Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гуманистическая направленность образовательных инновационных процессов
Самым главным условием учебно-воспитательного процесса является его личностная ориентированность, направленная на то, чтобы каждый воспитанник стал полноценным, самодостаточным, творческим субъектом деятельности, познания, общения, свободной и самодеятельной личностью. Именно в этом и заключается гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса, центром и целью которого является личность воспитанника. Степень гуманизации этого процесса зависит от того, насколько он создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия ее природных задатков, стремление к свободе, ответственности, творчества. Необходимость гуманистической направленности образования, сутью которой является бережное отношение, уважение к личностного «Я» каждого воспитанника, обосновал один из лидеров гуманистического направления, американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). В книге «Свобода учиться» он утверждал, что только понимание и принятие педагогом ученика таким, каким он есть, без авторитарного давления с целью кардинально его изменить, делает процесс формирования личности результативным. При таких условиях происходит сближение «Я» реального «и " Я» идеального - того, к которому стремится ребенок учитывая актуальные социальные ценности и нормы. Воспитатель при этом призван доказывать ей, что ее любят, ею интересуются, занимаются. По мнению Роджерса, основой изменений в поведении человека является ее способность расти, развиваться и учиться, опираясь на собственный опыт. Ориентация на личностную сущность человека, стремление освободить ее от однообразия в общественном бытии и личностному развитию доминируют в современной теории и практике воспитания и обучения. Составляющие этой доминанты является одновременно и характерными признаками гуманистической педагогики. К ним относятся: - предоставление детям инициативы в познавательной деятельности, создание эмоционально стимулирующего учебного среды, развитие у детей саморегуляции и свободы, закорінених в чувство и осознание личной ответственности; - осуществление учебно-воспитательного процесса в атмосфере взаимодействия, привязанности, эмоциональной содружества; - структурирование педагогического процесса на признанной педагогом и детьми солидарной основе; - выполнение учителем роли советника, консультанта, источники знаний, целью которого является создание для учащихся реальных познавательных возможностей выбора альтернатив и самореализации в форме, которая бы соответствовала уровню развития каждого из них; - формирование и отбор образовательных программ учитывая максимальные возможности развития потенциала и стимулирования творческих способностей детей, обсуждение учителем с учащимися проблем познавательного развития, средств его оценивания. Гуманистическая педагогика дает широкий простор для реализации позиции ребенка в процессе обучения и воспитания. В контексте гуманистической образовательной парадигмы принципиально иной видится и позиция педагога, которому предстоит быть не средством, а определяющим фактором учебного процесса, соратником и спутником ребенка на путях познания. Учитель, воспитатель является ведущей фигурой успешной педагогического взаимодействия с воспитанниками, от него зависит оперативность учет их личностных качеств, которые постоянно изменяются под воздействием внешних обстоятельств и индивидуального роста. Личностно-ориентированную педагогику называют инновационной. Но, как справедливо утверждают отечественные ученые, инновационной она является только для нашей педагогической системы, поскольку другие уже давно развивают в гуманистическом направлении, постепенно трансформируясь в систему новых отношений. На сегодня зарубежная педагогическая инноватика опередила в развитии инновационные процессы в технике, материальном производстве и т.д. Не случайно инновационная деятельность в сферах материальной и духовной культуры многих развитых в современном мире стран начиналась с воспитания нового поколения одаренных детей, которым предстояло в будущем совершать открытия. Например, в Японии Ассоциации раннего развития и организацию «Обучение талантов» возглавляет основатель всемирно известной фирмы «Сони» Масару Ибука. Основой развития умственных способностей ребенка он считает ее личный опыт познания в первые три года жизни, когда активно развиваются структуры мозга. Именно в этот период ведущим видом деятельности человека становится обучения, формируется ее креативный (творческий) потенциал, который является главным средством развития творчества личности. Поэтому каждый ребенок может быть талантливой, если к ней будут применены гуманные методы обучения, которые оптимально соответствуют его возможностям. Потребность в людях, готовых к жизни в постоянно меняющейся социуме, настроенных и способных создавать новое в своей деятельности, позвала к жизни и стимулирует, катализирует (ускоряет) инновационные образовательные процессы, выход которых на новый уровень обеспечивает стабильность и развитие социума. Гуманистическая направленность инновационных процессов в системе образования обусловлена сосуществованием и сложными взаимоотношениями в научной педагогике и педагогической практике традиционной научной педагогики, ориентированной на объективные закономерности воспитания и имеет своим главным источником научные исследования, и создаваемой педагогами-новаторами педагогики сотрудничества. Педагогика сотрудничества - сформирован в середине 80-х годов XX в. новаторский направление в педагогике, представители которого положили начало и использовали инновационные системы и методы обучения и воспитания. Благодаря стараниям педагогов-новаторов новых орбит достигало искусство обучения и воспитания. Им принадлежат разнообразные открытия. На новаторскую педагогическую практику сориентировано и немало представителей науки, которые свои авторские программы реализуют в учреждениях образования не как экспериментаторы, а как учителя и воспитатели. В новаторской педагогике многогранно воплощена творческая сущность учебно-воспитательного процесса. Если научная педагогика развивает общие закономерности и теоретические проблемы воспитания, то новаторская творит эффективные педагогические технологии.
То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество ( до 1 года ), ранний детский возраст ( 2-3 года ), преддошкольный возраст ( 3-5 лет ), дошкольный возраст ( 5-6 лет ), младший школьный возраст ( 6-10 лет ), средний школьный, или подростковый возраст ( 11-15 лет ), старший, школьный возраст, или ранняя юность ( 15-18 лет ). Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным — индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек — единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств. При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие. Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
|