![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Валеологические установки личности. Типы валеоустановок личности.
Валеоустановка - психическое образование, включающее 3 компонента: ü когнитивный — представления о здоровье (здоровом образе жизни) и о болезни; ü эмоционально-оценочный — эмоциональное отношение к проблемам здоровья и болезни, их субъективная оценка; ü поведенческий — стереотипы поведения, направленные на поддержание здоровья и преодоление болезни. Структура валеоустановки аналогична структуре социальной установки (или аттитюда); она 3-компонентна и биполярна, так как включает два полярных аспекта: o установку по отношению к здоровью; o установку по отношению к болезни. Типы валеоустановок: ü Самодостаточный (ресурсный) тип валеоустановки — ориентация на самостоятельное поддержание здоровья и следование здоровому образу жизни. Характерен для младших школьников из полных гармоничных семей. Когнитивный компонент - сформированность представлений о здоровье и болезни, причем представления о здоровье (здоровом образе жизни) столь же развиты и дифференцированы, как и представления о болезненном состоянии. Эмоциональный компонент - позитивный эмоциональный настрой, связанный с переживаниями и ощущениями собственной активности, силы, творческих ресурсов, с наслаждением от спорта, игр, активного образа жизни, причем эмоциональное состояние относительно независимо от поведения значимых других, поскольку обуславливается не столько позитивной стимуляцией извне, сколько внутриличностными ресурсами ребенка. Поведенческий компонент - дети отличаются активностью в преодолении болезни и поддержании (укреплении) своего здоровья. Личностный компонент - являются удовлетворенность собой (своими поступками и действиями), стремление активно преодолевать трудности и препятствия на пути к цели. ü Поддерживающий тип валеоустановки — здоровый образ жизни базируется на принципе поддержки и помощи одному из членов семьи. Наблюдается в неполных гармоничных семьях. Когнитивный компонент- пассивность по отношению к своему здоровью и несформированность представлений о здоровом образе жизни. Эмоциональный компонент - позитивный эмоциональный настрой зависит от позитивного эмоционального состояния значимого “другого” (по отношению к которому ребенок испытывает эмоциональную зависимость или привязанность), а не от позитивного подкрепления или отсутствия негативных действий со стороны других. Такая установка фрагментарна, фиксирована на другом и препятствует созданию общей здоровой атмосферы в семье. ü Дефицитарный тип валеоустановки — ощущение недостаточности собственных ресурсов для обеспечения здорового образа жизни, обращение за помощью к другим людям или обвинение других в своих болезненных состояниях. Характерен для детей из неполных дисгармоничных семей. Когнитивный компонент - несформированность представлений о здоровом образе жизни. Эмоциональный компонент - зависимость эмоционального компонента от позитивной стимуляции со стороны значимых других (подарки, праздники, приятные сюрпризы). Поведенческий компонент - общая пассивность по отношению к здоровью и болезни (на поведенческом уровне). Личностный компонент - наличие страхов, повышенная тревожность, неуверенность в себе. ü Манипулятивный тип валеоустановки — собственное самочувствие в данном случае выступает как инструмент манипуляции по типу: “Я себя плохо чувствую, поскольку ты со мной плохо обращаешься”, “Я болен, потому что родители меня не любили”, “Я заболел, чтобы не пойти в школу и заставить родителей заботиться обо мне”. Характерна для детей из полных дисгармоничных семей. Когнитивный компонент - представления о болезни более дифференцированы, чем представления о здоровом образе жизни, поскольку болезнь используется как тонкая стратегия манипулятивного воздействия на взрослых (например, с целью пропустить занятия в школе). Эмоциональный компонент - позитивный эмоциональный настрой, в основном, зависит от регламентирующих (запрещающих или разрешающих) действий других значимых лиц (родителей, близких родственников, учителей и т.д.), а также имеет место пассивная позиция по отношению к своему здоровью и болезни. Личностный компонент - наличие защитных реакций, и агрессивных тенденций, демонстративно-истероидная манера поведения.
|