![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа редактора над композицией авторского материала. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Комп-я – структура, распол-е частей текста и связь между собой, обусл.идейным замыслом автора, назнач.произ-я и его сод-м. Основные принципы: 1)сюжетный – в основе комп-и лежит действие в развитии. Исп-ся в худ.лит-ре, репортажах, эссе и др. 2)логический (нулевой уровень комп) – основан на мыслит.схемах (причина-следствие, род-вид) Исп-сяв науч.лит., рекл, аналит.мат-х. Работа редактора: комп-ю произ. оценивает с т.з.ее соотв.теме. В произ.большого объема план опр-ся по огл-ю или подзаголовкам. В небол.мат. по внутр.связям. Критерии оценки: 1)логич.четкость – посл-ть излож., отсут.перескоков, повторов, четкость переходов между аспетами темы, 2)соотв-е принятому в произ-и композ.принципу, 3)соразмерность частей. Введение – мотив выбора темы, расшир.толк-е загол. Осн.часть – суть вопроса. Система утв-й и док-в, автор сам выбирает структуру, но ред-р может подсказ.способ изл-я. Заключение – подводит итог. Закл. и введение – рамочные эл-ты. Должны быть связаны с осн.частью. 1/8 или 1/10 объема. Ошибки: 1)иногда слишкомобщий хар-р. Можно приставить к любому тексту на эту тему. 2)не связаны или сильно отдалены по сод-ю от осн.части. Абзацное деление. Абзац – композ-смысл.единица, кот.набир. с отступом от левого края. Характ.единой темой, логич.целостностью, опред.композ-семант. соотнес. всего произ-я. Из сочет.тем абзацев складывается тема параграфа или главы. Причины деления: 1)композ-смысловой – стремление выделить отдел.моменты в разв-и действия, разнооб.свед-я, 2)экспресс-стил. – желание автора подчер.знач-ть действия. Лит.ред.должен исправить членение на абзацы, учитывая логич.послед. Осн.композ.приемы: используют для эффект.излож. мат-ла и привлеч.внимания. Вставные новеллы, авт.отступ., эффект обман.ожидания, отступ.от хрон.послед. 23. Рассуждение. Предметы или явления, раскр.их признаки. Виды: дедуктивное (от общего к частному), индуктивное (исп.чаще, от част.к общему). Наиболее убедит.аргументы: факты из совр.жизни или истории, цитаты, ссылки на неоспор. полож., аналогии. Методы убеждения: рациональный (воздействие на эмоц.-волевую сферу, при этом анализ искл-ся. Источники: высказ-я, ориент. на соц.стереотипы), иррац.(логическая аргум-я, возд-е на интеллект). Виды рассуждений: умозаключение – большой и малый посылы, демонстрация, вывод. Энтимема – умозакл.без посыла, общеприз.истина. Логическое док-во – убед-ть, аргум-ть выводов с помощью логич.правдивых мыслей. Опровержение – часто исп.в СМИ, цель – док-ть несост.тезиса. Гипотеза – недост.обосн.предполож. Аналогия – приводятся в док-во схожие сит-и. Чем опред-ся выбор рас-я? смысл текста, процесс получ.нового знания, поиски ответов на возн.вопросы, полемика с оппон., активная позн.деят. Задачи ред-ра: следит за тем, чтобы четко был разгран.тезис и аргументы, исход.данные и выводы, аргум.убедит.и обосн. 24. Определение. вид текста, который точно раскрывает содержание понятия, называет его родовые и видовые признаки. Определение должно характеризовать в сжатой и обобщающей форме основное содержание данного термина (понятия, имени). Оно должно быть построено четко, логически последовательно. Определение состоит из четырех элементов: 1) определяемое понятие, т.е. то, что определяется; 2) предикат – то, что говорится об определяемом; 3) родовой признак, т.е. качество, которое присуще ряду родственных предметов или явлений; 4) видовое отличие – качество, характерное только для данного определяемого понятия. Например: Послание – литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам (Л.И. Тимофеев и Н. Венгеров, Краткий словарь литературоведческих терминов). Здесь определяемое понятие – «послание», предикат – «есть»(опущен в настоящем времени), родовой признак – «литературное произведение», который характеризует все виды произведений литературы, и, наконец, видовое отличие, присущее только рассматриваемому виду литературного произведения, – «написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам». 25. Ясность как основной признак речи. Ошибки, нарушающие ясность речи. Важн.кач-во речи. Осн.ошибки: ясным явл-ся предл-е, если оно понимается верно во всех своих эл-х и связях сразу же, без перечитывания. Если чит-ль должен возвр.и переосм.прочитанное, то предл.коммуникативно неясное, т.е. стилистически дефектное. Нуждается в стил.улучшении, перестроении. При этом целесообр.применять различение 2-х т.з.на каждый язык.факт. Читающего и пишущего. Предл.с искаж.смыслом можно разделить на 2 группы: неправ.поним.отдел.слова (смещ.лог.удар. м непр.поним.словоформы) и непр.поним.связи слов (ошибочная смысл.связь и ошиб.смысл.разъединение). 26, 27, 28. Смещенное логическое ударение. Позиционный способ выражения логического ударения. При перемещ.лог.ударения резко измен.смысл предл. В практике речи лог.удар.рассмат. в коммуник.смысле – воспримет ли читающийлог.уд.на том слове, на кот.его мыслил пишущий и не переместится ли л.у.пр воспр.текста. Обычно л.у.смещ.с левого слова на правое. В бол-ве пред-й л.у слово стоит в конце. Если автор определил л.у.не на посл.слове и чит-му не просигналил об этом, то чит-ль проскочит его. Вывод: пишущему недостаточно знать самому, где у него в тексте удар.слово, об этом надо еще сказать чит-лю. Способы выраж.: 1)позиционный – перемещ.выделенного слова в удар.позицию (синтагма); 2)лексический – усил.знач.слова путем введения спец.слов; 3)графический –применение шрифтовых и знак.средств. Графический способ. Выделяющие шрифты, подчеркивание, акут – иногда бывает единств.средством, когда нужно передать слабое ударение.! - используют в цитир.тексте. Он указывает – обратите внимание на это слово, на ошибку в цитир.тексте. Выделяющее тире – возможно там, где в устной речи делается пауза. Лексический способ. Слова-усилители: частицы (чаще перед словом), ошибки – неправ.употр., важно замечать и не пропускать в предл.слово, кот.нужно усилить; уточн.синоним – л.у.восприн. на 2-м из двух синонимов; усилители наречного типа; противопост-е. Ошибки при лекс.удар.: не выдел.ударное слово, когла оно может быть выделено лексически; ставят слово-усил.не на том месте; мало усилителей. 29. Неправильное понимание словоформы как ошибка, нарушающая ясность речи. Неправильное понимание омоформы. Омоформия – совпадение неск.грамм.форм в одном матер.виде(оконч.в разн.пад. или разн.слов в разн.пад.). Грам.омонимия бывает на уровне синтаксиса, когда разн.пред-я по знач.совпадают. Для нас главное – воспр.читателем этих слов и пред-й. 5 ситуаций при восприятии омоформ (перечислить). Вывод: пишущий еще до того, как текст попадет к читателю, должен решить, адекватно ли будет понят омоним. Чаще всего возн. при употр. им.вин.пад в начале пред-я, но может возн. и в середине. Законом-ть восп-я омоформ им-вин, им-косв. состоит в том, что омоформа с неопределяющим предтекстом воспр-ся как им.пад. Перестроить: изм.порядок слов, заменить акт.конст.пассивной, ввести у предтекст уточнитель падежа, придать омоформе, ошибочно восприн.в знач.деятеля, знач.истин.деятеля; акут. (ниже продолжение вопроса 30) слов» стало возможным только после того, как было введено понятие «ошибочная смысловая связь слов». Понятие «ошибочное смысловое разъединение слов» было представлено как его прямая противоположность. Если ошибочная смысловая связь слов — это объединение в сознании читающего двух слов, разъединенных в сознании пишущего, то ошибочное смысловое разъединение слов — это, наоборот, разъединение в сознании читающего двух слов, связанных в сознании пишущего, т. е. это зеркальная, или «перевернутая», ошибка. 30. Ошибочная смысловая связь слов (объединение слов, разъединение слов) как ошибка, нарушающая ясность речи. Ошибочная смысловая связь слов — одна из самых распространенных стилистических ошибок. Такие ошибки часто являются грубыми, они невольно привлекают к себе внимание читающих. Ошибочной смысловой связи слов посвящено 5 правил практической стилистики: правило о союзном слове который, правило о причастном обороте, правило о родительном приименном, правило о наречии, правило о союзе и при однородных членах. Однако в реальной речевой практике ошибочная смысловая связь возникает более чем в 50-ти грамматических конструкциях. Существуют 2 типа классификации предложений с ошибочной смысловой связью слов? Грамматическая классификация (по типу конструкций) Всю совокупность таких предложений можно разделить на группы, отличающиеся друг от друга грамматическими особенностями: Конструкция с деепричастным оборотом. Конструкция с причастным оборотом. Конструкция с существительным в именительном падеже. Конструкция с существительным в винительном падеже. Конструкция с союзом и при однородных членах и т.д.
|