Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Леон Дюги
Дюги считает, что общество делится на классы, где каждый класс выполняет свою социальную функцию, свой долг. Между классами существует «особенно тесная взаимная зависимость», они совершают часть работы, выпадающую на их долю согласно общественному разделению труда. Каждый класс зависит от другого. Факт солидарности осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости. Для каждого члена общества это означает: не совершать действий, уменьшающих социальную солидарность, и делать все возможное, чтобы ее увеличить. Согласно концепции Дюги социальная норма является комплексной, состоящей из трех ступеней (пластов) - экономические нормы (первая ступень социальной нормы) регулируют действия, относящиеся к производству, обмену и потреблению продукта. Ее нарушение приводит к перепроизводству, повышению цен, но государство на их нарушение никак не реагирует; - моральные нормы (вторая ступень) регулируют внешнее поведение людей в обществе. Она указывает индивиду как себя вести и действовать в определенной социальной среде - юридические нормы («верхний пласт», самая высокая ступень социальной нормы). По своей значимости для общества они превосходят экономические и моральные нормы. Главное их отличие от иных норм – социальное принуждение. Они начинают действовать, когда для их обеспечения необходимо применение государственной силы. Из этого положения Дюги делает вывод: объективное право – это совокупность множества конкретных, «нормативных» правил, рождающихся в условиях взаимозависимости людей. Государство. Дюги считал, что государство – это орган, выявляющий и развивающий социальную солидарность. Поэтому государство в его традиционных формах (римская, якобинская, королевская, наполеоновская, коллективистская форма) в конце концов, исчезнет, и ему на смену придет государственный строй, обеспечивающий социальную солидарность - строй социальной справедливости. В качестве важного принципа солидаризма Дюги выдвинул идею синдикализма Синдикализм – профессионально-корпоративное представительство в государственной власти всех слоев населения. Он выразил уверенность, что современное общество движется к синдикальному федерализму, т.е. в конечном итоге, возникнет федерация классов, организованных в синдикаты, где отношения будут регулироваться не законами, а договорами, соглашениями на основе уступок. И на смену господства классов придет господство представителей всех классов и партий на базе синдикатов и социальной нормы. Новое синдикалистское государство будет надклассовым. Отдельные предложения Дюги по преобразованию государственного строя: каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы; - в палате депутатов пропорционально представлены все партии; - сенат (высший трибунал) является собранием синдикатов, он определяет «законность закона» и состоит из равного числа представителей каждого класса; - власть распределяется между синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач; - эта синдикальная федерация обеспечивает всеобщее образование, здравоохранение, социальное обеспечение, охрану труда и т.д.
|