Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постмодернизм как явление искусства 2-Й пол. 20 в.-нач. 21 в.
Предмодернизм — первый (начальный) период художественного развития эпохи авангардизма; группа художественных направлений в культуре второй половины XIX в., открывающая целую стадию (стадию утраченных иллюзий) новейшего художественного развития. Постмодернизм (дословно - " то, что наступило после современности", часто интерпретируется как " то, что пришло на смену модернизму") возникает во второй половине XX в. Его программа сводится к следующему: 1. Мир принципиально непознаваем, искусство утрачивает свою гносеологическую функцию и превращается в свободную, ничем не сдерживаемую игру. Причем автор не обязан нести ответственности за созданные им образы, поскольку созданный им текст существует совершенно независимо от автора и может быть сознательной провокацией. В предельном варианте постмодернисты понимают весь мир только как сумму меняющихся текстов (частью эта мысль выражена уже у классика постмодернистской литературы аргентинского писателя Х.-Л. Борхеса), художник, с одной стороны, просто добавляет к ним новые, с другой - творит и меняет мир в самом прямом значении этого слова. 2. Возможности искусства исчерпаны. Модернизм (и авангард) были последним творческим " рывком". Искусство сказало все, что могло сказать, и использовало все средства, которые было возможно использовать. Ничего нового создать нельзя, остается лишь комбинировать, " тасовать" мотивы, сюжеты, приемы, фрагменты уже созданных текстов искусства, делать разнообразные подражания и стилизации. Но поскольку запас этих текстов огромен, процесс такой игры может быть очень долгим. 3. Утеряны любые устойчивые координаты (например, низкое - высокое, хорошее - плохое, разрешенное - запрещенное, старое - новое1), а значит, в процессе новой игры-искусства можно причудливо соединять любые элементы, смешению ничто не препятствует. В определении дальнейших судеб постмодернистского искусства и его сторонники, и его критики расходятся. Говорят как о принципиальном закате искусства, выражением чего и является постмодернизм, так и о том, что за этим периодом кризиса наступит новый расцвет искусства (правда, в чем он должен состоять, отчетливо сказать чаще всего затрудняются).
|