Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос Понятие социальных норм. Социальные и технические нормы, их соотношение.
В каждом обществе действуют определенные нормы. Существует два типа норм – технические и социальные. Как социальные нормы, так и технические возникали и проходили процесс становления постепенно, они продолжают меняться вместе с развитием общества. Понятие и характеристика технических норм Технические нормы – это четко определенный и формализированный свод правил, который регулирует отношения человека и природы, техники. Данный тип норм возникает в том случае, когда возникает вопрос о целесообразном использовании природных и технических ресурсов. Технические нормы выполняют задачу определения наиболее оптимального и безвредного механизма взаимодействия человека с природой и техникой, регулируют экологические вопросы с тем, чтобы при использовании природных ресурсов природа терпела минимальный ущерб. Классификация социальных норм: Социальные нормы делятся на виды: обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, политические нормы, организационные нормы. Поговорим о каждом виде подробнее. Обычаи – это те правила, которые нигде не прописаны, но которые действуют на определенной территории на протяжении значительного количества времени. Обычаи формируют и оказывают значительное влияние на общественное мнение. Примером обычая можно привести свадьбу и похороны, фактически никто не обязан устраивать их, но редко кто идет против обычаев. Религиозные нормы – это нормы, которые диктует церковь и вероучение, а также религиозные деятели. Корпоративные нормы – это свод правил, который возникает в определенной организации. Данные нормы не противоречат общепринятым нормам и призваны регулировать отношения внутри коллектива. Политические нормы – данные нормы регулируют отношения в сфере власти и служат, как обществу в целом, так и отдельным политическим партиям, деятелям. Организационные нормы – это нормы поведения в организациях и производстве, они близки к техническим нормам и в чем-то с ними перекликаются. Существует и другая классификация социальных норм, в данной классификации свое место нашли такие нормы, как нормы морали, семейные нормы, этические нормы, нормы делового общения, а также нормы традиций и нормы этикета. Данные нормы действуют практически в каждом обществе и со временем видоизменяются. Характеристика и особенности социальных норм Как и у технических норм, у социальных норм есть свои особенности. Во-первых, общественные отношения являются главным предметом социальных норм. Во-вторых, социальные нормы имеют единственный субъект – людей, как представителей социальной сферы. Технические и социальные нормы тесно взаимодействуют, можно сказать, что они неотделимы друг от друга, так как техническим нормам подчиняются люди, а там, где люди, неизбежно возникают социальные нормы, которые исходят и подчинены человеческой природе. В процессе общественных отношений происходит своеобразный симбиоз описанных норм, и возникают технико-социальные нормы, которые являются общеобязательными и регулируются уже на законодательном уровне и их невыполнение может быть наказуемо законом. Соотношение права и морали В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную основу человеческих отношений. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права. Однако сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. При этом, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованьями. Под нормой права понимается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняемое государством. Мораль же – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Приведенная формулировка отражает лишь наиболее общие признаки исследуемого явления. Фактически же структура морали богаче и включает в себя так же психологические моменты - эмоции, переживания и т.п. Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально - политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально - экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие человеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в " золотом правиле": поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в вид норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т. е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Это то, что нередко называют совестью - способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. " Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и внутренне". Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. Взаимодействие права и морали в обществе – сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.Право и мораль – дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая, друг друга.Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность, ибо сохранение нравственных отношений есть не только право законодателя, но и его обязанность.Для более глубокого познания соотношения права и морали необходимо рассмотреть следующие четыре компонента: единство, различие, взаимодействия и противоречия. Единство права и морали состоит в том, что: во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа; во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают; в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации; в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа.
|