.

Радищев также критикует и бюрократический аппарат, на который опирается монарх. Радищев открыто заявлял о приоритете прав народа над правами монархов. Общество не передает никакому лицу всю полноту власти, оно лишь отчасти ограничивает свою свободу, чтобы дать место закону. Посягать на закон, уклоняться от его установлений недопустимо ни для подданных, ни для монархов.

Власть, возвышающаяся над законом, плодит неравенство прав и “ласкательство”, государи начинают жаждать божественных почестей, входит в союз с церковью, духовенством.

Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.

При заключении договора народ является в ней определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой.

Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве, в том случае, “если закон не имеет основания в естественном праве”, он как закон не существует. Радищев показывает теоретическую и практическую несостоятельность крепостного права.

Он признает за народом права на восстание в том случае, если его естественные права грубо нарушаются.

В качестве социального идеала Радищев представляет общество свободных и равноправных собственников.

Наилучшей политической организацией общества является республика. Концепцию разделения властей Радищев не признает, ибо только народ может быть истинным Государем.

Государственное устройство России он представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государство сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются “в свободе: мысли;

слова; деяния; в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах; в праве собственности и быть судимым себе равными”.

Разрабатывая основы законодательства, Радищев придерживался демократических принципов, утверждая “равную зависимость всех граждан от закона” и требования осуществления наказания лишь по суду, причем каждый судиться “равными себе гражданами”.

Организацию правосудия он представлял себе системы земских судов, избираемых гражданами республики. Склонялся к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций. Он также высказывался против телесных наказаний. Мыслитель активно выступал против агрессивных воин, отстаивая идею равноправия всех народов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал